Файл: Введение Жизнь и учения Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с выделением в душе трех свойств, Платон делит и всех людей на три категории – философов и мудрецов, у которых доминирует разум, воинов у которых больше развита воля и ремесленников, торговцев и крестьян, которыми руководит вождение. Каждой из категорий людей Платон выделяет свое предназначение. Ремесленники, торговцы и крестьяне должны заниматься материальным производством и снабжать государство всем необходимым для жизни и процветания. Воинам следует поддерживать общественный порядок и охранять государство как от внешних, так и от внутренних врагов. Наконец философы, которые лучше всех понимают общие истины и общее благо должны управлять государством, поскольку лучше других понимают, как установиться справедливость и гармонию между людьми [6, с. 388].

В частной собственности Платон видит источник раздора, и потому ни философы, ни воины не могут ее иметь. Для них все общее, не исключая жен и детей, которые воспитываются государством. Людям вожделения собственность необходима, ибо без корыстного интереса они не смогу работать на общее благо, однако она должна быть умеренна и ограничена.

Платон полагает, что философ может стать один из круга правителей государства лишь после 50 лет. До этого времени ему следует прилежно учиться. Философы должны беспрестанно искать среди детей всех категорий тех, кто способен стать философом. Такие дети проходят длительный путь обучения и изучения всех искусств и знаний, какие только известны людям. Среди них ведется жесткий отбор, на основании экзаменов. Лишь лучшие смогут получить право управлять обществом.

Вместе с тем, Платон описал не только идеальное государство, но и многие реальные общества, которые, по его мнению, являются разными ступенями деградации идеального государства философов.

Платон выделял следующие ступени [11, с. 291]:

- Тимократия,

- Олигархия,

- Демократия,

- Тирания.

Тимократия приходит на смену идеальному государству в случае «неурожая» философских душ среди молодого поколения. Основа тимократии – это власть воинов, людей сильных, волевых и честолюбивых, в которых проснулась страсть к сребролюбию. Возжелав частной собственности, воины отберут ее у крестьян и ремесленников сделав последних своими рабами и начнут вести бесконечные войны и завоевания, ибо суть войны – это приумножение богатства и славы. Больше всего в таком обществе будет цениться сила и стойкость.


Однако со временем все богатство государство окажется окончательно перераспределено и тимократия сменится олигархией. Богатство станет мерилом власти. На вершине общества станут богачи, все остальные станут их нищими рабами. В таком государстве нет ни силы, ибо олигархи не способны к войне, ни гармонии, ибо не умеют они и управлять. По сути, это будут два разных государства – богачей и бедняков, находящихся на одной территории.

Произвол олигархии не сможет длиться вечно, она погибнет в пламене народного гнева людей, уставших от бесконечных поборов и несправедливости. Из него родится демократия, основные ценности которой это отобрать и разделить все имущество олигархов, а также установление полной личной свободы. Демократия самый пёстрый разнообразный строй, ибо каждый проявляет себя как хочет и когда захочет. Однако ей не хватает умеренности и у власти будут оказываться случайные люди – воры и проходимцы.

Абсолютная свобода демократии – тяжелая ноша, которая со временем начнет давить на самих людей, ведь дети перестанут уважать родителей, ученики – учителей, а всякий человек перезреет закон. Тогда появится кумир, который будет вознесен толпой на пьедестал почета и власти. Этот человек установит тиранию. Сначала он будет милостив и ласков, но затем начнет жестко карать всякого, в ком заподозрит угрозу и из полной свободы народ попадет в жесточайшее рабство.

Таким образом, впервые в истории социальной мысли Платон пред­принял попытку теоретического исследования законов развития общества (социальной динамики, говоря словами О.Конта). Именно за это исследование выдающийся мыслитель ХХ столетия К.Поппер назвал Платона первым социологом.

Платон не ограничился лишь теоретической разработкой учения об идеальном государстве. Получив приглашение тирана Сиракуз Дио­нисия, он отправился в этот город с целью реализации своего пла­на. Однако две попытки закончились для него полным провалом. Ана­лизируя причины этих неудач, его ученик Аристотель указал на глав­ную из них: Платон в своей концепции исходил из представления об об­ществе как об искусственно созданной системе, в отношении из­ме­нений которой человеческие возможности практически безграничны.

Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство

, так и крайнюю бедность.

Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого является наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным [6, с. 474].

Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог «Государство» включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона - глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его целостности, неделимости.


Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Платон - первый философ, глубоко изучивший проблемы природы, общества, государства и человека. Впервые он связал все теории друг с другом, полностью исследуя эти проблемы. Платон был первым, кто предложил идею идеального государства - эту идею высоко оценил Маркс. Несмотря на утопичность политической теории, сам факт возникновения желаний реорганизовать мир - большой шаг вперед в философской науке.   

Платон заложил основы определений и понятий, попытался сформировать концептуальное мышление. Он выделил философские категории: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и т. д. 

На теорию идеального государства Платона сильно повлияли его идея блага и теория разделения души, которая обусловила отличный признак платоновской модели - деление на 3 сословия: философов - верховную власть (разумное начало), воинов или стражей (яростное начало) и низший, обслуживающий класс производящих тружеников(страстное начало). Это и обусловило ее утопичность.


Думая о тотальном Благе, Платон хотел сделать свободным и счастливым общество в целом, все сословия, не беря в расчет тот факт, что это зависит от счастья и свободы каждого отдельного человека.

Главным противоречием и недостатком «Государства» является недостаточная разработанность определяющей силы разделения людей на сословия.

Платон создал модель аристократического тоталитарного государства, где жизнь граждан (воинов и низшего класса, занятого производящим трудом) полностью подчинена правящему классу - философам.

При отсутствии такого класса, как рабы, он превращает в таковой так называемый низший класс - земледельцев, торговцев и ремесленников, подчеркивая, что их смысл жизни - услужение воинам и философам и оставляя их жизнь на усмотрение этим высшим классам.

Строгий кастовый строй идеального государства Платона не позволяет перехода индивида из одного сословия в другое, при этом деятельность человека не зависит от его способностей и он вынужден приспосабливаться к работе его сословия.

Идея военных поселений аннулирует такие важные социальные институты, как брак и семья, ведет к ревности, зависти, следовательно, к конкуренции и бунтам.

Именно поэтому теория Платона названа социальной утопией и была впоследствии воплощена в жизнь в разных странах лишь частично.

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной Платоном, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.

Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. История философии: Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 240 c.

2. Виндельбанд В. История древней философии / В. Виндельбанд. - М.: Карамзин, 2018. - 360 c.

3. Гайденко П.А. «Университет» Платона:/ С. Г. // Культурология. - 2013. - № 2. - С. 151-153.

4. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Кн. 1. Учебник / Д.И. Грядовой. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон; М.: Ладомир - Москва, 2016. - 716 c.

6. Рассел Б. История западной философии. Том 1 / Б. Рассел. - М.: АСТ, 2018. - 768 c.

7. Руденко А.М. История философиии: Учебное пособие / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 126 c.


8. Стоукс, Ф. Мыслители, изменившие мир: от Аристотеля до Юнга: [98 гениев философии: сборник биографий / Филип Стоукс; пер. с англ. Г. Сахацкого ; авт. ст. о рус. философах Н. Павлова]. - Москва: Эксмо, 2012. - 416 с.

9. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. - 346 с.

10. Форлендер К. История философии: Античность. Средние века. Пер. с нем. / К. Форлендер. - М.: КД Либроком, 2013. - 280 c.

11. Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. Учебник для ВУЗов. — М.: Академический Проект. 2018. - 608 с.