ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Вариант 10
Текст для работы
5.4. Место экономических информационных систем в управлении предприятием
Управление – важнейшая функция, реализующая целенаправленную деятельность организа- ции. Функцию управления реализует сис¬тема управления. С позиций кибернетики система
– это совокупность связан¬ных между собой и внешней средой элементов, функционирова- ние ко¬торых направлено на реали¬зацию конкретной цели или полезного ре¬зультата. Си- стема управления относится к категории больших (сложных) сис¬тем. Сложность системы зависит от множества входящих в систему эле-ментов, их структурного взаимодействия, сложности внутренних и внеш¬них связей и динамичности.
Система управления включает взаимосвязанные подсистемы, кото¬рые подчиняются общей цели всей системы, и характеризуется иерар¬хичностью построе¬ния с распределением функций управления между соподчиненными частями системы. Понятие система предпола- гает рас¬смотрение объекта как целого, состоящего из совокупности взаимосвя¬занных эле- ментов. В соответствии с кибернетическим подходом систему управления характеризуют две взаимосвязанных компоненты (рис. 5.3).
1. Субъект управления – управленческий аппарат предприятия, осу¬ществляющий принятие решений и формирующий планы, задачи и цели управления предприятием и обеспечиваю- щий контроль за их выполне¬нием.
2. Объект управления – службы и отделы предприятия, осуществ¬ляющие выполнение по- ставленных задач и планов. В экономической системе объект управления представляет
собой подсистему материаль¬ных элементов экономической деятельности (сырье, мате- риалы, обору¬дование, готовая продукция, работники и пр.) и хозяйственных процес¬сов
(снабжение, сбыт, основное и вспомогательное производство и пр.).
Взаимодейст¬вие элементов системы обеспечивается наличием свя¬зей между ними, кото- рые имеют вход и выход (рис. 5.3). Через входы элемент подвергается воз¬действию извне, а через выход сам воздейст¬вует на внешнюю среду. Таким образом, система управления вы¬раба¬тывает управляющие воздействия, которые направлены на под¬держа¬ние или улучшение функционирования предприятия в соответствии с поставленной целью. Иными словами, управление – это процесс воз¬действия субъекта на объект в целях перевода его в новое качест¬венное состояние или поддержание в установленном режиме.
Процесс управления реализуется путем взаимодействия объекта управления и его управля- ющей части (субъекта управления). Взаимоот¬ношения между органами управления и управляемым объектом стро¬ятся по законам обратной связи: орган управления получает информа¬цию об объекте, анализирует ее и принимает решение, которое снова передает объекту управления. Таким образом, в основе процесса управления лежат информационные процессы. Для того чтобы воздей¬ствовать на систему и обеспечить выполнение управ- лен¬ческих решений, в процессе управления должны быть получены сведе¬ния о состоянии системы в каждый момент времени о достижении по¬ставленной цели или недостижении ее.
Тема для создания таблицы
Авторемонтные мастерские
Приблизительный список характеристик: Номер водительских прав, ФИО, адрес и телефон владельца автомо- биля; номер, ФИО, адрес, телефон и квалификация механика.
12
Вариант 11
Текст для работы
5.5. Тенденции развития информационных систем управления
Наметившийся в России переход к рыночной экономике требует но¬вых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные пред- приятия превращаться во все более сложные сис¬темы, для которых необходимы новые методы обеспечения управляе¬мости.
Новым направлением в управлении стало появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово- экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контроллинг (англ. to control – контролиро¬вать, управлять) – это управление управлени- ем. Функции контроллинга: координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; информационная и консультационная поддержка принятия управлен¬ческих решений; создание условий для функционирования общей информационной системы управления предприятием; обеспечение рациональности управленческого процесса.
Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирова¬ния организации и осуществляет обратную связь в контуре управления. Занимая особое место в системе управления, кон-
троллинг способствует информационному обеспечению принятия решений в целях опти-
маль¬ного использования имеющихся возможностей, объективного оценива¬ния сильных и слабых сторон предприятия, а также во избежание бан¬кротства и кризисных ситуаций.
Эффективная деятельность современного предприятия возможна только при наличии единой ком- плексной объединяющей: управления финансами, персоналом, снабжением, сбытом, контроллинг и управление
производством. Комплексные системы (корпоративные информационные си-
стемы) становятся средством достижения
основных целей бизнеса: улучшения качества выпус- каемой продукции, увеличения объема производства, занятия ус¬тойчивых позиций на рынке и побе- ды в конкурентной борьбе.
Для того чтобы обеспечить поддержку большинства потребностей компании, КИС должна создаваться с учетом новейших информацион¬ных технологий, включая методику создания распределенных си- стем – от простых «клиент-сервер» приложений до сложных географически распределенных систем.
Создаваемая комплексная система должна быть гибкой и легко модифицируемой, позволяющей от- слеживать не¬прерывные изменения в бизнесе.
Тема для создания таблицы
Сеть магазинов
Приблизительный список характеристик: Номер, ФИО, адрес, телефон и капитал владельцев магазинов; номер, название, адрес и телефон магазина; номер, ФИО, адрес, телефон поставщика, а также стоимость поставки дан- ного поставщика в данный магазин.
13
Вариант 12
Текст для работы
5.6. Обеспечивающие компоненты информационных систем
Обеспечивающие компоненты (подсистемы) являются общими для всех информационных систем неза- висимо от их функционального на¬значения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбран- ной предметной области. В состав обеспечивающих компонентов входят подсистемы: информационно- го, технического, программного, лингвисти¬ческого, организационного, правового, математического обеспечения.
1. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования техни- ко-экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы
(рис. 5.5). В состав информационного обеспечения входят два ком¬плекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы технико-экономической информации и доку-
менты) и внутримашинного информационного обеспечения (экранные формы для ввода первич-
ных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы: вход- ных, выходных файлов, базы данных).
Центральной компонентой информационного обеспечения яв-ляется база данных, через которую осу- ществляется обмен данными различных задач. База данных обеспечивает интегрированное ис- поль¬зование раз¬личных информационных объектов в функциональных под¬системах.
2. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предна¬значенных для обработки данных в информационной системе. В состав комплекса входят: электронные вычислительные машины, осу- ществ¬ляющие обработку информации; средства подготовки данных на ма¬шинных носителях; сред- ства сбора и регистрации информации; сред¬ства передачи данных по каналам связи; средства накопле- ния и хране¬ния данных и выдачи результатной информации; вспомогательное обо¬рудование; органи- зационная техника.
3. Математическое обеспечение – совокупность алгоритмов и про¬грамм, необходимых для управления системой и решения с ее помощью задач обработки информации вычислительной техникой.
4. Программное обеспечение – совокупность программ системы об¬работки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации. По видам выполняемых функций программное обеспе- че¬ние подразделяется на системное, прикладное и инструментальное (рис. 5.6).
Тема для создания таблицы
Производство
Приблизительный список характеристик: Код изделия, название изделия, является ли типовым, примечание - для каких целей предназначено; код, название, адрес и телефон предприятий, выпускающих изделия.
14
Вариант 13
Текст для работы
1.1. Понятие информации
Одной из важнейших черт функционирования современного обще¬ства выступает его информационная оснащенность. В ходе своего раз¬вития человеческое общество прошло через пять информационных ре¬волюций: первая – связана с введением языка, вторая – с введением письменности, третья – с введе- нием книгопечатания, четвертая – с введением телесвязи, пятая – с компьютеризацией.
Понятие информации является одним из фундаментальных в теории и практике управления. Термин информация проис¬ходит от латинского слова informatio, означающего разъяснение, изло¬жение, осве- домленность. На протяжении всей своей истории человече¬ство овладевало тремя важнейшими сущно- стями нашего мира, тремя важнейшими его слагае¬мыми: веществом, энергией и информацией. При этом
проходил посто¬янный процесс накопления знаний.
