Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственные и муниципальные финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 3 - Структура биржевого оборота в России, %

Увеличение доли фондового рынка в биржевом обороте в 2020 г. произошло в основном за счет резкого роста размещения однодневных облигаций (с 1,4 трлн руб. в 2010 г. до 9,7 трлн руб. в 2020 г.). Учитывая, что значительная часть ресурсов, которые инвестируются в такие облигации при их размещении, просто перекладываются из облигаций предыдущего дня, вряд ли такой рост оборота можно отнести к значимым положительным изменениям.

Структура внебиржевого рынка (в части репортируемых сделок) более чем на 80% состоит из сделок своп и форвардов (точная оценка по итогам года невозможна, так как информация в разбивке по инструментам начала публиковаться с марта 2020 г.),в структуре этого рынка с точки зрения базисных активов преобладают валютные инструменты – более 90%.

В совокупности оборот российских финансовых рынков остается перекошенным в пользу спекулятивных операций, в первую очередь с валютными активами [7, c 337].

Капитализация российского рынка акций на конец 2020 г. составила 35,9 трлн руб. (-5,0% к концу 2019 г.), или 623,4 млрд долл.. Аналогичную динамику показали и российские индексы. Рублевый индекс Московской биржи снизился на 6%, долларовый индекс РТС вырос на 0,2%. Соотношение капитализации и ВВП России в 2020 г. снизилось до 39% (с 44% в 2019 г.). Доля российского рынка акций на мировом рынке акций по показателю капитализации резко упала – до 0,73% (с 1,37% в 2019 г.) .

Это означает, что, несмотря на большую недооценку российских акций по стандартным мультипликаторам, глобальные инвесторы воздерживаются от инвестиций в них. Рынок акций России фактически выпал из группы БРИКС, составив лишь 6% суммарной капитализации этой группы стран. Глобальные инвестиционные управляющие все чаще рассматривают его как один из национальных рынков более низкой инвестиционной привлекательности. Продолжает сокращаться доля рыночных сделок в структуре биржевого оборота акций. В 2020 г. доля сделок репо выросла до 87% (по сравнению с 86% в 2019 г. и 43% в 2012 г.), что указывает на критическое сокращение объема сделок, необходимых для устойчивого ценообразования. [18, c 45]

Внутренние рынки облигаций в России продолжают уверенный рост, подпитываемый, во-первых, ограниченностью доступа российских эмитентов к глобальным рынкам, и, во-вторых, определенной слабостью российской банковской системы, снижающей возможность предоставления долгосрочных кредитов предприятиям. По оценкам Cbonds.ru, совокупный объем рынка внутренних облигаций России на конец 2020 г. составил 19,4 трлн руб., или 21,1% ВВП.


Основным сегментом облигационного рынка в России, начиная с 2015 г., является рынок корпоративных облигаций (59% всего облигационного рынка в 2020 г.). По итогам 2020 г. стоимость корпоративных облигаций в обращении составила 11,4 трлн руб. (12,4% ВВП), увеличившись на 21% по сравнению с 2019 г. Размер чистой эмиссии корпоративных облигаций в 2020 г. достиг 1,99 трлн руб., значительно (на 37–45%) превысив результаты предыдущих трех лет, также характеризовавшихся интенсивным развитием данного рынка [17, c 95].

Стоимость открытых позиций на срочном биржевом рынке составила 703 млрд руб., что на 10% больше, чем в 2019 г., и почти в 9 раз больше, чем в 2012 г. Но высокие темпы роста емкости этого рынка все еще не могут вывести его на уровни, на которых его использование для хеджирования рисков может стать эффективным для крупнейших российских предприятий: в соотношении к ВВП стоимость открытых позиций составляет всего лишь 0,76% (рисунок 4).



Рисунок 4 - Стоимость открытых позиций на срочном биржевом рынке
Российский рынок ПФИ четко делится на две части. Срочный рынок фондовых и индексных инструментов концентрируется на бирже. Прочие инструментные сегменты (валютный, процентный, товарный, кредитный) концентрируются во внебиржевом секторе. Такое деление вполне логично. Срочный рынок фондовых и индексных инструментов традиционно является сегментом, где преобладают небанковские финансовые организации и частные лица, тяготеющие к работе на бирже. Срочные рынки процентных, валютных, кредитных и отчасти товарных инструментов (учитывая, что к товарным относятся, в том числе срочные сделки с драгоценными металлами) – это классические банковские сегменты финансового рынка, для которых характерна внебиржевая организация взаимодействия участников [20, c 16].

В 1 полугодии 2020 г. продолжали увеличиваться активы небанковских финансовых организаций. Наиболее интенсивно росли сегменты страхового рынка и негосударственных пенсионных фондов, активы которых заметно опережали рост экономики (рисунок 5).



Рисунок 5 - Соотношение активов основных 4 групп небанковских финансовых организаций и ВВП, % [14, c 1]

В целом размер сектора небанковских финансовых организаций, несмотря на активный рост отдельных групп, крайне незначителен (активы четырех основных групп составляют лишь 10,5% ВВП), что является значимым фактором неустойчивости финансового сектора и в немалой степени предопределяет дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов в российской экономике.



2.2 Развитие финансового рынка России как приоритетное направление деятельности Банка России

Многочисленные вызовы, с которыми сталкивается российская экономика в последнее время, требуют адекватной и квалифицированной реакции. Проблемы, отчетливо видимые и в прошлые годы, сегодня обострились до уровня препятствий на пути дальнейшего развития. Российский Центробанк попытался обозначить наиболее актуальные задачи финансового рынка и предложить направления их разрешения. 1

Центральный банк определил российскую экономику, население страны и финансовую индустрию в качестве краеугольных камней для развития финансового рынка на период 2019 - 2021 годов. Во взаимодействии этих трех сторон Банк России видит выход из кризиса [22, c 293].

В этом документе ЦБ РФ предстает в роли полноценного финансового мегарегулятора, планируя свои управляющие воздействия во всех секторах рынка — от банковского и страхового до рынка ценных бумаг, акционерного капитала и корпоративного управления. Проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов, как следует из его названия, призван не только вскрыть существующие проблемы, но и предложить меры по их устранению, действенные в ближайшей и среднесрочной перспективе. И действительно, Центральным банком России определены как цели, так и основные направления развития финансового рынка Российской Федерации, причем предполагаемые мероприятия будут иметь значимый эффект в направлении достижения сразу нескольких ориентиров. Три основных цели развития рынка, предлагаемые ЦБ РФ, выглядят следующим образом. В качестве первой рассматривается повышение уровня и качества жизни граждан РФ за счет использования инструментов финансового рынка. Вторая — содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию. И, наконец, третья — создание условий для роста финансовой индустрии [10, с 160].

Достигнуть этих целей предполагается комплексом мероприятий, сгруппированных по девяти направлениям. Во-первых, обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения РФ. Во-вторых, дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке. В-третьих, повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет внедрения современной системы корпоративного управления. В-четвертых, развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования. В-пятых, совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка. В- шестых, подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов. В-седьмых, совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке. В-восьмых, развитие международного взаимодействия. В-девятых, совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка [4].


Первое из этих направлений — повышение финансовой грамотности — должно как благоприятно сказаться на повышении уровня и качества жизни граждан Российской Федерации, так и внести значимый вклад в создание условий для роста финансовой индустрии. Ожидается, что помимо социальной функции — повышения защищенности граждан — потребителей финансовых услуг, рост финансовой грамотности приведет и к более активному участию россиян в операциях на финансовом рынке, и обеспечит рост количества инвесторов — физических лиц на фондовом рынке.

В вопросах дестимулирования недобросовестного поведения на финансовом рынке, по мнению ЦБ РФ, ключевым фактором успеха является способность регулятора выявлять факты недобросовестного поведения и обеспечить неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных участников финансового рынка. За последнее время Центральный банк уже не раз и не два демонстрировал свою решительность в отношении финансовых (и не только кредитных) организаций, выводил с рынка те из них, которые перестали отвечать требованиям Российского законодательства. И такая политика будет продолжаться и в дальнейшем — так, в среднесрочном периоде Банк России рассмотрит возможность развития системы, предусматривающей применение мер ответственности как к финансовой организации, являющейся отдельным юридическим лицом, так и к ее сотрудникам, руководителям, контролирующим собственникам [15, c 66] .

Следующие два направления — повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет внедрения современной системы корпоративного управления и развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования близки друг к другу. Движение по этим направлением предполагает увеличение российскими компаниями доли инвестиций, привлекаемых не из банковского сектора, а с открытого публичного рынка ценных бумаг. В настоящее время о том векторе развития финансового рынка, на который указывает ЦБ — в частности, привлечение частного капитала, замена эмитентами инструментов классического кредитования на облигационные инструменты, — можно говорить только в связке с изменением налогового законодательства, в первую очередь — с отменой налогов на купонные доходы. Такое решение важный и весомый шаг для развития рынка корпоративных облигаций. Однако, по мнению аналитиков, основными проблемами в продвижении идей, касающихся инструментов финансового рынка для частных инвесторов, будут консерватизм взглядов населения на финансовые инструменты и низкая финансовая грамотность.


Пятое направление предполагаемой деятельности ЦБ РФ — совершенствование регулирования финансового рынка — взаимосвязано с вопросами дестимулирования недобросовестного поведения на рынке и представляет собой набор мер, призванных выявлять финансовые риски на самых ранних стадиях. К этим же направлениям примыкает и последнее — совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка [9, c 190].

При этом Банк России планирует выстраивать систему пропорционального регулирования финансовых организаций, предполагающую условное разделение организаций внутри определенного сектора на три группы: системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании. К таким группам финансовых организаций будут установлены различные требования. Так, к системно значимым финансовым организациям требования будут применяться повышенные, для небольших компаний будет использоваться упрощенное регулирование, а к остальным компаниям применят базовые регуляторные требования в зависимости от рисков их деятельности для финансового сектора. В качестве иллюстрации повышенных требований ЦБ РФ анонсирует дополнительные требования к системно значимым финансовым организациям, чья финансовая несостоятельность может угрожать финансовой стабильности или вызывать сбои в предоставлении определенного вида финансовых услуг — в частности, для системно значимых банков планируется внедрение новых нормативов ликвидности [19, c 100].

Вопросам подготовки квалифицированных кадров для финансовых институтов ЦБ РФ уделил не столь много внимания, как остальным направлениям. Однако, не секрет, что выпускники высших учебных заведений экономических и финансовых специальностей не один год осваивают практические навыки работы в банках, финансовых и инвестиционных компаниях. Так что задача, сформулированная Центральным банком РФ — «выпускники российских вузов, пройдя соответствующие курсы и сертификацию, должны быть готовы к работе в финансовой индустрии без дополнительных существенных затрат на обучение со стороны работодателей», — достаточно актуальна. Можно с уверенностью предположить, что ее исполнение потребует не только повышения уровня высшего образования, но и гораздо более плотного взаимодействия финансовых организаций с вузами в процессе подготовки специалистов [16, c 450].