Файл: 1 Характеристика практических учебных занятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Рекомендации для составления глоссария


Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.

Правила составления глоссария:

1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).

2. Обязательно указывается ссылка на источник.

3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.

4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.

5. Используется не менее 2-х словарей.


    1. Рекомендации для планирования, подготовки и проведения прикладного социологического исследования



I Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Для исследователя социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определѐнных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание способов разрешения конфликта, трудности в определении наиболее оптимальных педагогических технологий трудности в реализации намеченных целей, в преодолении недостатков. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определѐнной области социальной жизни, разработки и обоснования теоретических средств и практических действий по выявлению причин той или иной противоречивой социальной ситуации. Следует опасаться как постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решѐнных, так и выдвижения проблем слишком широкого плана.

Объект социологического исследования – носитель той или иной социальной проблемы, сфера деятельности субъекта общественной жизни, вклю-чѐнная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа избранной исследователем социальной проблемы. Чѐткое выделение объекта как определѐнной социальной реальности, подлежащей изучению согласно целям исследования, способствует правильному определению предмета социологического исследования.

Предмет исследования включает в себя те свойства и стороны объекта
, которые подлежат изучению. Так, если объектом исследования определена одна из социально-демографических групп – молодѐжь, предметом исследования может выступать социальный статус молодѐжи или ее ценностные ориентации и т. п. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, т.к. один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования. Правильному выбору предмета способствует четкая формулировка проблемы

Приведѐм пример определения проблемы, объекта и предмета исследования/
ПРИМЕР

В настоящее время среди подростков широко распространено табакокурение, что значительно вредит их здоровью. Чтобы разработать наиболее эффективные методы профилактики этого явления, необходимо выяснить его причины.

Итак, проблема исследования – табакокурение подростков в СШ № 7.

Объект исследования – подростки из СШ №7.

Предмет исследования – табакокурение подростков из СШ №7, а также условия и факторы, оказывающие на него прямое или косвенное воздействие.
Логический анализ основных понятий.

Эта операция посвящена определению и уточнению значения употребляемых в исследовании терминов. Такая работа необходима, поскольку известно, что из-за различного понимания терминов, люди порой не могут договориться между собой, говорят как бы на разных языках, не понимая друг друга.

Логический анализ исследуемых понятий дает возможность автору связать научное толкование с реальными явлениями жизни.

Он включает две основные части.

-Теоретическая интерпретация понятий.

-Операционализация понятий.

В теоретической интерпретации понятия социолог выясняет его связь с теорией, другими понятиями. При этом он идѐт как бы «вверх» к теории, пытаясь установить место понятия в теоретической системе.

Для интерпретации достаточно взять 1-2 основных понятий. При этом следует воспользоваться общепринятым научным определением выбранных понятий, содержащихся в энциклопедиях, справочниках, учебниках или специальной литературе. В случае отсутствия такового, важна также научная позиция самого исследователя.

Дать достаточно строгую научную интерпретацию понятию не всегда легко. Например, в обыденном представлении толкование понятия «табако-курение» довольно неоднозначно: этим термином называют и наркологическое заболевание, выражающееся в болезненной зависимости от табака, и курение тех индивидов, которые курят, допустим, из любопытства, не имея никотиновой зависимости. В различных словарях тоже нет единомыслия в толковании этого понятия. Поэтому, в интересах исследования, уточним значение этого термина. Необходимо так же уточнить и значение понятия «подросток».



Использовав определение понятия, данное в научной литературе, не забудьте сделать подстрочную ссылку.
ПРИМЕР

Табакокурением будем считать акты курения табака – как обусловленные никотиновой зависимостью, так и обусловленные любопытством, подражанием и любыми другими причинами.

Подросток – индивид в возрасте 10-15 лет. (Психологический словарь, с. 47.)

Другой причиной, затрудняющей процесс интерпретации, является различный уровень абстракции понятий.

Основные понятия чаще всего содержат в себе другие, более частные понятия, имеющие менее высокий уровень абстракции.

Вторая часть логического анализа - операционализация или эмпирическая интерпретация – это движение от понятия «вниз», к реальным фактам общественной жизни.

На этой стадии логического анализа понятие сводится к более простым, однозначно понимаемым операционным понятиям или, как их ещѐ называют, эмпирическим показателям. Приведѐм пример структурной операционализа-ции понятия.

ПРИМЕР

Табакокурение подростков

(структурная операционализация)

частота курения

опыт курения

степень информативности о вреде курения

Как правило, в аналитическом исследовании, операционализация не только структурирует изучаемое явление, разбивая его на составляющие элементы, но и выявляет причины, определяющие характер состояния изучаемого явления. Это предполагает не только структурную, но и факторную операционализацию, которая имеет более существенное значение для анализа изучаемых явлений. При этом под стрелочками указываются не составные элементы проблемы, а факторы, которые , на Ваш взгляд , могут влиять на эту проблему.

