Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждениедополнительного профессионального образования Институт развитияобразования Краснодарского края.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Институт развития
образования» Краснодарского края
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Деятельность учителя по достижению результатов обучения в
соответствии с ФГОС с использованием цифровых образовательных
ресурсов
Разработчик(и) программы:
Кара А.П., ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидат исторических наук
Белай Е.Н., ГБОУ ДПО "Институт развития образования" Краснодарского
края, б/с
Кузьмина К.А., ГБОУ ДПО "Институт развития образования"
Краснодарского края, б/с
Краснодар, 2022
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональной компетентности учителей в обеспечении достижения результатов обучения в соответствии с ФГОС с использованием цифровых образовательных ресурсов.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
3.1.1.
Общепедагогическая функция. Обучение
(А/01.6)
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего образования .
Планирование и проведение учебных занятий
Содержательные особенности обновленных
ФГОС Основы методики преподавания предмета с учетом обновленных ФГОС,
виды и приемы педагогических технологий,
как для очного обучения,
так и дистанционного.
Алгоритм проектирования учебного занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Способы формирования УУД.
Определять основные характерные особенности обновленных ФГОС,
применять примерные рабочие программы по предмету. Проектировать современное учебное занятие с применением педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, в том числе цифровых
1.3. Категория слушателей:
Учителя
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 48 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п
Наименование разделов
(модулей) и тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Самостоятельная
работа, час
Формы
контроля
Лекция,
час
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
Входная диагностика
2 0
0 2
тест
1.
Модуль 1.
Государственная политика в сфере образования. Внедрение обновленных ФГОС
0 0
0 0
1.1.
Актуальные направления государственной политики в сфере образования.
2 2
0 0
1.2.
Особенности содержания и методологии обновленных ФГОС
2 0
0 2
1.3.
Требования к результатам освоения программ НОО,
ООО в соответствии с обновленными ФГОС
2 2
0 0
тест
2.
Модуль 2. Цифровые образовательные ресурсы как средство реализации
ФГОС.
0 0
0 0
2.1.
Возможности ЦОС
0 0
0 0
2.1.1
Формирование целевой модели цифровой образовательной среды.
2 2
0 0
2.1.2.
Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации
ФГОС
2 2
0 0
2.1.3.
Формирование системы знаний о ЦОР
соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности преподавателя и методике их использования в своей профессиональной деятельности (работа с онлайн-ресурсами)
2 0
2 0
2.1.4.
Создание собственных
ЦОР на базе интернет- платформ
4 0
2 2
практическая работа
2.2.
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в ЦОС
0 0
0 0
2.2.1.
Кибербезопасность в процессе работы с цифровыми ресурсами
2 2
0 0
2.2.2.
Кибергигиена обучающихся
2 0
0 2
3.
Модуль 3. Современный урок с использованием
ЦОР: технологические особенности проектирования и проведения в условиях внедрения обновленных
ФГОС:
общедидактические и предметные особенности
0 0
0 0
3.1.
Примерная рабочая программа по предмету:
структура и содержание
6 2
4 0
3.2.
Классификация современных уроков.
Технологические особенности модели урока определенного типа с использованием ЦОР.
6 2
4 0
3.3.
Особенности проектирования современного урока на основании примерной рабочей программы по предмету (на выбор)
6 0
4 2
практическая работа
3.4.
Воспитательный потенциал урока в целях достижения личностных результатов обучающихся.
Особенности конструирования воспитательных целей урока
2 0
2 0
3.5.
Основные приемы педагогической техники на современном уроке с
ЦОР для формирования метапредметных результатов ( очно, в онлайн, смешанном и гибридном обучении)
2 0
2 0
Итоговая аттестация
4 0
2 2
методическая разработка
Итого
48 14 22 12
2.2. Рабочая программа
Входная диагностика ( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Тестирование. Контроль с автоматической проверкой введенных ответов дистанционно проводится на платформе: DO. IRO.23 (http://do.iro23.ru)
1. Базовая часть. Модуль 1. Государственная политика в сфере образования.
Внедрение обновленных ФГОС
1.1. Актуальные направления государственной политики в сфере образования. ( лекция
- 2 ч. )
Лекция·Видеолекция. Система законодательства об образовании РФ: Конституция РФ,
Федеральные законы. Определение основных направлений развития образования в РФ.
Национальные проекты и национальные программы. Вызовы современной образовательной системе. Актуальность обновления ФГОС.
1.2. Особенности содержания и методологии обновленных ФГОС ( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Слушатели самостоятельно изучают материалы ФГОС,
размещенные на платформе: DO. IRO.23 (http://do.iro23.ru): Нормативно-правовое обеспечение внедрения ФГОС. Особенности обновленных ФГОС: приведение в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ», установление вариативности сроков реализации программ, детализация условий реализации образовательных программ, систематизация и конкретизация результатов.
