ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
Таблица 10
Содержание керосина в составе летнего или зимнего дизельных топлив
для изменения их низкотемпературных свойств при различных
температурах окружающего воздуха
Содержание керосина, % (по объему), в смеси с дизельным топливом
Температура окружающего воздуха, °С летним зимним
1 2
3
От 0 до -5 10
-
От-5 до-10 20
-
От-10 до-15 30
-
От-15 до-20 40
-
От -20 до -25 50
-
От -25 до -30 60 10
От -30 до -35 70 20
От -35 до -40 80 30
От -40 до -50 90 40
Ниже -50
-
50
Рисунок 6 – Антигелевые добавки зарубежных фирм
Фракционный состав и испаряемость дизельного топлива.
Фракционный состав и испаряемость дизельного топлива определяются его физико-химическими свойствами. Если на первую стадию смесеобразования — распыливание — решающее влияние оказывает вязкость топлива, то на вторую стадию (испарение) — его испаряемость.
45
По
ГОСТ
305-82, испаряемость дизельного топлива, характеризуемая фракционным составом, определяется температурами выкипания 50 и 96 процентов топлива (соответственно t
50%
и t
96%
).
Температура начала кипения отечественных дизельных топлив обычно находится в пределах 170-200 °С, t
60%
составляет 255-280 °С, а температура конца перегонки (t
96%
) примерно равна 330-360 0
С.
Показатель температуры t
50
%
характеризует пусковые качества топлива. Чем эта температура ниже, тем более облегчен фракционный состав данного топлива, тем быстрее и полнее оно испаряется в камере сгорания. Однако после прогрева двигателя до рабочей температуры топливо с облегченным фракционным составом вызывает жесткую работу дизеля.
Температура t
96%
указывает на содержание в топливе высококипящих углеводородов
(трудноиспаряющаяся фракция), которые во время рабочего процесса в камере сгорания испаряются медленно и неполно. Повышение доли этой фракции ухудшает смесеобразование и вызывает неполное сгорание топлива, затрудняет пуск дизеля, снижает его экономичность и увеличивает дымность отработавших газов. Поэтому дизельные топлива должны обладать оптимальной испаряемостью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Противокоррозионные свойства дизельного топлива
Противокоррозионными свойствами дизельные топлива должны обладать для обеспечения минимального воздействия коррозионного разрушения деталей дизеля. Причины коррозионной агрессивности дизельных топлив те же, что и у бензинов: наличие в их составе сернистых соединений, водорастворимых кислот и щелочей, а также органических кислот.
При производстве дизельных топлив из сернистых нефтепродуктов получают газойлевые и соляровые дистилляты с содержанием серы до
1,0-1,3 %. Серу из дистиллятов удаляют каталитическим способом, позволяющим снизить ее содержание до 0,2-0,5%, что по ГОСТ 305-82 является допустимой нормой. Повышенное до 0,6 % содержание серы в топливах приводит к увеличению износа гильз цилиндров и поршневых колец в среднем на 15 %. а повышение до 1 % ускоряет этот процесс в
1,5 раза.
Из активных сернистых соединений
(элементарная сера, меркаптановая сера, сероводород) наибольший коррозионной агрессивностью обладает меркаптановая сера. Содержание ее в топливах не должно превышать 0,01 % (норма по ГОСТ). При повышении массовой доли меркаптановой серы до 0,06 % коррози- онный износ плунжерных пар и деталей форсунок увеличивается в 2
46 раза. Поэтому при производстве дизельных топлив обязательно проводят их коррозионные испытания медной пластинкой. Если медная пластинка выдерживает испытания, то коррозионная агрессивность топлива отсутствует.
Кроме того, учитывая высокую коррозионную агрессивность и низкую химическую стабильность меркаптанов, помимо испытания на медную пластинку (качественная оценка), содержание в производимом топливе меркаптановой серы определяют еще и потенциометрическим методом.
