Файл: Актуальные вопросы установления пособий семьям с детьми федеральный уровень правового регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Кирдяпкин Александр Сергеевич,
Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),студент
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией родителями малолетних детей прав на социальное обеспечение в период отпуска по уходу за ребенком. Обозначены проблемы, возникающие в ходе реализации действующего законодательства, и предложены способы их решения.
Ключевые слова: семьи с детьми, ежемесячное пособие, компенсация, уход за ребенком.
Вопрос социального обеспечения семей с детьми всегда являлся первостепенным и никогда не утратит своей актуальности. Существование государства невозможно без народа. Следовательно, государство должно поддерживать его, помогать в трудных жизненных ситуациях. Заработная плата является основным источником доходов для большинства российских семей. Поэтому, в случае рождения ребенка (неважно какого по счету) и выхода в отпуск по уходу за ним, доход семьи значительно уменьшается. В такой ситуации семья, как никогда, нуждается в поддержке государства. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено право граждан, имеющих детей, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Указанное пособие выплачивается за счет средств фонда социального страхования независимо от того, работала мать (либо другое лицо, непосредственно осуществляющее уход за ребенком) на момент рождения ребенка или нет с той лишь разницей, что матерям, подлежащим социальному страхованию, указанное пособие назначается и выплачивается по месту работы и в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, назначение и выплата пособия производятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) заявителя в размере 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выплачиваемого лицам, подлежащим 54 социальному страхованию, не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер указанного пособия определяется с учетом этих коэффициентов. Размер пособия по уходу за ребенком, выплачиваемый в твердой денежной сумме, ежегодно индексируется и с 01.02.2018 составляет 3142 руб. 33коп. и 6284 руб. 65 коп. по уходу за первым и вторым (либо последующим) ребенком соответственно [1].
В Российской Федерации наблюдается повышение демографического уровня вследствие ряда законодательных шагов, направленных на создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Одним из таких шагов является принятие 28 декабря 2017 г. Федерального закона № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно которому у матери, являющейся гражданкой Российской Федерации и постоянно проживающей на территории Российской Федерации, родившей (усыновившей) начиная с 01.01.2018 г. первого или второго ребенка, являющегося также гражданином Российской Федерации, возникает право на получение ежемесячной выплаты при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты [2]. При этом дети, рожденные матерью ранее, в отношении которых она была лишена родительских прав, не учитываются при определении права на указанную выплату. Обе вышеуказанные выплаты осуществляются только до полутора лет с рождения ребенка. При этом если пособие по уходу за ребенком выплачивается лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, независимо от уровня среднедушевого дохода семьи, то ежемесячная выплата напрямую зависит от доходов семьи за двенадцать календарных месяцев перед месяцем обращения за указанной выплатой. Федеральным законом № 418-ФЗ не предусмотрено четкое требование наличия доходов за все 12 календарных месяцев. Для назначения выплаты могут быть предоставлены доходы за любое количество месяцев, входящих в расчетный период, либо не предоставлены вовсе. Отсюда следует, что неработающие граждане гарантированно имеют право на указанную выплату, а работающие - в 20% случаев не имеют права из-за превышения среднедушевого дохода семьи. Возможно, некоторые семьи в предшествующий годовой период имели высокий доход, но после выхода в отпуск по уходу за ребенком все матери находятся практически в равных условиях – их доход составляет только пособие по уходу за ребенком.
Ежемесячная выплата при рождении (усыновлении) первого ребенка назначается и выплачивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения по месту жительства женщины за счет средств федерального бюджета, а при рождении (усыновлении) второго ребенка – территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации из средств материнского (семейного) капитала. В 2015 и 2016 годах семьям с детьми предоставлялась мера социальной поддержки в виде единовременных выплат из средств материнского (семейного) капитала в размере 20 и 25 тысяч рублей соответственно.
