Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3474
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57)В первой половине ХХ века культура Казахстана испытывала существенные изменения, связанные с модернизацией и современными тенденциями. Одним из важных достижений было становление светской школы и введение всеобщего начального образования. Это позволило молодым людям получать образование и развиваться в различных областях знаний, что в свою очередь способствовало развитию культуры и науки в Казахстане.
Кроме того, появление казахских техникумов и вузов также является важным достижением культуры Казахстана в первой половине ХХ века. Это позволило молодежи получать высшее образование и развиваться в различных профессиональных областях.
Творческая интеллигенция создавала новые жанры и виды искусства, что также является важным достижением культуры Казахстана в первой половине ХХ века. Например, в этот период были созданы такие жанры, как казахская оперетта и музыкальная комедия. Кроме того, происходило развитие кинематографа и театрального искусства.
Однако, в то же время, в условиях борьбы с религией и атеистической пропаганды, влияние ислама на духовную жизнь общества ослабло. Это привело к противоречиям и конфликтам в обществе, которые влияли на развитие культуры в Казахстане.
Таким образом, первая половина ХХ века была периодом значительных изменений в культуре Казахстана. Несмотря на некоторые противоречия и конфликты, в этот период были достигнуты важные успехи в различных областях культуры и образования.
Охарактеризуйте особенности прикладного искусства казахского народа.
82)Прикладное искусство казахского народа имеет столетнюю историю и богатое разнообразие, которое отражает традиции, обычаи и культуру этого народа. Основные особенности прикладного искусства казахского народа включают следующее:
1. Применение традиционных материалов: кожа, шерсть, шелк, фарфор, бронза и другие природные материалы.
2. Использование национальных орнаментов: национальные узоры и орнаменты являются основой казахского прикладного искусства. Они отражают культурные особенности народа и украшают различные изделия от одежды до традиционных ковров.
3. Применение ручной работы: большинство казахских изделий делается вручную, что подчеркивает высокую квалификацию мастеров и важность сохранения традиций.
4. Распространённость функциональных предметов: большинство казахских изделий – это функциональные предметы, созданные для удовлетворения необходимых нужд со сложным декором, например, одежда, домашний текстиль, утварь для кухни, оружие и другие.
5. Сохранение древних ремесел: традиционное ремесло до сих пор продолжает сохраняться в нашей местности с использованием тех же методов, что и раньше. Некоторые из них, например, ковровую мастерскую в Мангистау и конюшни для кобылиц в Таласской долине внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
6. Религиозное искусство: казахское прикладное искусство имеет религиозную составляющую, которая проявляется в изготовлении иконостасов, ковров и других предметов, используемых в религиозных обрядах.
В целом, прикладное искусство казахского народа богато и разнообразно, отражает культуру и традиции этого народа, а также является важной частью его национальной идентичности.
Тюркский каганат (552-603). Консолидация тюрков произошла под руководством рода ашина, их вождем стал Бумын, носивший титул Великий-ябгу (джабгу, верховный вождь). В 552 г. Бумын был поднят на белой кошме и провозглашен каганом Тюркского эля. Слово "тюрк" распространилось на всех кочевых жителей государства.Тюркские роды и племена связывала идея общего происхождения и единства всех тюрков. Она подкреплялась правом собственности на землю рода и правом на долю в военной добыче и дани. Все мужчины, включая беков и царевичей, считались воинами.
консолидация тюркских племен в середине первого тысячелетия привела к созданию ими в Великой Степи нескольких крупных государств, которые по государственному типу относятся к кочевым империям. Империи-каганаты объединяли как тюркские племенные союзы, так и покоренные народы и вассальные государства.Они были связаны единой военно-административной системой управления. Привилегированное положение в нем занимала родовая аристократия.
Тюркские империи изменили геополитическую конфигурацию в Евразии и приняли активное участие в международных делах и торговле.
59.Назовите культуры ранних кочевников Великой степи и охарактеризуйте их особенности.
Культ огня. В позднеандроновское и сакское времена у степных племен все чаще проявляются следы культа огня -- огнепоклонничества.
Так, у саков Семиречья были бронзовые жертвенники и курильницы - обрядовые предметы, связанные с огнем. С культом огня связаны ритуалы сожжения погребальных сооружений и кремации покойника.
Покойника сжигали на костре, а его прах и вещи складывали в каменный ящик и хоронили. Наиболее яркий пример культа огня дает курган Бесшатыр в Семиречье.
Культ предков и представления о загробном мире. У степных полукочевников и кочевников был развит культ предков. Они поклонялись
духам умерших, верили в их покровительство, считали священными их могилы. Сложные погребальные ритуалы андроновцев и близких к ним культур говорят о серьезном отношении к загробной жизни. По-гребальный ритуал связан с представлением о возвращении в лоно матери-Земли. Круглый курган с могилой в центре считался, вероятно, подобием мира. Погребенные были ориентированы головой на запад или юго-запад - т. е. на бога, ведающего связью с потусторонним миром.