Минеральные кислоты и щелочи обнаруживают по реакции водной вытяжки. Присутствие водорастворимых кислот и щелочей в дизельных топливах не допускается. Кислотность согласно ГОСТ 305-82 не должна превышать 5 мг КОН для нейтрализации 100 см
3
топлива.
При сгорании топлив, содержащих непредельные углеводороды, вследствие окисления в цилиндре двигателя образуются смолистые вещества, приводящие к нагарообразованию. Содержание фактических смол не должно превышать 40 мг на 100 мл топлива.
Стандартами предусмотрена предельная кислотность дизельных топлив. Она не должна превышать 5 мг на 100 мл дизельных топлив. Не допускается наличие минеральных (водорастворимых) кислот и щелочей, которые могут остаться в топливе в результате недостаточной промывки и отстоя топлива после его очистки.
Степень чистоты дизельных топлив.
Механические примеси и вода в топливах для автомобильных дизелей по ГОСТ 305-82 недопустимы. При наличии в дизельном топливе механических примесей происходит засорение фильтрующих элементов, ускоренный износ топливоподающей аппаратуры. При понижении температуры из воды, находящейся в топливе, образуются кристаллы льда, которые забивают фильтрующие элементы, что уменьшает подачу топлива в двигатель. Применение дизельного топлива с водой при положительной температуре приводит к разрушению фильтрующих элементов.
Однако в связи с
«чувствительностью» метода оценки содержания механических примесей (ГОСТ 6370-83) и воды (ГОСТ 2477-65) за отсутствие загрязнений принимаются содержание в топливе механических примесей до 0,005 % и воды до 0,03 % (по массе). Содержание воды в нефтепродуктах до 0,025 % включительно называют «следами».
Содержание в топливе загрязнений, способных закупоривать поры бумажных фильтров и нарушать работу топливной аппаратуры
(механических примесей, воды, смол, серы, нафтенатов) регламентируется коэффициентом фильтруем ости, значение которого
47 тем выше, чем больше в топливе примесей. Степень очистки дизельного топлива, определяемая коэффициентом фильтруемости, не должна превышать 3. Наиболее опасными считаются механические примеси.
Температура вспышки.
Температура вспышки характеризует пожарную опасность топлива при его транспортировке и хранении. Согласно ГОСТ 305-82 нефтеперерабатывающие предприятия выпускают топлива с температу- рой вспышки не ниже 40 °С - для дизелей общего назначения и не ниже
62 °С - для тепловозных и судовых дизелей. Низкая температура вспышки указывает на наличие легких компонентов, присутствие которых может быть опасно также и при работе двигателей. Поднять температуру вспышки дизельного топлива можно, повысив температуру начала кипения, а, следовательно, снизив отбор топлива от нефти.
3.3. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА
СГОРАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
На сгорание дизельного топлива значительное влияние оказывают конструктивные и эксплутационные факторы. Положительно влияет повышение степени сжатия е, а следовательно, температуры и давления воздуха, при этом улучшается процесс сгорания, двигатель работает более мягко.
Увеличение угла опережения впрыска топлива отрицательно сказывается на самовоспламенении, ибо топливо впрыскивается в менее сжатую и нагретую среду и работа двигателя становится более жесткой, а также из-за преждевременного сгорания большей части топлива значительное давление развивается до прихода поршня в ВМТ, что вызывает потерю мощности.
Конструкция камеры сгорания должна обеспечивать интенсивное вихреобразование при сжатии воздуха, что уменьшает время нагрева топлива. В качестве материала для поршней лучше использовать не алюминий, а чугун, так как он обладает меньшей теплопроводностью, следовательно, при поршнях из чугуна более интенсивно будут нагреваться воздух и топливо, что способствует уменьшению времени сгорания топлива.
Экологические требования к дизельным топливам
Основными показателями качества, ответственными за экологические последствия выбросов отработавших газов дизелей, являются:
1. массовая доля серы;
2. массовая доля ароматических углеводородов, связанная с
48 цетановым числом дизельного топлива;
3. фракционный состав, характеризующий пределы выкипания топлива.
В таблице 11 приведены действующие, а также перспективные отечественные и зарубежные требования к дизельным топливам по ряду экологических показателей. Отечественные дизельные топлива по
ГОСТ 305-82 не соответствуют европейским нормам EN 590 по содержанию серы имеют в среднем несколько меньшее цетановое число.
Таблица 11
Требования к экологическим показателям дизельных топлив
Наименовани е показателей
Нормы экологических показателей дизельных топлив
Отечественные
Зарубежные
Действующие Вводимые
Перспективные
«
Л
»
п о
Г
О
С
Т
3 0
5
-8 2
«
3
»
п о
Г
О
С
Т
3 0
5
-8 2
Д
Э
К
-Л
Д
Э
К
-З
Д
ей ст в
у ю
щ и
е н
о р
м ы
п о
E
N
5 9
0
П
р ед л
о ж
ен и
е к
о м
и сс и
и
Е
С
П
р ед л
о ж
ен и
е
А
сс о
ц и
ац и
и ев р
о п
ей ск и
х а
в то м
о
- б
и л
ьн ы
х к
о м
п ан и
й
1 2
3 4
5 6
7 8
Цетановое число
45 45 49 45 49- летнее
45- зимнее
51 58
Фракционный состав,
0
С, не выше: конец перегонки 96% перегоняется при температуре
360 340 360 340 370 350 340
49 окончание таблицы 11 1
2 3
4 5
6 7
8
Плотность при
20 0
С, кг/м
3
, не более
860 840 860 860 860*
845 870
Объемная доля аро- матических углеводо- родов, %, не более
**
**
Объемная доля полицикличес ких углеводородо в, %, не более
9 1
Примечания:* — при температуре 15 0
С; ** — предложение
Германии (BMW) — не более 10%, США — не более 5%
Таблица 12
Количество выброса диоксида при сжигании 1 т дизельного топлива.
Содержание серы в топливе, %
Масса выброса диоксида
Серы, г/кг.
0,2 3,6 0,1 1,8 0,05 0,9
Содержание серы в дизельном топливе определяет количество выброса, образующегося в отработавших газах диоксида серы. Масса выброса диоксида серы при сжигании 1 т дизельного топлива в зависимости от содержания в нем серы приведена в таблице 12. В 1996 г. в Европе было введено ограничение на содержание серы в дизельных топливах до 0,05 %.
Фракционный состав дизельных топлив с улучшенными экологическими свойствами установлен на уровне летнего топлива со следующими показателями: температура выкипания 50 % объема — не выше 280 °С, температура выкипания 96 % объема (конец перегонки) —
50 не выше 360 °С; температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 40
°С.
Содержание ароматических углеводородов для большинства товарных дизельных топлив, выпускаемых отечественной промышленностью, составляет
23-28
%.
Колебания состава ароматических углеводородов зависят от природы перерабатываемой нефти, их компонентного состава и технологии производства топлив.
Для удовлетворения экологических требований массовая доля ароматических углеводородов должна быть не более 10 %.
Европейский стандарт
EN
590
(действующий в странах
Европейского экономического сообщества с 1996 г.) предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Для районов с умеренным климатом выпускается 6 марок дизельных топлив
(А, В, С, D, Е и F), имеющих предельные температуры фильтруемости соответственно +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С. Для районов с холодным климатом предусмотрен выпуск 5 классов (0, 1, 2, 3 и 4) дизельного топлива с низкотемпературными свойствами (табл. 13).
Таблица 13
Характеристики дизельных топлив различных классов для районов с холод-
ным климатом (по Европейскому стандарту EN 590)
Наименование показателя
Класс топлива
0 1
2 3
4
Температура помутнения,
0
С, не выше
-10
-16
-22
-28
-34
Предельная температура фильтруемости,
0
С, не выше
-20
-26
-32
-38
-44
Влияние присадок на качество работы и долговечность дизеля
Эксплуатационные свойства дизельных топлив в значительной степени определяют качество работы и долговечность дизельных двигателей. Улучшение свойств топлив достигается путем введения в их состав многофункциональных присадок.
Для улучшения эксплуатационных свойств дизельных топлив применяют присадки различного назначения: депрессорные, повышающие цетановое число, антиокислительные, моюще- диспергирующие, снижающие дымность отработавших газов и др.
51
Применение антидымных присадок МСТ-15, АДП-2056, ЭФАП-6 в концентрации
0,2-0,3 процента позволяет снизить дымность отработавших газов на 40-50 процентов.
Таблица 14
Потребительские свойства присадок и добавок в дизельные топлива
Наименование препарата
Назначение
Страна, фирма- производитель
1 2
3
Ice Proof
Улучшает пусковые свойства дизельного топлива при отрицательных температурах
Бельгия, Wynn’s
DIESEL SUPER Обеспечивает эксплуатацию дизельных двигателей при температуре до -47 °С
США, Hi-gear
Diesel & Fuel Oil
Anti-Gel
Добавка к летнему топливу, обеспечивающая его текучесть до температуры -29
–
С
США, CD-2
Diesel
Conditioner
Удаляет влагу из топлива, облегчает пуск двигателя при низких температурах окружающей среды
Германия,
SCT,
MANNOL
FUEL treatment
& ANTIGEL
Удаляет влагу из топливной системы и облегчает пуск двигателя
США, Hi-Gear
DIESEL
ANTIGEL WITH
ER
Снижает температуры застывания топлива до -47 'С, облегчает пуск дизеля при низких температурах, восстанавливает компрессию
США, Hi-Gear
Diesel Cetane +
Plus
Увеличение цетанового числа любого топлива на 5 единиц, облегчает пуск холодного двигателя и снижает расход топлива
Бельгия, Wynn’s
DIESEL
TUNE
UP & CETANE
BOOST
Очистка от нагара, повышение цетанового числа топлива до 6 единиц и улучшение эксплуатационных характеристик дизеля
США, Hi-Gear
Diesel
Fuel
System
Conditioner
Очистка системы питания двигателя и снижение температуры загустевания масла
США,
Energy
Release
52 окончание таблицы 14 1
2 3
Clean Burn
Снижает образование черного дыма и содержание сажи в выхлопных газах двигателя
Бельгия, Wynn's
3xA
Diesel
Engines
Очистка системы питания двигателя через 5 тыс. км пробега
Бельгия, Wynn's
Очиститель форсунок Profix
Очистка форсунок дизеля через 3 тыс. км пробега автомобиля
Россия,
LT
«Лаборатория
Триботехнологии
»
DIESEL
PLUS
WITHER
Очистка форсунок и системы питания
США, Hi-Gear
Diesel
Fuel
System Cleaner
Очистка и смазка топливного насоса и форсунок двигателя
Бельгия, Wynn's
Diesel Rower 3
Очистка системы питания двигателя, увеличение мощности и предотвращение черного выхлопа
Бельгия, Wynn's
DIESEL
JET
CLEAN
Очистка форсунок, системы питания и камеры сгорания дизеля
США, Hi-Gear
DIESEL
INJECTOR
CLEANER
Очистка форсунок дизельного двигателя
США, Ster Up
DIESEL
JET
CLEAN
Очистка сильно загрязненных форсунок, которые необходимо менять
США, Hi-Gear
SYNTHETIC
DIESEL TUNE
Очистка системы питания, восстановление эксплуатационных характеристик и продление срока службы дизеля в 1,5-2 раза
США, Hi-Gear
Total Diesel Fuel
Maintenance
Улучшает качество топлива, оптимизирует работу и экономичность двигателя
США, CD-2
Разрушающее действие кислот нейтрализуют добавлением в моторные масла для дизельных двигателей противокоррозионных присадок, из которых наиболее эффективен нафтенат цинка (0,25-0,3
%). Дизельные топлива с содержанием серы более 0,2 % применяют только при условии, что в двигателе применяется масло с