Файл: Славянофилы и западники в контексте русской интеллектуальной культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЦМК Общеобразовательных дисциплин
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭССЕ
на тему: «Славянофилы и западники в контексте русской интеллектуальной культуры»
110307.Факультет медико-профилактического дела
Выполнила : студентка 1 курса группы 0301240
Ефимова Дарья Дмитриевна
Преподаватель : Кузнецов.А.В.
Белгород 2023
Славянофилы и западники в контексте русской интеллектуальной культуры
Бурное развитие России началось на рубеже 18-19 века и сопровождалось спорами о историческом пути России. Усилился кризис самодержавия. Начало 19 века сопровождалось большими потрясениями: Отечественной войной 1812 года, последовавшим за ней восстанием декабристов и ужесточением политического режима. В 1836 журнал «Телескоп» опубликовал «Философские письма» П.Я. Чаадаева. За эти письма его признали сумасшедшим, однако также призвали многих задуматься о судьбе страны, активизировала интеллигенцию. Особенно активна была литературная интеллигенция. Ее позиция была представлена 2 либеральными направлениями: славянофильством и западничеством. К славянофилам принадлежали А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, К.С. Аксаков, П.В. Кириевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, а также журнал «Москвитяне». К западникам относились П.В. Анненков, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов и журнал «Отечественные записки». Западники предполагали, что Россия должна идти по пути развития Европы. Их основные идеи это:
-
приверженность к западноевропейской цивилизации; -
положительная оценка реформ Петра 1; -
движение в сторону конституционной монархии; -
отмена крепостного права и поощрение экономической независимости людей; -
развитие просвещение и науки, правового сознания.
Славянофилы утверждали, что у России должен быть самобытный, отличный от европейского путь развития. Их основные идеи это:
-
Самобытный путь развития России; -
Осуждение реформ Петра 1; -
Самодержавие с опорой на соборное начало; -
Отмена крепостного права с развитием крестьянства на основе общинного землевладения; -
Православие – главная духовная опора;
В конце 18 начале 19 века все сферы русской культуры были пронизаны веяниями западной культуры. Борьба русской нации против Наполеона была важнейшим этапом в формировании российского самосознания. Зрелая модель национального развития была выражена славянофилами и западниками в 30 – 40 гг. 19 века. В целом их интеллектуальный диалог был предопределен национально-исторической и культурной традицией Россией. Это не просто борьба старого и нового, а борьба-конфликт идей и жизненных ценностей. Этот диалог внутри русской культуры стал возможен именно благодаря предшествующему диалогу с западноевропейской культуры. Он проходит сквозь произведения русской литературы всех поколений. Вне этого диалога не могло быть никакой позитивной динамики развития, в нем прослеживаются общие закономерности культуры, выработка новых ценностных ориентаций. В философско-литературном творчестве русских писателей-западников освещались как коренные вопросы бытия, так и различные явления жизни, выражался менталитет русской культуры, в чем они сходились со славянофилами. Конечно, славянофильство и западничество пошли разными путями по огромному количеству вопросов. Например, свобода личности у славянофилов понималась через соборность - свободу духовного общения личности со всей церковью, единение людей на основе веры. Западники же приводили свободу личности к индивидуализму, абсолютизации личности, поднимающейся над бытом.
Николай Станкевич как основатель кружка западников прошел интересный путь становления своих воззрений. Он был близок к многим идеям любомудров, в ранней поэзии продолжал конфликт между нравственной личностью и развращенным обществом. В целом славянофилы и западники сходились во многих аспектах:
-
Необходимость изменений в российской действительности -
Вера в возможность процветания России -
Требование отмены крепостного права -
Осуществление мирных и постепенных преобразований под руководством верховной власти -
Отрицание революционного движения
В этом отношении показательным является спор 1842 года между Хомяковым и Герценом. Это была попытка решения проблемы соотношения веры и разума. Если Герцен как западник опирается на разум в качестве основного способа познания мира, то Хомяков как славянофил считает веру подлинным, высшим знанием и единственным верным способом познания мира. Герцен верит в опыт и науку, а Хомяков их отрицает.
Анализируя славянофильство и западничество, можно сказать, во многом они были схожи, но были и принципиальные вопросы, по которым они не находили общего ответа. В современных дискуссиях о пути развития России опять обнаруживаются эти же противоположные точки зрения.
Задача философии и свобода мышления в философских исследованиях Н.Н. Страхова
Главная идея всего творчества Страхова состоит в том, что каждый народ должен добиться своего особого, самобытного, самостоятельного мышления. Его сильно волновала недостаточная скорость развития русского самосознания. Во всех своих работах он занимался глубоким философским анализом знания и познания. Страхов – выдающийся исследователь путей развития рационального познания. Этому посвящена его книга «Мир как целое». В отличие от материализмов Страхов исходит из человеческого мышления. Он убежден, что все знание человека является результатом его мышления.