По представлению андроновцев, в загробном мире все было устроено так же, как в этом мире. Именно поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения
Культ солнечного божества. Древнейшие разделы Авесты расска-зывают о мифах андроновских племен и о тех богах, которым они поклонялись. Главным божеством был бог солнечного света. Он символизировал дружбу и любовь, считался справедливым судьей.
Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии восстановило целостность казахских земель. Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
На момент национального размежевания на территории советской Средней Азии существовало четыре крупных административно-территориальных единицы: Киргизская АССР (центр в Оренбурге) и Туркестанская АССР (центр в Ташкенте) в составе РСФСР, Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика.27 октября 1924 года в результате национально-территориального размежевания большая часть Сырдарьинской области передана в состав Киргизской (Казахской) АССР.
Национально-государственным размежеванием казахскому, киргизскому, узбекскому, туркменскому и таджикскому народам социалистическим СССР была предоставлена возможность развиваться как национально-государственные этносы. Что впоследствии сделало возможным появление в этом регионе новых независимых государств на базе бывших союзных республик.
образование Казахской Советской Социалистической
Республики, имевшей собственную Конституцию, было важным событием в жизни казахского народа, став ступенью на пути восстановления национального суверенитета. Была воссоздана национально-территориальная государственность в рамках, приближающихся к этнической территории; установлены государственные границы; созданы современные органы управления; восстановлено исторически правильное название казахского этноса и страны. В рамках унитарной советской федерации и в условиях советской командно-административной системы произошла модернизация казахского общества. Советская казахская государственность стала трамплином к ооретению национального суверенитета и независимости.
61. Опишите историко-географическое значение понятия «Центральная Азия».
Термин "Центральная Азия" впервые появился
в немецкой географической науке в первой половине ХІ в. Его ши-
роко использовали корифеи этой науки Карл Риттер и Александр фон Гумбольдт. Риттер называл Центральной Азией "высокие" внутренние районы Евразии, отделяя от нее полуострова и низменности, а Гумбольдт имел в виду территории к югу от Алтая и восточнее Памира (т. е. территорию Центральной Азии к востоку от Казахстана). Другой немецкий географ, Ф. фон Рихтгофен, вывел критерий определения Центральной Азии по бассейнам рек внутреннего стока, однако не включил в регион бассейны Каспийского и Аральского морей, полагая, что эти озера являются частью древнего моря, связанного с мировым океаном.В современной политической географии Центральная Азия - это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан.с точки зрения политической географии Центральная
Азия - это пять постсоветских государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан). С точки зрения физической географии, Центральная Азия - это область внутреннего стока (бессточных бассейнов) Евразии. Для Центральной Азии характерен разнообразный рельеф со степными, пустынными и горными ландшафтами, а также резко континентальный аридный климат.
62.
Опишите историко-культурное значение понятия «Великая степь».
Великая Степь - историко-культурное, а не географическое понятие. Географическое название этого региона - Евразийская степь.
В ландшафтном отношении Великая Степь неодно-
родна и состоит из собственно степей (степной ландшафтной зоны), а также лесостепей, полупустынь и даже пустынь. С севера степи и лесостепи ограничены лесными массивами, в том числе таежными. На юге Великая Степь упирается в водные преграды (Черное, Азовское, Каспийское моря) и высокие горы (Кавказские, Тянь-Шань).
В казахстанской исторической науке, применительно к X-XVII вв., принято называть Причерноморско-Каспийскую степь Западным Дешт-и Кыпчаком, а Казахскую степь Восточным Дешт-и Кыпчаком.Великая Степь - это "колыбель" кочевой цивилизации. В основе которой лежал природно-географические факторы подходящие экологические условия для развития кочевого скотоводства. Засушливые и сухие разнотравно-злаковые, ковыльные, полынно-злаковые степи и полупустыни, покрывающиеся травой в разное время, представляли собой идеальные сезонные пастбища для лошадей и мелкого рогатого скота. Вместе с тем в условиях аридного климата кочевое и полукочевое скотоводство стало единственно возможным способом хозяйственного освоения Степи.
63. Опишите развитие образования и науки в 20-40 годы ХХ века
Начиная с 1920 года большевики стали повсеместно создавать чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. К концу 1928 года было издано более 30 наименований учебников для школ с казахским языком обучения.Смена алфавитов (1929, 1940 гг.) нанесла существенный урон развитию школьного образования.В августе 1930 года вышло постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения в районах с
кочевым населением.Одной из важнейших задач в системе образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Так
в передвижных красных юртах (кызыл отау), внешне напоминающих избы, читальни для оседлого населения, обучали грамоте и женщин. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотноСти, ШколЫ-коМмуны.
В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность». К 1939 году в возрасте до 50 лет числилось 83,6% грамотного населения.