Информацией являются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые
человеком или специальным уст¬ройством. Информация предполагает наличие материальных носите- лей информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи ме¬жду источником и приемником. Изучением информации во всех ее проявлениях занимается новая наука ин- форма¬циология. В отличие от простых классических систем будущее социаль¬ных и сложных природ- ных систем является неопределенным (недетерминиро-ванным на достаточно больших интервалах времени). Свойством, обрат¬ным к неопределенности, является информация.
Релевантной информацией называют любую возможность, позво¬ляю¬щую уменьшить существующую неопределенность. Носителями ре¬ле¬вант¬ной информации могут быть сообщения, люди, организа- ции. В дальнейшем речь будет идти только о релевантной информации. Социальную значимость имеет и нерелевантная информация – лож¬ная или истинная и несущественная для конкретного случая инфор- ма¬ция. Если ложная информация распространяется преднамеренно, то она называется дезинформаци- ей.
Передача сообщения от источника информации к приемнику (получателю) информации производится через канал связи, например, воздух, в котором распространяются звуковые волны, бумагу, на которой напечатан текст (рис. 1.1). Чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необ¬ходима некоторая материальная субстанция – носитель информации. Сообщение, передаваемое с помощью но- сителя, называется сигналом – изменяющимся во времени физическим процессом. При передаче со¬общения используется характеристика, называемая параметром сиг¬нала.
Тема для создания таблицы
Оптовая база
Приблизительный список характеристик: Код товара, название товара, количество на складе, стоимость едини- цы товара, примечания - описание товара; номер и ФИО поставщика товара, срок поставки и количество това- ров в поставке.
15
Вариант 14
Текст для работы
1.2. Информация, используемая в управлении предприятием
Информация является одним из важнейших понятий кибернетики – науки о процессах управления и связи в организованных системах. Процесс управления основан на переработ- ке входной информации в результатную информацию, используемую для принятия решения.
В организационных системах управление осуществляется на основе обработки, главным об- разом, экономической информации в объеме, необходимом и достаточном для решения управленческих задач. В управлении предприятием информация рассматривается на трех уровнях.
1. Синтаксический уровень определяет внешнюю форму и структуру информационных со- общений, связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств – это формат бланков документов, формат значений рек-
визитов, структура хранения данных на машинных носителях и т. п. На этом уровне рас-
сматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения. Сообщение может быть представлено в виде знаков и символов, преобразовано в форму электрических сигналов, закодировано и промодулировано для передачи по выбранному каналу связи. При хранении характеристики процессов преобразования сообщения определяются другими формами, позволяющими осуществлять поиск, запись, обновление, изменение информации в информационной базе. Информацию, рассмотренную только относительно синтакси-
ческого аспекта, называют данными.
2. Семантический уровень определяет смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее полученной информацией – построение технико-экономических показателей, про- ектирование реквизитного состава документов, разработка логической структуры базы
данных, создание системы классификации и кодирования. Смысловые связи между словами
или другими элементами языка отражают тезаурус – словарь. Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу и некоторого ключа, например, алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке.
При получении информации тезаурус может изменяться, и степень этого изменения характе- ризует воспринятое количество информации.
3. Прагматический уровень
[1]
отражает ценность информации для системы управления, ее полезность для выработки управленческих решений. Данный уровень отражает потребитель- ские свойства информации. Если информация является ценной, поведение потребителя из- меняется в нужном направлении. Прагматический аспект проявляется только при наличии единства информации, потребителя и поставленной цели.
Тема для создания таблицы
Университет
Приблизительный список характеристик: Номер, ФИО, адрес и должность преподавателя; код, название, коли- чество часов, тип контроля и раздел предмета.