1.3. Требования к результатам освоения программ НОО, ООО в соответствии с
обновленными ФГОС
( лекция - 2 ч. )
Лекция·Видеолекция. Ключевая педагогическая задача: создание условий, инициирующих деятельностный аспект обучения и воспитания. Категории системно-деятельностного подхода:
личностные результаты (ценности и мотивация), ориентированные на формирование ценностей и мотивов; метапредметные результаты(«soft skills»), их формулировки, УУД;
предметные результаты- конкретизация по годам и систематизация, их формулировки.
Сравнение действующих и обновленных ФГОС.
2. Модуль 2. Цифровые образовательные ресурсы как средство реализации ФГОС
2.1. Возможности ЦОС
2.1.1. Формирование целевой модели цифровой образовательной среды. ( лекция - 2 ч.
)
Лекция·Видеолекция. Основные понятия модели цифровой образовательной среды. Формы,
методы и основы использования в образовательном процессе. Ключевые особенности современного цифрового мира (образовательный аспект). Цифровое поколение как субъект образовательной деятельности. Сущности, характеристики, особенности модели цифровой образовательной среды. Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с использованием ЦОС. Современные требования к структуре и содержанию ЦОС
образовательной организации. Нормативное обеспечение требований к условиям формирования и развития ЦОС. Готовность менеджмента образовательной организации обеспечить корректное нормативно-правовое обеспечение развития ЦОС образовательной организации. Роль информационно-коммуникационных технологий в новой парадигме образования. ИКТ и Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования. Администрирование образовательной организации с помощью цифровых технологий. Цифровая аналитика в образовании. Оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий. Цифровые инструменты, помогающие планировать развитие образовательной организации. Развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций. Развертывание национальной сети ИПЦО (инновационные площадки цифрового образования). Система мониторинга и поддержки распространения процессов цифровой трансформации образовательных организаций. Сетевой город. Образование – инструмент современного педагога. Формирование набора знаний и навыков работы в автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» (далее – АИС СГО). Специальные возможности АИС СГО.
2.1.2. Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации ФГОС (
лекция - 2 ч. )
Лекция·Видеолекция. Планируемые изменения на основе применения современных педагогических и цифровых технологий в условиях внедрения обновленных ФГОС.
Трансформация методов обучения. Обеспечение достижения результатов обучения в соответствии с ФГОС с использованием цифровых образовательных ресурсов
2.1.3. Формирование системы знаний о ЦОР соответствующих специальному уровню
профессиональной компетентности преподавателя и методике их использования в
своей профессиональной деятельности (работа с онлайн-ресурсами) ( практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·Информационная грамотность педагога. Формирование компетенций,
необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационные угрозы, их виды, причины. Подсистемы обеспечения безопасности информации: компьютерная безопасность; безопасность данных; безопасное программное обеспечение; безопасность коммуникаций. Средства защиты информации. Методы и средства защиты информации. Организационное обеспечение ИБ. Комплекс организационно- технических мероприятий по обеспечению защиты информации. Электронная почта и ее защита. Защита от компьютерных вирусов. Работа с различными источниками информации.
Анализ и оценка качества информации. Организация, хранение или архивирование информации. Использование информации в соответствии с этическими нормами. Медиа грамотность педагога. Формирование способности видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Критическое отношение к медиа среде. Формирование умения выражать себя через медиа. (Вебинары, конференции, онлайн-занятия). Компьютерная грамотность педагога. Формирование универсального набора знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов. Работа в социальных сетях. Образовательные трансляции в социальной сети «Вконтакте» Создание закрытого сообщества по своему предмету. Написание и закрепление объясняющей записи. Приглашение в сообщество обучающихся. Публикация материалов в сообществе (одно занятие — одна запись).
Использование образовательных инструментов в социальных сетях. Онлайн трансляции на видеохостинге YouTube. Разбор программы OBS, настройка конфигураций для подключения к видеохостингу. Описание онлайн трансляции для слушателей
2.1.4. Создание собственных ЦОР на базе интернет – платформ ( практическое занятие -
2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Практическая работа·Алгоритм создания ЦОР. Регистрация аккаунта Google и др.
Инструменты для создания курса в приложении Google Класс: загрузка материалов, заданий,
тестов, добавление ссылок на ресурсы. Регистрация пользователей курса. Анализ статистики выполнения заданий.
