ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, роль гипотезы в исследовании можно свести к двум основным соложениям.
Во-первых, она является главным методологическим инструментом, организующим процесс исследования в соответствии с логикой своего построения.
Во-вторых, она помогает выбрать факты и явления действительности, нужные для решения поставленной проблемы.
Что является источником возникновения гипотез в программе социологического исследования, откуда они берутся?
В истории науки описываются разные источники появления гипотез. Одним из основных источников являются уже существующие теории и концепции. Исходя из них, исследователь формулирует новые предположения.
Вторым фактором возникновения гипотез могут являться предшествующие исследования по данной проблеме. Анализируя эмпирический материал, результаты прошлых исследований, социолог нередко выдвигает новые гипотезы.
Третьим, часто встречающимся источником возникновения гипотез, является жизненный опыт, знания, интуиция исследователя, его способность осмысливать общественные явления.
И, наконец, наиболее продуктивные гипотезы выдвигает исследователь, владеющий всеми тремя выше названными источниками их возникновения.
Гипотезы классифицируются на основании различных признаков. Так, по содержанию, гипотезы делятся на описательные и объяснительные.
Описательные гипотезы – это предположения об изучаемых свойствах объекта или характере связей между его отдельными элементами.
ПРИМЕР
Большинство курящих подростков знают о вреде курения.
Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственной зависимости изучаемых явлений.
ПРИМЕР
1. Основная причина курения подростков – это стремление не выделяться среди курящих сверстников.
2. Конфликты между родителями и детьми порождают склонность к курению подростков
С точки зрения задач исследования, гипотезы классифицируют на основные и неосновные. С центральным вопросом исследования, его целевой установкой, связаны основные гипотезы. К второстепенным задачам относятся гипотезы не основные.
Существуют и другие типы классификации гипотез.
Следует отметить, что гипотеза как научное предположение отличается от произвольной догадки в силу удовлетворения ей ряда требований. Перечислим основные из таких требований, которые обеспечивают состоятельность гипотезы.
1. В программе должен быть проведен логический анализ основных понятий, содержащихся в гипотезе. Иначе гипотеза не может быть корректно проверена.
2. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащѐнности и практических возможностей исследователя.
3. Гипотеза должна соответствовать сформулированным в программе задачам исследования.
II Сформулируйте выборку своего исследования
Методические рекомендации к выполнению практической части
На этом этапе работы исследователь должен ответить на вопросы:
1. Сколько респондентов опрашивать? (объѐм выборки)
2. Кого именно опрашивать? (состав выборки)
Объѐм выборки равен 1/10 от совокупности (т.е. от объекта исследования) при условии, что это число не меньше 100 и не больше 2500 тыс. человек.
Состав выборки должен повторять пропорции объекта исследования по интересующим нас признакам (принцип репрезентативности).
ПРИМЕР. Исследователь решил , что ему для достижения цели важно учесть следующие признаки респондентов: пол и класс.
В генеральной совокупности (500 человек) 300 девочек и 200 мальчиков, т.е. 60% девочек и 40% мальчиков, значит и в выборке это процентное соотношение должно повториться. В выборке всего 100 человек, 60% от 100 человек 80 человек, 40% от 100 человек = 40 человек.
То есть среди 100 человек, попавших в выборку должно быть 60 мальчиков и 40 девочек.
Аналогичным образом подсчитывается количество учащихся из каждого класса исследуемой школы, которые должны войти в выборочную совокупность объѐмом 100 человек.
Это, так называемый, квотный способ формирования выборки. Он используется тогда, когда известны статистические данные об объекте. Если же статистика контролируемых признаков неизвестна, то используют вероятностный способ формирования выборки – все элементы генеральной совокупности нумеруются и отбираются в выборку по таблице случайных чисел.
III Разработайте анкету своего исследования
Методические рекомендации к выполнению практической части
Анкета должна начинаться с обращения к респондентам. Обращение, как правило, содержит пять основных частей:
- представление;
- цель исследования;
- попытка заинтересовать респондента;
- способы заполнения анкеты;
- указания, если необходимо, на анонимность анкеты.
И наконец, текст самой анкеты. Сколько вопросов должно быть в анкете? Столько, сколько необходимо для проверки гипотез.
Пилотаж – это пробное исследование, проводимое, не на всей выборке, а на небольшой еѐ части, состоящей из представителей групп с контролируемыми признаками.
Пилотаж проводится с целью проверки инструментария. На этом этапе исследователь выясняет правильно ли респонденты понимают его вопросы, нет ли непонятных слов в анкете и т.п.
После того как анкета проверена пилотажем, в неѐ вносят соответствующие поправки, окончательно оформляют (не забывайте о требованиях к оформлению!) и распространяют среди респондентов выборки.
Заполненные анкеты обрабатывают (выбраковывают и подсчитывают варианты ответов), а затем составляют отчѐт о проведении исследования с указанием его характера, особенностей, результатов.
В отчѐте:
а) указывается, насколько подтвердились выдвинутые в программе ги-потезы.
б) представлено простое распределение вариантов ответов в абсолютных значениях, а также в процентах.
в) несколько парных распределений, представленных в соответствующих таблицах.
г) даны выводы, практические рекомендации
IV Оцените анкету своего исследования
Методические рекомендации к выполнению практической части
Оценивая пригодность анкеты, нужно уметь различать типы вопросов
Типология вопросов по содержанию.
