Файл: 1 Характеристика практических учебных занятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2. Характеристика практических учебных занятий


Ссылки на цели

тем ПЗ

Наименование темы

практического занятия

Объем, час

Учебная

деятельность

студента




1

2

3

4

1-5

ПЗ-1,2

  1. Основные этапы проведения прикладного проекта.

  2. Структура и принципы разработки программы исследования.

  3. Ключевые этапы разработки программы исследования.

  4. Постановка проблемы исследования.

  5. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

  6. Операционализация и инструментализация ключевых понятий исследования

4

отвечает на вопросы;

готовит устное сообщение.


1-5

ПЗ-3,4

  1. Общее понятие и классификация методов эмпирической социологии.

  2. Методы прикладного исследования и особенности их применения.

  3. Количественные методы. Общая характеристика.

  4. Метод опроса.

  5. Типы вопросов.

  6. Композиция опросного инструментария.

  7. Метод контент-анализа.

  8. Качественные методы.

  9. Метод фокус-групп.


4

отвечает на вопросы;

составляет словарь терминов.

1-5

ПЗ-5,6


  1. Понятие шкалы. Принципы построения шкал в социологическом исследовании.

  2. Типы шкал.

  3. Неметрические шкалы.

  4. Метрические шкалы.

  5. Шкала социальной дистанции Эмори Богардуса – возможности применения в профессиональной деятельности.

  6. Семантический дифференциал Ч. Осгуда – принципы построения и обработки данных

4

отвечает на вопросы;

готовит устное сообщение.


1-5

ПЗ-7

1. Понятие индекса. Индекс как способ агрегирования переменных.

2. Логические индексы. Логический квадрат.

3. Логические индексы. Логический прямоугольник.

4. Перспективы построения трехмерных индексов.

5. Аналитические индексы и принципы их построения.

2

отвечает на вопросы;

готовит устное сообщение.


1-5

ПЗ-8,9

1. Ошибка измерения: понятие и типы.

2. Систематические и случайные ошибки – их отличия.

3. Валидность и типы валидизации.

4. Надежность и способы ее установления


4

отвечает на вопросы;

готовит устное сообщение.








Итого по2семестру

∑18






2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Раздел 1 Логика разработки прикладного исследования
Обучающийся должен:

знать: пути становления прикладной социологии как научной дисциплины, ее основные категории, иметь представления о подходах к формулированию социальной проблемы, понимать процедуры и методы исследования социальных процессов.

уметь: находить и использовать социологическую информацию для анализа тех проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

владеть: базовыми навыками разработки основных документов социологического исследования (программы, инструментария, рабочего плана, системы процедур); навыками сбора данных посредством некоторых методов (опрос, анкетирование, интервью); навыками обращения с первичными материалами прикладных социальных исследований (включая самостоятельную обработку полученных данных).
Контрольные вопросы

  1. Основные этапы проведения прикладного проекта.

  2. Структура и принципы разработки программы исследования.

  3. Ключевые этапы разработки программы исследования.

  4. Постановка проблемы исследования.

  5. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

  6. Операционализация и инструментализация ключевых понятий исследования


Раздел 2 Методы социологических исследований
Обучающийся должен:

знать: пути становления прикладной социологии как научной дисциплины, ее основные категории, иметь представления о подходах к формулированию социальной проблемы, понимать процедуры и методы исследования социальных процессов.

уметь: находить и использовать социологическую информацию для анализа тех проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

владеть: базовыми навыками разработки основных документов социологического исследования (программы, инструментария, рабочего плана, системы процедур); навыками сбора данных посредством некоторых методов (опрос, анкетирование, интервью); навыками обращения с первичными материалами прикладных социальных исследований (включая самостоятельную обработку полученных данных).
Контрольные вопросы

  1. Общее понятие и классификация методов эмпирической социологии.

  2. Методы прикладного исследования и особенности их применения.

  3. Количественные методы. Общая характеристика.

  4. Метод опроса.

  5. Типы вопросов.

  6. Композиция опросного инструментария.

  7. Метод контент-анализа.

  8. Качественные методы

  9. Метод фокус-групп.



Раздел 3 Типы шкал и принципы их построения
Обучающийся должен:

знать: пути становления прикладной социологии как научной дисциплины, ее основные категории, иметь представления о подходах к формулированию социальной проблемы, понимать процедуры и методы исследования социальных процессов.

уметь: находить и использовать социологическую информацию для анализа тех проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

владеть: базовыми навыками разработки основных документов социологического исследования (программы, инструментария, рабочего плана, системы процедур); навыками сбора данных посредством некоторых методов (опрос, анкетирование, интервью); навыками обращения с первичными материалами прикладных социальных исследований (включая самостоятельную обработку полученных данных).
Контрольные вопросы

  1. Понятие шкалы. Принципы построения шкал в социологическом исследовании.

  2. Типы шкал.

  3. Неметрические шкалы.

  4. Метрические шкалы.

  5. Шкала социальной дистанции Эмори Богардуса – возможности применения в профессиональной деятельности.

Семантический дифференциал Ч. Осгуда – принципы построения и обработки данных
Раздел 4 Индексы в социологическом измерении
Обучающийся должен:

знать: пути становления прикладной социологии как научной дисциплины, ее основные категории, иметь представления о подходах к формулированию социальной проблемы, понимать процедуры и методы исследования социальных процессов.

уметь: находить и использовать социологическую информацию для анализа тех проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

владеть: базовыми навыками разработки основных документов социологического исследования (программы, инструментария, рабочего плана, системы процедур); навыками сбора данных посредством некоторых методов (опрос, анкетирование, интервью); навыками обращения с первичными материалами прикладных социальных исследований (включая самостоятельную обработку полученных данных).

Контрольные вопросы

1 Понятие индекса. Индекс как способ агрегирования переменных.

2 Логические индексы. Логический квадрат.

3 Логические индексы. Логический прямоугольник.

4 Перспективы построения трехмерных индексов.

5 Аналитические индексы и принципы их построения.
Раздел 5 Решение проблем повышения валидности и надежности социологических исследований.

Обучающийся должен:

знать: пути становления прикладной социологии как научной дисциплины, ее основные категории, иметь представления о подходах к формулированию социальной проблемы, понимать процедуры и методы исследования социальных процессов.

уметь: находить и использовать социологическую информацию для анализа тех проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

владеть: базовыми навыками разработки основных документов социологического исследования (программы, инструментария, рабочего плана, системы процедур); навыками сбора данных посредством некоторых методов (опрос, анкетирование, интервью); навыками обращения с первичными материалами прикладных социальных исследований (включая самостоятельную обработку полученных данных).
Контрольные вопросы

1 Ошибка измерения: понятие и типы.

2 Систематические и случайные ошибки – их отличия.

3 Валидность и типы валидизации.

4 Надежность и способы ее установления
Темы рефератов
1 Социометрический опрос в социологии: область применения и особенности метода.

2 Приемы измерения социальной установки.

3 Типы эмпирических данных в социологических исследованиях.

4 Сравнительный анализ основных видов качественных исследований.

5 Познавательные возможности метода опроса в социологических исследованиях.

6 Познавательные возможности метода контент-анализа в социологических исследованиях.

7 Особенности информационно – целевого анализа документальных источников в эмпирическом социологическом исследовании.

8 Метод фокус-групп: анализ достоинств и недостатков метода.

9 Сравнительный анализ видов интервью.

10 Познавательные возможности метода тестирования в эмпирическом социологическом исследовании.

11 Особенности применения семантического дифференциала Ч. Осгуда в социологическом исследовании.

12 Методологические принципы метода экспертных оценок в социологии.

13 Основные формы экспертных оценок: сравнительный анализ.

14 Биографический метод в социологических исследованиях.

15 Особенности применения метода наблюдения в социологии.

16 Мотивация студентов к получению высшего образования

17 Качество обучения глазами студентов.

18 Рейтинг учебных предметов.

19 Проблемы активизации самостоятельной работы студентов.

20 Проблемы совмещения обучения и трудовой деятельности студентов.

21 Влияние трудовой деятельности студента на качество обучения.


22 Проблемы студенческой семьи.

23 Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения.

24 Диагностика взаимоотношений в студенческой группе (социометрический опрос).

25 Проблемы адаптации первокурсников в студенческой группе.

26 Социально-психологический портрет студенческого лидера.

27 Бюджет времени студента (самонаблюдение).

28 Музыкальные вкусы студенческой молодежи.

29 Политическая активность студенческой молодежи.

30 Готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

31 Востребованность молодых социологов на рынке труда.

32 Научные интересы студентов и пути их реализации.

33 Организация досуга студентов.

34 Причины социальных девиаций в студенческой среде.

35 Неформальные студенческие объединения: структура и направления
Требования к оформлению реферата:
Титульный лист

Содержание (в нем поочередно указываются наименования тем (или вопросов) реферата, указываются номер страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется сущность исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика применяемой литературы)

Основная часть (каждый раздел ее доказательно открывает исследуемый вопрос).

Заключение (подводятся итоги либо делается обобщенный вывод по теме доклада).

Перечень литературы
Список вопросов для подготовки к зачету:


  1. Основные этапы становления эмпирической социологии.

  2. Прикладная социология как научное направление и область деятельности.

  3. Логика развития направления.

4 Логика прикладного исследования и ее отражение в программе исследования.

  1. Основные этапы проведения прикладного проекта.

  2. Структура и принципы разработки программы исследования. Ключевые этапы разработки программы исследования.

  3. Постановка проблемы исследования. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

  4. Операционализация и интрументализация ключевых понятий исследования.

  5. Общее понятие и классификация методов эмпирической социологии.

  6. Методы прикладного исследования и особенности их применения.

  7. Количественные методы.

  8. Понятие шкалы. Типы шкал. Тип шкалы и допустимые математические операции.

  9. Шкала социальной дистанции Эмори Богардуса.

  10. Семантический дифференциал Ч. Осгуда

  11. Понятие индекса. Логические индексы. Аналитические индексы

  12. Ошибка измерения и ее источники. Систематические и случайные ошибки.

  13. Валидность и типы валидизации.

  14. Надежность и способы ее установления.

  15. Определение социологического исследования (СИ). Основные виды СИ.

  16. Основные этапы СИ.

  17. Методы и способы формирования выборочной совокупности. Репрезентативность выборки.

  18. Сущность контент-анализа.

  19. Наблюдение как метод СИ.

  20. Методы опроса респондентов: анкетирование, интервьюирование.

  21. Структура анкеты. Виды анкетных вопросов. Основные требования к составлению вопросов и оформлению анкет.

  22. Качественные методы сбора социальной информации. (метод БОУ, фокус-групповая методика, «Проблемное колесо», интеграция экспертных оценок).

  23. Анализ первичной социологической информации.