Самостоятельная работа·Практическое задание по теме: «Создание собственных ЦОР на базе бесплатных интернет-платформ (на примере приложений Google)». Задание выполняется слушателем самостоятельно и файл со ссылкой и кодом доступа на созданный курс прикрепляется на платформе DO. IRO.23 (http://do.iro23.ru) Для выполнения этого задания необходимо иметь аккаунт Google. Зайти в приложение Google Класс и добавить новый курс по выбранной теме. Созданный курс должен содержать 3-4 блока, каждый из которых необходимо озаглавить, а также наполнить материалами. Загруженные материалы должны иметь теоретический, практический или контролирующий характер. Для заполнения теоретической части курса могут быть использованы презентации, текстовые документы,
таблицы, видеоролики и т.д. по данной теме. При этом можно размещать свои материалы или ссылаться на ресурсы интернета. Помимо этого, курс должен содержать 2-3 практических задания для обучающихся с указанием рекомендаций по выполнению, сроков сдачи и критериев оценивания. Обязательным является добавление в курс не менее одного теста,
созданного с помощью инструментов Google Класс. Каждый тест должен содержать не менее пяти вопросов. Типы вопросов определяются авторами, исходя из целесообразности и поставленных целей. К курсу необходимо подключить 2-3 пользователей. Промежуточный контроль 2 Разработка собственного ресурса слушателя на сайте проводится на платформе:
DO. IRO.23 (http://do.iro23.ru)
2.2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в ЦОС
2.2.1. Кибербезопасность в процессе работы с цифровыми ресурсами ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Что такое кибербезопасность. Типы угроз. Важность обеспечения безопасности в киберпространстве. Способы обеспечения кибербезопасности.
2.2.2. Кибергигиена обучающихся ( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Слушатели самостоятельно изучают материалы, размещенные на платформе: DO. IRO.23 (http://do.iro23.ru): Информационная кибергигиена, как основа обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойное качество и уровень жизни граждан. Защита персональных данных при пользовании сетью Интернет, применение основных правовых норм,
регламентирующих поведение и работу в Интернете, применяемы в образовательной деятельности и повседневной жизни. Взаимодействие с родительской общественностью
3. Вариативная часть. Модуль 3. Современный урок с использованием ЦОР:
технологические особенности проектирования и проведения в условиях внедрения
обновленных ФГОС: общедидактические и предметные особенности
3.1. Примерная рабочая программа по предмету: структура и содержание ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Видеолекция. Ориентиры создания примерных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС. Структура примерной рабочей программы по предмету: общее и особенное: отражение воспитательных возможностей предметов, побуждение к освоению многообразных способов познавательной деятельности, возможность гибко организовывать обучение с выбором учебных задач из предложенных в тематическом планировании. Учет возможностей предметов в формировании функциональной грамотности, выделение времени на представление результатов проектной деятельности и повторении, проведение практических работ
Практическая работа·Анализ структуры примерной рабочей программы по предмету: общее и особенное
3.2. Классификация уроков. Технологические особенности модели урока
определенного типа с использованием ЦОР. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Видеолекция. Классификация уроков: урок открытия нового знания, урок-рефлексия,
урок построения системы знаний, урок развивающего контроля; форма учебного занятия:
комбинированный урок, урок-семинар, урок-практикум, воркшоп, деловая и ролевая игра,
предметный бой, турнир, теле-дебаты, урок-проект, урок-экскурсия, виртуальный урок и др.
Требования к современному уроку: - Использование новейших достижений науки,
педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса. - Реализация на уроке всех дидактических принципов и правил. -
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. - Связь с ранее изученными знаниями и умениями. - Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Связь с жизнью,
производственной деятельностью, личным опытом учащихся. - Эффективное использование педагогических средств. - Формирование необходимых компетенций, потребности постоянно пополнять знания.
Практическая работа·подбор методов для проведения урока определенного типа из предложенных цифровых источников
3.3. Особенности проектирования урока на основании примерной рабочей программы
по предмету (на выбор) ( практическое занятие - 4 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Практическая работа·Особенности проектирования уроков. Алгоритм проектирования урока на основании примерной рабочей программы по предмету.
Самостоятельная работа·Промежуточный контроль 3 Практическая работа . Составление технологической карты урока определенного типа по предмету (на выбор).
3.4. Воспитательный потенциал урока в целях достижения личностных результатов
обучающихся. Особенности конструирования воспитательных целей урока (
практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·Конструирование системы воспитательных целей учебного занятия в информационно-знаниевой образовательной парадигме.
3.5. Основные приемы педагогической техники на уроке с ЦОР для формирования
метапредметных результатов ( очно, в онлайн, смешанном и гибридном обучении) (
практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·Совместная творческая работа: Основные приемы педагогической техники на современном уроке с ЦОР: нестандартный вход в урок(индуктор), баттл, интеллект- карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map).
«Дерево предсказаний», «Ассоциативный ряд». Индивидуальное обучение - Менторство
(индивидуальное наставничество) Парное обучение. Друзья по переписке Совместная творческая работа Рецензирование. Коллективное обучение - Диспут. Доклад (презентация),
стримминг-видео. Встречи с экспертами.
Итоговая аттестация ( практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )