Файл: Административноправовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе
Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе
1.1. Понятие и виды кадровых резервов на государственной гражданской службе
1.2. Нормативно – правовое обеспечение работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе
1.3. Этапы работы с кадровым резервом исполнительных органов государственной власти Российской Федерации
Глава 2. Анализ и направления совершенствования подготовки кадрового резерва на государственной гражданской службе
2.1. Характеристика кадрового резерва на государственной гражданской службе
2.2. Анализ подготовки кадрового резерва на государственной гражданской службе
2.3. Рекомендации по стимулированию включения государственных гражданских служащих в кадровый резерв на государственной гражданской службе
Заключение
Библиографический список  


Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе




    1. Понятие и виды кадровых резервов на государственной гражданской службе



Формирование кадрового резерва является неотъемлемой частью осуществления государственной кадровой политики и одной из важных технологий в сфере управления персоналом. Наличие грамотно сформированного кадрового резерва помогает рациональному использованию кадрового потенциала и обеспечивает стабильное функционирование государственной службы. Само понятие «резерв» подразумевает собой некий ресурс, из которого можно восполнять нехватку в чем-либо. Если преломить понятие в область кадровой обеспеченности какой-либо организации, то мы получаем, что в широком смысле кадровый резерв – это группа лиц, занимающих определенные должности и имеющих необходимые компетенции для того, чтобы оперативно занять освободившуюся должность. Многие ученые и специалисты в области кадровой политики по-разному трактуют определение кадрового резерва и цели его создания. Например, в работе В.В. Травина и В.А. Дятлова сказано, что: «резерв предусматривает обеспечение надежной преемственности при замещении руководящих должностей структурных подразделений предприятия, сведение к минимуму риска назначения на должность работника, не соответствующего предъявляемым к нему требованиям должности». Они также подчеркивают, что «работа с кадровым резервом направлена, прежде всего, на совершенствование развития персонала, его профессионального роста и построения карьеры»
1. Другое определение приводят Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремин. Они считают, что: «кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку»2.

Как можно заметить из приведенных выше подходов к понятию кадрового резерва, общей мыслью авторов является то, что работники, претендующие на замещение вакантных руководящих должностей, должны отвечать определенным квалификационным требованиям.

Что касается непосредственно кадрового резерва государственных органов, то в нормативно-правовых актах, которые регламентируют прохождение государственной гражданской службы, а именно Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определение понятия «кадровый резерв государственной гражданской службы» отражается через цель его создания. В статье 64 данного Федерального закона сказано, что целью создания кадрового резерва государственных органов является «замещение вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан)». Однако, данная цель в полной мере не раскрывает специфику создания кадровых резервов3.

Чтобы подробней изучить данный вопрос, необходимо определить виды кадровых резервов. В целом резервы подразделяются в зависимости от целей кадровой работы4:

1. По виду деятельности выделяют:

Резерв развития. Резерв создается при разработке нового продукта, расширении производства и появлении новых должностей для подготовки специалистов для дальнейшей профессиональной или управленческой деятельности;

Резерв функционирования. Создается резерв управленческих кадров, которые в будущем смогут заменить текущих руководителей в случае их перевода или увольнения. Целью данного резерва является обеспечение эффективной работы организации в будущем.

2. По времени назначения выделяют:

Кандидаты на выдвижение в настоящее время, то есть оперативный кадровый резерв. Управление данным видом резерва предполагает подготовку резервистов на замещение конкретных должностей в конкретные сроки;

Кандидаты на выдвижение в ближайшие 1-3 года, то есть стратегический кадровый резерв. Данный резерв предполагает, что резервисты не привязаны к замещению определённой должности и будут проходить многоступенчатую систему развития. Управление данным видом резерва предполагает преемственность, обеспечивает стратегию управления персоналом.



Для того, чтобы определить виды кадровых резервов в рамках государственной службы Российской Федерации, обратимся к Федеральному Закону от 27 июля 2004 Г. «79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В статье 64 данного Закона отмечено, что «для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации5.

