Файл: Правовая охрана редких исчезающих видов растений и животных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1410

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К специальным актам, предназначенным для регулирования охраны особой категории организмов, относятся: Красная книга РФ и аналогичные документы, постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. "О Красной книге РФ", от 19 февраля 1996 г. "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ", от 6 января 1996 г. "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ", а также ведомственные акты.

Сохранение видового многообразия животных - одно из основных требований по охране и использованию животного и растительного мира. Осознание обществом уникальности и невосполнимости природного генофонда, понимание того обстоятельства, что редкие виды нуждаются в комплексной глобальной охране, привело к включению нового правового запрета в Уголовный Кодекс РФ (УК РФ).

Цель новой нормы - предотвращение гибели редких и исчезающих видов как одного из наиболее ценных компонентов окружающей среды, имеющего особое экологическое значение, а также предупреждение действий, которые могут негативно сказаться на сохранении этих видов организмов и сред их обитания.

Таким образом, при решении вопроса о применении мер уголовной ответственности по статье 259 УК РФ весь нормативный материал можно разделить по стандартной схеме: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты министерств и ведомств; законодательные и подзаконные акты субъектов Федерации.

Федеральный закон "О животном мире" объявляет категорию редких и исчезающих видов федеральной собственностью. В статье 24 формулируются общие требования к их охране, в частности: обязательное занесение редких и исчезающих объектов животного и растительного мира в Красную книгу РФ и (или) в Красные книги субъектов Федерации, запрет на действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания.

Огромный ущерб животному и растительному миру, как на глобальном, так и на региональном уровне был нанесен непродуманной или случайной акклиматизацией или гибридизацией животных и растений. Российское законодательство содержит ряд норм, предназначенных для регулирования переселения, акклиматизации и скрещивания животных. Так статья 25 Федерального закона "О животном мире" устанавливает общие требования к такой деятельности: "Акклиматизация новых для фауны РФ объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности".

2.2 Красная книга РФ как источник регулирования охраны редких и исчезающих видов животных и растений


Красная книга РФ представляет собой официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и распространении редких и исчезающих видов животного и растительного мира, обитающих на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также данные о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Красная книга РФ создается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.

Эти данные группируются в определенном порядке и разделяются на два тома. Первый содержит сведения о состоянии ареала, биологии, численности, факторах, влияющих на изменения состояния вида, а также сведения о мерах по охране. Второй том включает в себя описание растений, грибов, лишайников, высших растений по аналогичной структуре.

Правительство Российской Федерации установило, что издание Красной книги должно осуществляться не реже одного раза в десять лет. В первое издание Красной книги РФ по состоянию на 1 января 1995 г. занесено 247 видов животных.

Помимо Красной книги РФ большое значение имеет Красная книга Международного союза охраны природы, включающая описания более чем шестисот видов животных. 13 августа 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ "О присоединении РФ к Соглашению о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств-участников СНГ".

Важной правовой мерой охраны редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу РФ, является регулирование вопросов их ввоза и вывоза; перемещения в пределах территории РФ объектов животного и растительного мира, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.

Статья 20 Таможенного кодекса РФ устанавливает данный запрет и объявляет незаконным ввоз этой категории животных и растений.

Статья 19 Федерального закона от 7 июля 1995 г. №157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определяет общий порядок наложения запрета на осуществление экспорта (импорта), исходя из национальных интересов, среди которых зафиксирована охрана животного и растительного мира.

При экспорте этих объектов наряду с другими документами представляется разрешение административного органа СИТЕС (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) в России.



Во многих актах российского законодательства имеются прямые отсылки к международным конвенциям и иным документам, которые действуют в области охраны животного и растительного мира. Россия является участницей следующих конвенций:

* Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС 1973 г.);

* Соглашение об охране белых медведей (1973);

* Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г.);

* Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.);

* Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.);

* Конвенция по морскому праву (1982 г.);

* Конвенция по охране лосося в северной части Атлантического океана (1982 г.);

* Конвенция о биологическом разнообразии (1992г.) и т.д.

а также двусторонние соглашения со многими странами по охране отдельных видов животных (перелетных птиц, редких и исчезающих видов животных, мигрирующих по территории нескольких государств).

Заключение

Таким образом, необходимость правового регулирования использования и охраны всего растительного и животного мира в его видовом разнообразии не вызывает сомнений. Охрана ресурсов животного и растительного мира направлена как на поддержание оптимального уровня численности экономически ценных промысловых животных, так и на сохранение всего видового разнообразия животных и растений. Решение этой задачи стало большой и актуальной проблемой, поскольку современное общество все больше и больше оказывает пагубное влияние на животный и растительный мир. Мы выяснили, что к редким и вымирающим видам относят животных, численность которых крайне мала, что ставит под угрозу их дальнейшее существование. В свою очередь, растения относящиеся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, равно как и животные как объекты правовой охраны включены в Красную книгу Российской Федерации и в отношении их законодательством установлен особый режим охраны. Основная задача охраны вымирающих и редких видов сводится к тому, чтобы путем создания благоприятной для жизни обстановки добиться такого увеличения численности животных, которое устранило бы опасность их исчезновения. Это - минимум. Максимум - восстановить былые естественные запасы и вновь включить эти виды в число промысловых.

В настоящее время режим охраны редких и исчезающих видов животных и растений складываться как из-за крепленных в праве общих требований охраны и защиты животных всех видов, так и специальных норм законодательства относящихся непосредственно к редким и исчезающим видам.


Таким образом, проблема охраны редких видов может быть решена путем сохранения естественных экосистем и всех их компонентов. Самой эффективной мерой охраны является сохранение их мест обитаний, которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети особо охраняемых природных территорий, к примеру, заповедников. Кроме этого, сохранение редких и исчезающих видов животных и растений требует тесного международного сотрудничества.

Библиографический список


Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст.24, ст.58

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). Ст.259

  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Ст.20

  4. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. №157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Ст.19

  5. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О животном мире». Ст.1, ст.14, ст.15, ст.16, ст.17, ст.18, ст.24, ст.25

  6. Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

  7. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Ст.1, ст.60

  8. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. "О Красной книге РФ", от 19 февраля 1996 г. "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ",

  9. Постановление Правительства РФ от 6 января 1996 г. "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ"

  10. Красная книга Российской Федерации