Останавливаясь на этой типологии, следует отличать вопросы о фактах сознания респондентов, от вопросов о фактах их поведения. Например, если вопрос: «хотел ли респондент на другую работу», свидетельствует о его желаниях, то вопрос о том, сколько раз за время своей трудовой деятельности он менял место работы, направлен на выявление конкретных фактов его поведения.
Для определения общей направленности интересов личности, мотивов деятельности, ценностных ориентаций используются проективные вопросы, являющиеся одним из видов вопросов о фактах сознания. Здесь респонденту предлагают представить себя в конкретной ситуации выбора и просят указать предпочтительный вариант поведения. Преимущество такого вида вопросов является его направленность, проективность на конкретную поведенческую установку личности. Например.
Представьте, что Вы потеряли свою работу. Будете ли Вы пытаться устроится на неѐ вновь?
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
Кроме того, типология по содержанию включает вопросы о личности респондента, образующие, как правило, особую часть анкеты, называемую социально - демографическим блоком. Сюда входят вопросы, выясняющие пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие побочные вопросы
, связанные с задачами исследования.
Типология вопросов по форме.
По форме можно выделить две основные типологии вопросов.
Открытые, закрытые, полузакрытые.
Прямые и косвенные.
Открытые вопросы формулируются без шкалы. Такой тип вопросов рекомендуем оставлять в анкете лишь в силу особых обстоятельств, когда крайне важно не давать респонденту возможных вариантов ответа. Таких вопросов в анкете не должно быть больше одного-двух. Это связано с тем, что респонденты неохотно отвечают на открытые вопросы, которые сложно обрабатывать.
Закрытые вопросы предполагают полный набор вариантов ответов. При этом они могут быть альтернативными или неальтернативными.
В альтернативных вопросах респонденту предлагается возможность выбрать один вариант ответа. Например.
Вопрос: Учитесь ли Вы сейчас?
- Да;
- Нет.
Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.
Полузакрытые вопросы составляются в том случае, когда нет уверенности в том, что приведѐнная шкала отразила полный набор возможных ответов на вопрос. Такой тип вопросов даѐт респонденту ответить на вопрос по-своему, что порой бывает очень важно. Например.
Вопрос: Что Вас заставило повышать ваше образование?
-сознание необходимости того, что без образования сегодня не прожи-вѐшь;
- желание изменить профессию;
- желание получить более высокооплачиваемую работу;
- стремление повысить свой социальный статус, перейти в иную, более престижную социальную группу;
- требование начальства;
- стремление расширить круг своих знакомых;
- другая причина (напишите, пожалуйста)___________.
Прямые и косвенные вопросы.
Прямой по форме вопрос предполагает ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает респондент. Однако нередко вопросы, требующие критического отношения к себе, оценки негативных явлений и т.п. остаются без ответа, либо ответы на них осознанно или неосознанно искажаются. В подобных случаях вопросы формулируются в косвенной форме, т.е. ответы на них предполагают расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. В таких случаях распространѐн перевод вопроса из личной формы в обезличенную. Например.
Просим Вас закончить следующую фразу:
Когда я слышу, как студента упрекают в пассивности на семинарах, я думаю, что…..
Анализ ответов на такие вопросы предполагает, что респонденты, отвечая, опираются прежде всего на свой личный опыт.
Типология вопросов по функции.
По своей функциональной зависимости вопросы делят на основные (содержательные) и не основные (функциональные).
Основные вопросы направлены на содержание исследуемого вопроса.
Неосновные вопросы чаще всего бывают двух видов:
1. Вопросы – фильтры.
2. Контрольные вопросы (ловушки).
Вопросы – фильтры ставят в тех случаях, когда надо получить данные, характеризующие не всех респондентов, а только их часть. Например.
Вопрос №5. «Куришь ли ты?
а) курю регулярно;
б) курю изредка;
в) совсем не курю.
Если ты отметил вариант –в- , переходи к вопросу № 10».
Контрольные вопросы направлены на проверку искренности ответов респондентов. Допустим, для контроля искренности ответов на вопрос о том, знают ли респонденты основные положения нашей конституции, уместен такой контрольный вопрос:
Если да, то какие из основных положений нашей Конституции, на Ваш взгляд, наиболее важны?
Шкала – это предлагаемые к вопросу варианты ответов 16
Номинальная шкала обычно используется, в случае когда предлагается выбор каких-то вариантов из простого их перечисления. Например: «Укажите, пожалуйста, те марки сигарет из указанного списка, которые Вы курили: «БАМ», «Прима», «Факел», «Президент».
Ранговая (порядковая) шкала применяется, когда варианты ответов выстроены в порядке убывания или возрастания признака.
Например: Согласны ли Вы, что бросить курить для Вас необходимо?
А - полностью согласен
Б - скорее согласен
В - скорее не согласен
Г - полностью не согласен.
Интервальная шкала (с равными или неравными интервалами) предполагает вопросы такого типа, как, например:
«Сколько лет Вы курите?»
- менее года,
4. от 1 до 2-х лет включительно;
5. от 2 до 5-и лет включительно;
6. свыше 5-и лет.
Интервальные шкалы, как правило, являются одновременно и порядковыми.
V Выполните наблюдение по теме своего исследования
Методические рекомендации к выполнению практической части
Научное наблюдение в отличии от обыденного всегда имеет ясную исследовательскую цель и проводится по заранее определенным критериям. Кроме того результаты научного наблюдения обязательно фиксируются в специальных бланках. Итак, прежде чем приступить к социологическому наблюдению нужно исходя из цели исследования четко ответить для себя на три вопроса:
1.Что наблюдать? (т.е.уточнить цель исследования)