Отмечено, что Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Указом Президента от 13 декабря 2012г. №1653 вводится Положение «О формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации». В данном Положении приводится следующее определение: «федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (далее также - федеральные кадровые резервы, федеральный кадровый резерв) - это сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, соответствующих определенным квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, и должности высшего начальствующего состава в этих федеральных государственных органах»6. Федеральный кадровый резерв формируется в целях своевременного и качественного комплектования воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и должностей высшего начальствующего состава в федеральных государственных органах. Работа кадрового резерва федерального государственного органа регулируется Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 года №96 «Об утверждении Положения «О кадровом резерве федерального государственного органа». Согласно Положению, кадровый резерв формируется представителем нанимателя в следующих целях7:

а) обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации (далее - граждане) к федеральной государственной гражданской службе (далее - федеральная гражданская служба);


б) своевременного замещения должностей федеральной гражданской службы;

в) содействия формированию высокопрофессионального кадрового состава федеральной гражданской службы;

г) содействия должностному росту федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).

По состоянию на 28 декабря 2017 года количество лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров, составляет 1893 человека:

— 381 резервист в высшем уровне резерва;

— 674 резервиста в базовом уровне резерв;

— 838 резервистов в перспективном уровне резерва8.

Что касается кадрового резерва субъекта Российской Федерации, то он формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации9.

Положение о кадровом резерве субъекта Российской Федерации вводится Указом Губернатора или Постановлением Правительства на региональном уровне.

Кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации законодательно регулируется на региональном уровне. Резерв создается в целях замещения должностей государственной гражданской службы соответствующего органа высшей, главной, ведущей, старшей и младшей групп из граждан, включенных в кадровый резерв соответствующего органа.

Выделяют также резерв управленческих кадров.

Управленческий кадровый резерв – это кадровая опора высшего политического руководства страны в реализации концепции долгосрочного развития России, формируемой из числа высокопрофессиональных специалистов, обладающих безупречной деловой репутацией, специально подготовленных и способных занять вышестоящие должности для минимизации рисков и элементов случайности в кадровой работе10.На сайте госслужбы выделяют Президентский, Федеральный и региональный кадровые резервы управленческих кадров11. Работа по формированию резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации, осуществляется во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. № Пр-1573.

Президентом Российской Федерации в декабре 2014 года одобрен новый состав «президентского резерва». Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв предоставляется должностным лицам Администрации Президента, членам Правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации. При отборе кандидатов используются современные кадровые технологии, в том числе личностно-профессиональная диагностика. В итоговый список входят резервисты, имеющие необходимые личностные и профессиональные качества, достаточный опыт управленческой деятельности. Среди них – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях. Федеральный резерв управленческих кадров представляет собой базу данных высокопрофессиональных и перспективных сотрудников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также государственных корпораций и организаций, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, рекомендованных в установленном порядке руководителем («первым лицом») соответствующего государственного органа и организации. Федеральный резерв управленческих кадров состоит из трех уровней:


  • высший уровень резерва — руководящий состав государственных органов федерального и регионального уровней, а также государственных корпораций и организаций;

  • базовый уровень резерва — руководители среднего уровня государственных органов федерального и регионального уровней, а также государственных корпораций и организаций;

  • перспективный уровень резерва — государственные гражданские служащие, а также сотрудники государственных корпораций и организаций в возрасте до 35 лет.

Региональный резерв управленческих кадров формируется непосредственно в регионах. По состоянию на 1 января 2018 года количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров субъектов Российской Федерации, составляет 861512.

Таким образом, мы видим, что на практике понятия и виды кадровых резервов исполнительных органов государственной власти представлены достаточно широко в регионах и в научной литературе, но при этом не всегда закреплены законодательно на федеральном уровне. Развитие и совершенствование системы государственной службы приводит к появлению все новых видов кадровых резервов, которые в дальнейшем способствуют более эффективной работе органов государственной власти.

    1. Нормативно – правовое обеспечение работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе



В настоящее время правовое регулирование института государственной службы в России развивается с высокими темпами. На это указывает российское законодательство. Также большое внимание в законодательной базе уделяется работе с кадровыми резервами государственных гражданских служащих. На сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение при формировании кадрового резерва на государственной гражданской службе представлено Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также принятыми для развития положений представленных законов нормативно-правовые акты. Статьей 17 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации» сформулированы и закреплены следующие уровни: кадровые резервы для замещения должностей государственной службы: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации