Файл: Онтология Дайте определение понятия бытие. Выделите основные формы бытия в системе мирчеловек.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Вариант 1.
-
Онтология:
- Дайте определение понятия «бытие».
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
-
Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
-
Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
Бытие - Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.
В философии слово «бытие» используется как один из возможных переводов греческого слова οντα (точнее: το ον и производных от него οντα и ειναι), корнеобразующего в слове «онтология» и рассмотренного выше. Т.е. , что «подлинно сущее», «истинно сущее» и «основа сущего». бытие есть то же самое. Кроме того, словом «бытие», в частности, переводится греческое слово ουσια, которое во многих других случаях переводится как «субстанция». Таким образом, когда в философии используется термин «бытие» то подразумевается:
• в узком смысле, основа сущего, или субстанция;
• в широком смысле существование мира как беспредельного и непреходящего целого.
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести к четырем основным.
– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность или мир культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей.
– Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностей неорганической и органической природы, в общий процесс космической эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие.
– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок, стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом.
– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений
2. Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.
Познание – это есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или, иными словами, процесс приобретения знаний.
Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения, животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или кибернетические системы, информация — это набор сигналов, сообщений, способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Но очевидно, что любой предмет обладает несколькими свойствами и признаками, а совокупность отдельных ощущений еще не дает знание предмета в его целостности. Ощущения соединяются (уже благодаря некоторой активности познающего субъекта – человека) в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие – это форма чувственного познания, с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета.
Как ощущение, так и восприятие – это формы знания, связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной деятельности, получившая название – «представление». Представление – это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые держите в руках яблоко, первоначально Вы ощущаете его цвет, форму, вкус – это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление. Ив следующий раз, когда Вам дадут, например банан, и скажут: «Возьми яблоко», Вы возразите, зная уже, что яблоко выглядит иначе.
Необходимо отметить, что представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных черт. Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого–либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесенность к внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения. Воображение – это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. Но исходный материал воображения всё же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности воображения могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и образы богов.
В целом, следует сказать, что чувственное познание – это ступень непосредственного отражения мира и получения знания о внешних, единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Оно может заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская
Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой и т.д. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и познать законы его развития. А это оказывается возможным лишь с помощью рациональной или логической ступени познания.
Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с помощью мышления. Мышление может быть определено как активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственносвязано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Язык является одним из основных средств познания; например, когда мы размышляем о чём-то, мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог или записывая свои мысли. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности, производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами.
Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий, являющейся первой формой рационального, логического познания.
Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).
Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком (например, человек как разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности). Если восприятие и представление имеют определенный аналог в действительности (можно указать на определенный, конкретный предмет, отображением которого они являются, например, понятие «яблоко»), то понятие такого аналога может и не иметь (например, в экономической науке, понятие «стоимость», в философии «бытие», «материя» и др.).
Суждение – следующая форма рационального познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу).
Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базепонятий и суждений формируются умозаключения.
Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Примером, дедуктивного умозаключения является следующий:
Все студенты имеют зачетные книжки. Иванов студент, значит, Иванов имеет зачетную книжку.
В процессе познания, начиная от обыденно–практического до научного, мы оперирует всеми формами мышления. Именно они позволяютнам формировать целостное понимание мира и передаваться его посредством письменного и устного языка другим людям, в том числе от поколения в поколение. Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения. Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.