Файл: Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите

1. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение

2. Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений

4. Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики

2. Средства применения отравляющих веществ

3. Признаки поражения, само- и взаимопомощь при поражении отравляющими веществами. Антидоты и порядок их использования

4. Аварийные химические опасные вещества и другие токсичные вещества, их воздействие на организм человека, способы обнаружения и защиты




РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ
И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА


Опорный конспект




Тема №1/1

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ. пРИЕМЫ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА МЕСТНОСТИ, ЗАРАЖЕННОЙ РАДИОАКТИВНЫМИ, ОТРАВЛЯЮЩИМИ, АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ, ДРУГИМИ ТОКСИЧНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И БИОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.
Вопросы:

  1. Краткая характеристика поражающих факторов ОМП и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и сооружения.

  2. Последствия аварий (разрушений) на РХБОО.

  3. Средства и способы защиты от поражающих факторов ОМП.


Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите



Занятия по радиационной, химической и биологической защите проводятся в классах, на городке РХБ защиты, приказарменной учебной базе, тактическом поле общевойсковой подготовки и огневой штурмовой полосе.

Главное внимание обращается на усвоение обучаемыми боевых свойств оружия массового поражения и способов защиты от них, выработку у личного состава уверенности в том, что умелое использование защитных свойств техники, местности и других средств защиты значительно ослабит воздействие поражающих факторов ядерного оружия, токсичных химикатов и зажигательных средств.

На занятие подразделение выводится в полном составе. Личный состав на занятие выходит с оружием и средствами индивидуальной защиты. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться на фоне тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, биологическом и воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

При изучении ядерного, химического и бактериологического оружия противника необходимо вырабатывать у обучаемых твердую уверенность в том, что при быстром и умелом использовании имеющихся средств и способов защиты потери личного состава резко уменьшаются.

При использовании на занятиях имитационных средств необходимо строго выполнять меры безопасности, указанные в инструкциях по применению средств имитации радиоактивного и химического заражения.


Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты и экипировки. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие, средства индивидуальной защиты на наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса выставляются оценки. Руководитель занятия объявляет обучаемым тему и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования мер безопасности при обращении с оружием, индивидуальными средствами защиты и имитационными средствами, применяемыми на занятии, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия.

При проведении основной части занятия следует исходить из конкретных условии, в которых организуется и проводится обучение личного состава.

На занятиях должны широко использоваться макеты, плакаты, схемы, муляжи, тренажная аппаратура, имитационные средства, учебные видео-, кинофильмы.

При изучении учебных вопросов руководитель занятия доводит материал методом рассказа с подробным разъяснением изучаемого материала.

После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

Практические навыки, полученные личным составом на занятиях по РХБ защите, совершенствуются на всех проводимых тактико-строевых, тактико-специальных (тактических) занятиях и учениях.



После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет наличие оружия, состояние индивидуальных средств защиты и экипировки. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и за отработку нормативов (практических действий) в основной части, отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки.

УТВЕРЖДАЮ

Командир (начальник)

























(воинское звание)










(фамилия)

«




»




20




г.






УТВЕРЖДАЮ

Командира
__________________

«___» __________ 2023 года
ПЛАН


ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

с проведения занятия с личным составом




по

РХБ защите

на

«




»

06

20

23

г.








Тема:

«Средства индивидуальной защиты коллективной защиты и практическое пользование ими.Действие по сигналам оповещение о радиоктивном, химическом и биологическом заражении»








Учебные вопросы:

1 Средства индивидуальной защиты коллективной защиты

2 Назначение устройство защитные свойства фильтрующего противогаза

Время:

40

минут




Место проведения занятия:

городок ТСБП.

Метод (форма) проведения:

Устное изложение и обсуждение изучаемого материала (рассказ-беседа).

Материальное обеспечение:

Оборудование класса общевойсковой подготовки, стенды, плакаты и схемы.

Руководства и пособия:

1. Учебно-методическое пособие «Подготовка подразделений по радиационной, химической и бактериологической защите». - М.: Воениздат, 2005.

2. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты, использованию защитных свойств местности и объектов. - М.: Воениздат, 2003.

3. Учебник сержанта войск РХБ защиты. - М.: Воениздат, 2005.

7. Наставление по действиям войск РХБ защиты, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - М.: Воениздат, 2001.




I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ










мин.




1.

Определение готовности подразделения к занятию:




мин.







  • принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира подразделения) о готовности к занятию;

  • проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы класса и оформление классной доски;

  • проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых, указываю на недостатки и добиваюсь их устранения;

  • даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей.

2.

Напоминание материала предыдущего занятия:




мин.







  • напоминаю тему предыдущего занятия по радиационной, химической и биологической защите;

  • довожу, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

3.

Доведение требований безопасности:







  • довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с учебной материально-технической базой класса;

  • устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия.




II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ










мин.





п.п.

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Время

Действия руководителя
и его помощника

Действия
обучаемых




Организация занятия




мин.




Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

1.

Краткая характеристика поражающих факторов ОМП и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и сооружения.





мин.




Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам;

  • краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва;

  • воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение поражающих факторов ядерного взрыва.

Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической

При возникновении вопроса задают его.

























части занятия.




Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы.




Назначение и боевые свойства химического оружия. Классификация отравляющих веществ. Основные типы отравляющих веществ.




мин.




Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • назначение и боевые свойства химического оружия;

  • классификация отравляющих веществ;

  • основные типы отравляющих веществ;

  • основные свойства отравляющих веществ, характер заражения ими и способы их обнаружения.

Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

2.

Последствия аварий (разрушений) на РХБОО.





мин.




Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • противорадиационные препараты из АИ и порядок их использования;

  • последствия аварий (разрушений ) на РХБОО и особенности защиты личного состава и населения.

Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

























Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы.

3.

Средства и способы защиты от поражающих факторов ОМП.





мин.




Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

-способы защиты личного состава, вооружения и военной техники:

-рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений,

-средств индивидуальной и коллективной

Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.




При возникновении вопроса задают его.