Указанные выплаты производились всем желающим, имеющим сертификат на материнский (семейный) капитал без предъявления каких-либо дополнительных требований. В данной ситуации, было бы более логично осуществлять ежемесячную выплату всем матерям, родившим (усыновившим) первого или второго ребенка начиная с 01.01.2018 г. без предъявления условия о доходах семьи. 55 Статьей 256 Трудового кодекса закреплено право женщин (а также других лиц) на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет [3]. При этом выплата пособия по уходу за ним осуществляется только до полутора лет и более никаких пособий по уходу за ребенком действующим законодательством не предусмотрено. Единственная выплата, на которую может рассчитывать лицо, осуществляющее уход за ребенком до трех лет – это ежемесячная компенсационная выплата, которая предоставляется матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице [4, 5].
То есть право на компенсацию имеют не все неработающие матери, имеющие ребенка до трех лет. Следует заметить, что размер указанной компенсации не увеличивался с 01.01.2001 г. и составляет 50 руб. ежемесячно. Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов. Компенсация по трудовому законодательству, это - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплата в сумме 50 рублей не может компенсировать утраченный заработок и не соответствует ни прожиточному минимуму, ни минимальному размеру оплаты труда. К примеру, в 2001 г. размер прожиточного минимума в РФ на душу населения уже составлял 6287 рублей, а на 2018 г. составил 10328 рублей. Минимальный размер оплаты труда с 4611 рублей в 2011 году увеличился до 9489 рублей в 2018 году. Проблема нехватки детских садов и яслей актуальна для большинства регионов Российской Федерации. Место в государственный или муниципальный детский сад ребенку предоставляется, как правило, к трехлетнему возрасту, а иногда и намного позже. Для улучшения материального состояния своей семьи матери вынуждены выходить на работу, нанимать няню, на оплату услуг которой уходит большая часть зарплаты, либо отдавать ребенка в частный детский сад, что тоже не лучшим образом отражается на доходах семьи. А в случае, когда заработная плата не покрывает расходов на оплату частного детского сада, матери вынуждены сидеть дома с ребенком, не имея никакого дохода и находясь на иждивении супруга или близких родственников. Социальные пособия и компенсации должны быть действительно реальной поддержкой семьям с детьми, нуждающимся в ней и находящимся в трудной жизненной ситуации. И указанные выплаты предусмотрены в некоторых субъектах Российской Федерации. Например, в Челябинской области, для лиц, родивших третьего и последующего ребенка не ранее чем 31 декабря 2012 года, предусмотрено ежемесячное пособие по уходу за третьим и (или) последующим ребенком в возрасте от полутора до трех лет «в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, в котором осуществляется выплата ежемесячного пособия» [6]. Указанное пособие назначается при условии, что ребенок не посещает 56 государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования и семья имеет среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области [6].
Другим примером социальной поддержки матерей является ежемесячное пособие семьям, проживающим в городе Перми и имеющим детей в возрасте от 1,5 до 4 лет, не находящимся в социально опасном положении, не посещающим образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования,
присмотр и уход за детьми, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов любых уровней [7].
Размер пособия составляет 6 091,95 руб. - на детей от 1,5 до 3 лет; 5 172,41 руб. - от 3 до 4 лет. В настоящее время необходимо принятие, на федеральном уровне, закона о ежемесячном пособии по уходу за каждым ребенком от 1,5 до трех лет, не посещающим детское дошкольное учреждение, а также внесение изменений в Федеральный Закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в части отмены условия предоставления ежемесячной выплаты – «размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации» [2].
Список использованных источников
1. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (с изменениями от 07.03.2018г.) // Доступ из справочноправовой системы «Гарант Екатеринбург».
2. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон от 28 декабря 2017г. № 418-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант Екатеринбург».
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (с изменениями от 05.02.2018г.) // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант Екатеринбург».
4. О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан: Указ Президента РФ от 30 мая 1994г. № 1110 (с изменениями от 01.07.2014) // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант Екатеринбург».
5. Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан: Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994г. № 1206 (с изменениями от 24.12.2014) // Доступ из справочноправовой системы «Гарант Екатеринбург».
6. О ежемесячном пособии по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет: Закон Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Перми пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 4 лет, не находящихся в социально опасном положении, не посещающих образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов любых уровней: Постановление Администрации города Перми от 28 декабря 2012 года № 996(с изменениями на: 14.07.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».