Обратите внимание, что на данном этапе главной задачей исследователя является поиск наиболее конкретных понятий, которые обозначают составные элементы структуры и факторы, влияющие на интенсивность проявления проблемы. Только максимально конкретное, т.е. однозначно понимаемое понятие может служить основой вопроса.

Согласитесь, что бесполезно узнавать о материальной обеспеченности семьи с помощью вопроса, сформулированного следующим образом:

"Какова материальная обеспеченность Вашей семьи?

а) семья хорошо обеспечена;

б) семья среднего достатка;

в) семья малообеспеченная".


Таким вопросом мы скорее измерим степень удовлетворѐнности, оценку респондентом своего материального положения, а не само материальное положение.

Если же мы спросим о жилищных условиях и качестве питания, то совокупность ответов даст более объективное представление о материальной обеспеченности семьи респондента. Сравните:

"Расскажи о своем уголке, в котором ты дома готовишь уроки.

а) имею отдельную комнату для выполнения уроков;

б) имею отдельный стол для выполнения уроков в общей комнате;

в) не имею своего уголка для выполнения уроков".

"Всегда ли у себя дома ты можешь сытно поесть?

а) всегда могу сытно поесть;

б) бывают дни, когда я не наедаюсь досыта".

В качестве индикаторов материальной обеспеченности можно избрать и другие показатели. Вообще, операционализация понятий – это творческий процесс, в котором нельзя дать каких-то строгих рецептов, но подчеркнѐм ещѐ раз, одно требование должно выполняться обязательно- выявленные в ходе операционализации показатели должны быть максимально конкретными, (однозначно понимаемыми), то есть понятиями, которыми можно оперировать – операцинальными понятиями.

Определение системы эмпирических показателей и их характеристик – нелѐгкий, но необходимый этап работы при разработке программы социологического исследования.

Только это позволит сформулировать действительно необходимые и однозначно понимаемые вопросы. Ведь каждый выявленный фактор и элемент структуры – это тема будущего вопроса.

Чтобы облегчить работу по операционализации понятий, нужно прочесть литературу по теме исследования, обратиться к компетентным в данной проблеме специалистам. Всѐ это поможет расчленить ключевое понятие исследования на элементарные составные части и выявить факторы, которые способны повлиять на интенсивность проявлений изучаемой проблемы.

Не исключено, что перечень эмпирических показателей и их характеристик может оказаться настолько обширным, что их практически нельзя будет охватить одним исследованием. Поэтому, из всего выделенного, для дальнейшей работы можно будет выбрать то, что вы считаете наиболее значимым.

Проделанная работа – логический анализ понятий – позволяет четко определить уровень понимания автором рассматриваемого явления. От этого во многом зависит познавательная и практическая эффективность предстоящего исследования.

Собрав эмпирические данные в ходе исследования, и сделав соответствующий анализ, социолог как бы восстанавливает нить своих рассуждений, возвращаясь через
характеристики и эмпирические показатели к исходному, проинтерпретированному понятию.

Сделанный анализ основных понятий, естественно, позволяет исследователю более чѐтко представить себе исследуемую проблему и разработать разделы программы социологического исследования.

Социологическое исследование преимущественно преследует прикладную, т.е. практическую цель, призванную служить обоснованием прогнозов, программ, проектов развития объекта или отдельных практических рекомендаций, предложений, подготовки и принятия управленческих решений. Цель определяется как модель ожидаемого конечного результата исследования.

В соответствии с целью, формулируются задачи, которые служат средством реализации цели. Специфика задач зависит от основной ориентации исследования – теоретической, методической или прикладной. Формулировка задач связана также с конкретными требованиями к анализу изучаемого явления. Задачи раскрывают предмет исследования, согласуются с гипотезами.

Различают основные и дополнительные задачи. В данной контрольной работе можно ограничиться описанием трех-пяти основных задач.
ПРИМЕР

Цель исследования: Выявить причины табакокурения подростков.

Задачи основные:

1. Установить как влияет на табакокурение материальная обеспеченность семьи подростка.

2. Установить как влияет на табакокурение воспитательная работа в школе и семье.

3. Установить как влияет на табакокурение социально-психологический климат в окружении подростка.

4. Установить как влияет на табакокурение удовлетворѐнность подростка своими жизненными обстоятельствами/
Задачи вспомогательные:
1. Установить процент распространѐнности курящих подростков в СШ №7.

2. Установить степень информированности подростков о вреде курения.
На основе сформулированных задач составляются гипотезы исследования.

Развѐртывание рабочих гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы и путях еѐ разрешения.

Такие предположения, сформулированные в виде гипотез, способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают методы сбора социологической информации и, наконец, как бы фокусируют, сводят к чѐтким и определѐнным положениям основные его результаты.