Файл: Введение Жизнь и учения Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4

1.Жизнь и учения Платона………………………………………………………..6

2.Социально-философские идеи Платона……………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...17


Введение

Гуманистическое направление в философии, возникшее в V в., привело к созданию великого синтезирующего учения - философии Платона. Это была не первая синтезирующая философия греков, до Платона такими качествами обладала философия Демокрита. Однако философия Демокрита была синтезом философии природы в начальный период развития этой науки, а философия Платона выявила новую гуманистическую ориентацию.

Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории фундаментальны для философской науки. Его идеи могут быть доказаны не только в философии, но и в мировой культуре. Важными были открытия Платона, которые характеризовали дуализм человека. Он видел сущность человека в двойственности души и тела, идеальных и материальных принципах.

Важность философских открытий Платона подтверждается его плодотворной интерпретацией в более поздней истории культуры. В этом случае образ Платона и его учение меняются в зависимости от интереса к нему.

Актуальность темы данного исследования подтверждается тем, что в процессе исторического развития не существует другой эпохи, настолько важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал 
человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается 
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и 
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник 
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже 
для  наших дней. 

Значение социально-философских мыслей Платона обосновывается тем, что, по существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе. 

Значение философских открытий Платона подтверждается его плодотворными интерпретациями на протяжении всей последующей истории культуры. При этом образ Платона и его учения меняется в зависимости от характера интереса к нему. 


В связи с этим главной целью данного исследования является всестороннее изучение теоретических основ социально-философских идей Платона.

На основании указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать жизнь и учения Платона;

- раскрыть социально-философские взгляды Платона.

Основой данного исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов, характеризующих рассматриваемую проблему.

Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.


  1. Жизнь и учения Платона


Творчество великого древнегреческого мыслителя Платона вот уже третье тысячелетие будоражит умы и чувства людей. Его произведения, высокохудожественные по форме и глубокие по содержанию, и сегодня являют собой недосягаемую вершину торжества мощи человеческого духа, пытающегося охватить и понять самые животрепещущие вопросы человеческого бытия. В своих диалогах Платон обращался к самым различным философским и социальным, политическим и этическим, эстетическим и педагогическим проблемам, давая на все времена блестящие образцы их постановки и решения.

На учение философа большое влияние оказали происхождение, семья, образование, политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что родился он либо в 428, либо в 427 г. до нашей эры, а умер в 348 или 347 году до н.э. В момент появления на свет Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопоннесской. Причиной междоусобной борьбы было установление влияния над всей Элладой и колониями [8, с. 115].

Имя Платон было придумано либо учителем борьбы, либо учениками философа в юности, при рождении же был назван Аристоклом. В переводе с древнегреческого языка «Платон» означает широкий или широкоплечий. По одной из версий, Аристокл занимался борьбой, имел крупное и крепкое телосложение, за что учитель и назвал его Платоном. Еще одна версия говорит о том, что прозвище возникло из-за идей и взглядов философа. Есть и третий вариант, согласно которому Платон имел довольно широкий лоб.

У Платона была одна сестра и три брата – два родных и один сводный, и ни один из них не увлекались политикой. Да и сам Аристокл предпочитал читать книги, сочинять стихи, беседовать с философами. Этим занимались и его братья. Мальчик получил очень хорошее на то время образование, которое состояло из посещения уроков музыки, гимнастики, грамоты, рисования, литературы. В юношеские годы он стал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые посвящались богам. Увлечения литературой не мешало Платону принимать участие в различных играх, соревнованиях, турнирах по борьбе.



Платон много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. После смерти Сократа он покинул Афины и жил в Мегаре. Затем после короткого пребывания в Афинах Платон отправился в Египет, откуда переехал в Южную Италию, затем поехал на Сицилию. Здесь он подружился с родственником тирана Дионисия Старшего - Лионом. Однако Дионисий продал Платона в рабство, от которого он был избавлен Аннекиридом, выкупившим его. Вернувшись в Афины в возрасте сорока лет, Платон организовал свою собственную школу, получившую название Академии. По приглашению Диона он еще два раза совершает путешествия на Сицилию. Платон посетил Сиракузы, чтобы попытаться реализовать на практике свой проект идеального государства. Однако эти попытки Платона окончились неудачей. Последние годы своей жизни Платон провел в Афинах [8, с. 124].

В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов.

Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.

Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но, в сущности, ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая, что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика - Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. (Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее).


Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый «платоновский вопрос». Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Некоторые из этих 34 диалогов отдельными исследователями считаются неподлинными. Самые известные из них: «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Апология», «Пир», «Государство», «Законы» и т.д.

Истоками идеалистической философии Платона являются:

- учение о бессмертии души и переселении душ Пифагора,

- учение о противопоставлении сущности Парменида,

- учение о противоречивости чувственных вещей Гераклита,

- диалектический метод Сократа [3, с. 151].

Основной метод философствования Платона представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед (к тому же Сократ - центральное действующее лицо платоновских диалогов). Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.


  1. Социально-философские идеи Платона


Основываясь на представлениях Сократа об истине, как абстрактной сущности, стоящей за пределами конкретных вещей и чувственных впечатлений, Платон создал целостную онтологическую картину мира, предполагающую его идеалистическое понимание. Согласно учению Платона, существуют два мира – мир идей и мир материй. Мир идей – это подлинный мир.

Каждая идея — это совершенная субстанция, которая содержит в себе сущность, то самое всеобщее истинное знание, о материальных предметах и субстратах. Вместе с тем, каждая идея является частью общей мировой идеи или мировой души. Они вечны, неизменны и бессмертны, идеи – идеальны и недоступны для восприятия человека. По словам Платона, все что может человек узнать об идеях – это лишь слабые тени на стене, отбрасываемые факелами, не более того [10, с. 72].

Мир материй в свою очередь — это иллюзорный чувственный мир. Материи – это искаженные воплощения идей. По этой причине материальные предметы, описываемые одним понятием, так сильно различаются между собой, поскольку они не совершенны и не способны полностью воплотить всю сущность идеи. Т.е. в то время как в материальном мире существует пегие, гнедые, белые и прочие лошади, в мире идей существует одна единственная идея лошади, включающая в себя все эти частные воплощения.


По аналогии с онтологическими взглядами Платон описывает и человека. Человек состоит из двух начал тела и души. Тело – это материальное, низшее начало, в то время как душа и есть сама сущность человека, его высшая составляющая. Платон устанавливает тождество между человеческой душой и идеей, в своих трактатах он первым формулирует доказательства бессмертии души:

- диалектическая взаимосвязь жизни и смерти;

- припоминание общих истин;

- не тождественность души и тела.

Исходя из обоснованного Гераклитом принципа единства противоположностей, Платон делает вывод о том, что жизнь и смерть есть части единого процесса, и в то время, когда человек умирает, одновременно происходит и его рождение в новом теле. Более того, в то время как тело есть сложная и составная структура, которая может быть разрушена, либо собрана вновь (процессы смерти и рождения), душа противоположна телу – она простая сущность. И как простая сущность душа не может быть разложена на составные элементы, а значит не может умереть. Потому душа есть олицетворение жизни, именно присутствие души в теле делает его живым. Душа управляет телом, а не наоборот, она направляет его движение и руководит его желаниями.

Также в то время, как тело, благодаря чувствам познает материальный мир, истинное знание может быть получено лишь субстанцией близкой по своему духу к идеям, т.е. душой. Общие знания возникают в душе не из чувственных образов, а посредством процесса припоминания той информации, которой душа владела ранее в других жизнях.

Платон подробно расписывает свойства души. Она располагает тремя основными качествами – разумом, волей и вожделением. Разум – это наиболее идеальная часть души, близкая к самим идеям, направленная на познание мира и поиски общего блага. Воля — это благородная часть души, необходимая для управления телом. Вожделение — это низменная часть души, наиболее близкая к телу, связанные с его потребностями и желаниями. Однако вожделение имеет и другую сторону – умеренность в исполнении желаний и страстей. Установление равновесия между этими проявлениями души рождает гармонию, которая и есть высшее благо для человека [1, с. 106].

Первые попытки переосмыслить общественное управление с позиции философии предпринимались еще Пифагором. Его Пифагорейский союз на практике в течении нескольких десятков лет управлял греческой колонией Кротон, позднее пифагорейцам удавалось приходит к власти и в других городах. Однако в силу тайного характера союза, подробные сведения о его социально-политических воззрениях не сохранились. Платон в отличие от своего учителя Сократа, также полагал, что именно философы могут создать идеальное общество, и оставил после себя подробное описание утопии в сочинении «Государство». Ключевыми чертами Платоновского идеала является разделение труда, отделение власти от частной собственности и достижение гармонии между членами общества.