Файл: Роль и место таможенной статистики расшифровка термина статистика, предмет, объект изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Роль и место таможенной статистики:расшифровка термина статистика, предмет, объект изучения.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

1) наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

2) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

3) отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;

4) некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности) ВЭД, а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей.

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

2. Роль и место таможенной статистики: цель изучения, разделы и задачи.
Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов.

Соответственно определены 2 раздела
таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика.

Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является Таможенный кодекс. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

– содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

– разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

– обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

– анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

– информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

– расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);

– подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

– обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

– решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые составляют единую систему.



3. Статистическое наблюдение в таможенной статистике: описание методологии таможенной статистики.
Статистическое изучение тех или иных явлений в статистике предполагается как обязательное условие наличие информации, сведений об этих явлениях. Поэтому начало любого статистического исследования сводится к сбору необходимой информации. От того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты работы, и выводы исследователей.

Особенностями объекта изучения и поставленными задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли РФ.

Методология, по статистической сути, является программой статистического наблюдения за внешней торговлей России. Она определяет объект статистического наблюдения, систему показателей и признаков, характеризующих объект наблюдения и представляющие его единицы наблюдения, задает правила сбора статистической информации о внешней торговле и определяет возможности ее дальнейшей обработки и анализа. Методология разработана в соответствии с международными стандартами в области статистики, что делает информацию, полученную на ее основе, пригодной для международных сопоставлений.

Термины и определения, содержащиеся в Методологии, и используемые при формировании таможенной статистики внешней торговли, приведены в соответствие с терминами и определениями ТК ЕАЭС.

Согласно Методологии таможенная статистика внешней торговли учитывает торговлю товарами и не затрагивает торговлю услугами. То есть объектом изучения таможенной статистики внешней торговли является внешняя торговля товарами. Причем учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза или вывоза на территорию РФ. Соответственно не учитываются транзитные товарные потоки и временно (сроком до 1 года) ввозимые и вывозимые товары. В новой редакции Методологии не определен порог статистического наблюдения, хотя в предыдущей редакции он был установлен.

4.Статистическое наблюдение в таможенной статистике:система учета товаров и единицы наблюдения.


В практике статистики международной торговли традиционно используются две системы учета торговли: общая и специальная. В соответствии с общей системой учет товаров осуществляется при пересечении ими государственной границы страны, а согласно специальной системе учета – при пересечении ее таможенной границы. Эти границы различны при наличии на территории государства свободных таможенных зон и свободных складов, которые находятся вне таможенной территории и, следовательно, действие таможенного законодательства не распространяется.

В рекомендациях Статистической комиссией ООН приоритет отдается общей системе учета торговли. В Методологии установлено, что в таможенной статистике внешней торговли РФ используется общая система учета торговли что способствует обеспечению сопоставимости данных.

Единицами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли РФ являются партии товаров, декларируемые при таможенном оформлении
5.Статистическое наблюдение в таможенной статистике:товары, подлежащие и не подлежащие учету в статистике внешней торговли.


Экспорт

Импорт

товары, вывозимые в соответствии с таможенной процедурой экспорта

товары, ввозимые для выпуска внутреннего потребления (для свободного обращения);

товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории

товары, ввозимые и помещаемые под таможенную процедуру реимпорта

товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории

товары, ввозимые для переработки на таможенной территории

товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории

товары, вывозимые с таможенной территории государства и помещаемые под таможенную процедуру реэкспорта

товары, ввозимые в соответствии с таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения)

отечественные товары, помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации

иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли

отечественные товары, временно вывозимые за пределы таможенной территории государства сроком на один год и более

иностранные товары, временно ввозимые на таможенную территорию государства сроком на один год и более

товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

товары, ввозимые на таможенную территорию государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

 

товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и склада

 

ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства


Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей системе учета категории товаров, правовой статус которых определен в соответствии со следующими таможенными процедурами:

1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;

2) товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;

3) товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;

4) иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;

5) вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;

6) перемещаемые припасы;

7) товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;

8) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;

9) товары, вывозимые в государства – участники СНГ и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;

10) отечественные товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу, предусматривающий установление таможенных процедур, не является абсолютным. Существуют категории товаров, на которые он не распространяется. Такие товары также не учитываются таможенной статистикой внешней торговли РФ. К ним относятся:

1. Монетарное золото, отечественная и иностранная валюта, ценные бумаги, выпущенные в обращение.

2. Товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

─ перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;