Файл: Практическое задание 5 Ильина Н. В. Дайте характеристику основному рабочему инструменту психокоррекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №5 Ильина Н.В.


  1. Дайте характеристику основному рабочему инструменту психокоррекции.

В основе измененных состояний сознания лежит физиологическая возрастная регрессия, помогающая человеку на время «вернуться в детство». С учетом того, что психокоррекционный эффект в основном достигается благодаря подобному состоянию сознания, физиологическую регрессию можно рассматривать как основной рабочий инструмент психокоррекции. Соответственно различные техники и приемы психокоррекции можно классифицировать сообразно той глубине возрастной регрессии, которая с ними ассоциируется (Сандомирский М.Е., 2000, 2001).

Таблица «Физиологическая возрастная регрессия»


Период

развития

Физиологические и психологические

составляющие

1 Возврат к периоду  внутриутробного развития.

2Возврат к периоду рождения


 Определяющая характеристика этого периода с точки зрения состояния сознания маленького «человечка», находящегося в утробе матери, и тех внешних факторов, которые на это состояние влияют - минимум раздражителей, которые могут воздействовать на нервную систему (сенсорная депривация) и их однообразность (сенсорная монотония). Зрительные раздражители очевидно редуцированы к минимуму (хотя орган зрения адаптируется к крайне низкой освещенности). Специфика кинестетических раздражителей связана с тем, что плод находится в замкнутом пространстве, окруженный околоплодными водами; раздражения вестибулярного аппарата связаны с перемещением тела матери. Слуховые раздражители несколько более разнообразны - это воспринимаемое через жидкостную среду «звуковое сопровождение» ритмических физиологических процессов, протекающих в организме матери - удары сердца (на материнский сердечный ритм накладывается и собственное сердцебиение плода) и дыхательные шумы, а также звуки голоса матери (будь то речь, пение или плач).  

   Взрослый человек в поисках спокойствия и безопасности ищет такое положение, которое как бы напоминало ему о материнском лоне; символически он реализует это, ложась спать: ограничивает до минимума воздействие внешних импульсов, предпочитает темноту и тепло, в постели… многие действительно принимают позу плода».

        Соответственно имитация подобной сенсорной среды помогает вызвать у человека функциональное состояние, сходное с состоянием нервной системы ребенка во внутриутробном периоде. Сюда относятся такие психофизиологические механизмы, как:

 а) Сенсорная депривация.

Представляет собой ограничение притока раздражителей к мозгу. Она как бы усыпляет, «убаюкивает» мозг и переключает внимание человека, которое направляется на осознавание  внутренних телесных процессов - аутизация сенсорной сферы. Важный вклад в это вносит изменение ощущения тяжести тела, являющееся продуктом мышечной релаксации и ассоциирующееся с пребыванием во внутриутробной среде. Подобные механизмы - и мышечная релаксация, и наблюдение за телесными ощущениями - представляют собой базовые элементы телесной психокоррекции. 

 б)  Сенсорная монотония

Воздействие однообразных ритмичных раздражителей, имитирующих естественные биоритмы организма (или синхронизированных с ними), способствует возникновению транса по двум причинам: во-первых, подсознательно они ассоциируются с внутриутробным периодом развития; во-вторых, используется такой естественный физиологический феномен, как реакция усвоения ритма (Уолтер Г., 1966). В качестве подобных техник могут использоваться:

· Длительное наблюдение за собственным пульсом и дыханием с целенаправленным изменением ритма последнего (сенсорное осознавание; элементы техники аутотренинга, перекликающиеся с традиционными упражнениями йоги и ци-гун). 

· Имитация ритмики биения сердца и дыхания с помощью внешних раздражителей (музыкотерапия и ритмическая светозвуковая стимуляция). 

· Сочетание того и другого, дополняемое попытками сознательного управления непроизвольными функциями организма, например сердечным ритмом (метод биологической обратной связи). 

· Монотонные ритмические движения, в том числе синхронизированные с пульсом и дыханием (применяемые в различных телесных психотехниках, а также известные в традиционных духовно-религиозных практиках, от суфийских танцев до религиозных ритуалов). Аналогичные механизмы существуют на защитно-инстинктивном уровне; например, в числе психосоматических расстройств у детей встречаются ритмические раскачивания туловища (яктация). Частично используются и в танцевальной телесной терапии. 

· Ритмические монотонные звуки, как внешние («природные» или музыкальные - звуковое сопровождение релаксационных или дыхательных психотехник), так и звуки собственного голоса. Это и вокальная экспрессия эмоций, используемая в телесной психокоррекции и методах саморегуляции, и монотонное повторение бессмысленных звукосочетаний (которыми в частности для слуха человека, воспитанного в российской культуре, представляются выражения на санскрите - мантры) в релаксационно-медитативных техниках. 

 в) Гиповентиляция.

        Действие этого фактора связано не только с неглубокой гипоксией, погружающей мозг в дремотное состояние, но и с подсознательной ассоциацией с внутриутробным состоянием, когда самостоятельное легочное дыхание еще отсутствует. Эта психотехника используется в упражнениях йоги и ци-гун (где гиповентиляция носит название «зародышевого» дыхания), частично в танатотерапии.

  Во-первых, это чрезвычайно интенсивный эмоциональный стресс. Помимо физической боли, он связан с внезапным и непредсказуемым изменением жизненной среды. Соответственно стресс рождения оставляет в психике неизгладимые следы («травма рождения», описанная еще в рамках классического психоанализа О.Ранком). Естественно, эти травматичные впечатления «отпечатываются» в бессознательном, но отражаются затем и на сознательном уровне. 

Опыт интенсивного дискомфорта (подготовительный период родов и продвижение плода по родовому каналу), создаваемого неумолимой и обезличенной, слепой внешней силой, сменяемого внезапным чудесным избавлением (рождение), как показано С.Грофом, лежит в основе важнейшей экзистенциальной метафоры «смерти-возрождения» (смерть как повторное рождение, подсознательный образ тоннеля, ведущего к свету). Опыт, связанный с первичным страхом - страхом за собственное физическое существование и боязнью неизвестности, лежит в последующем основе базовой тревоги (К.Хорни), страха смерти и панических атак. Опыт, пережитый во время рождения, создает своеобразный шаблон реагирования в чрезвычайных ситуациях. Шаблон, который впоследствии, во взрослом возрасте автоматически срабатывает при внезапном стрессе, особенно связанном с высокой неопределенностью (нелогичностью обстоятельств, необъяснимостью дальнейшего развития), или с возможным риском (опасностью для здоровья или для жизни), или просто с бурным «выплеском» эмоций.    

Во-вторых, физическая боль, связанная с рождением. Эта длительная телесная боль, продолжающаяся часами (пока плод проходит через родовые пути) - скорее всего, самый первый опыт боли в жизни человека. Он еще более драматичен по контрасту с телесным комфортом предыдущего 9-месячного внутриутробного существования, сравниваемым с «океаническим блаженством» (С.Гроф). Отсюда - происхождение метафор «рая» и «ада», а также «изгнания из рая». 

Отсюда же и подсознательные ассоциации душевной и физической боли, и отпечатавшееся в подсознании убеждение, что сильная боль сменяется облегчением, а болезненный поиск выхода из тупика - освобождением. И отсюда для психокоррекции вытекает понимание того, что стремление человека причинить себе боль, склонность к самонаказанию и даже к самоповреждению могут являться защитными реакциями психики. Телесная боль в этом случае вытесняет боль душевную (в том числе, как показывает практика, при реактивной депрессии этот механизм нередко помогает пациентам противостоять суицидальным влечениям). 

В-третьих, первый вдох новорожденного. Он связан с переходом ребенка к самостоятельному, легочному дыханию - его легкие расправляются и впервые наполняются воздухом. Соответственно физиологическим аналогом у взрослых может служить избыточно глубокое дыхание - гипервентиляция. 

В-четвертых, первый крик, с помощью которого ребенок оповещает мир о своем присутствии - первый опыт голосовой коммуникации и эмоциональной разрядки. 

 

Следующие психофизиологические механизмы, ассоциирующиеся с регрессией к периоду рождения, находят применение в техниках психокоррекции.

 

- Целенаправленное создание стрессовой ситуации за счет предъявления противоречивой информации (дзенская медитация над логически неразрешимыми парадоксами - коанами), ставящей пациента в неожиданное положение (эффект замешательства по М.Эриксону), особенно если это воздействие подчеркнуто эмоционально или сама информация высоко значима для ее адресата, эмоционально насыщена (эмоционально-стрессовая психотерапия). При этом происходит естественный регресс к первичным, подсознательным механизмам психики. 
- Гипервентиляция.

В психокоррекционном механизме гипервентиляции участвуют три составляющие (при этом удельный вклад каждой в создание итогового эффекта может варьировать). Две из них функционируют на уровне собственно физиологическом: во-первых, это изменение газового состава крови, в которой происходит повышение насыщения кислородом (гипероксия) и «вымывание» углекислоты (гипокапния). Во-вторых, стимуляция блуждающего нерва за счет большей экскурсии диафрагмы, активирующая реакцию релаксации. И наконец, в-третьих, на психологическом уровне - подсознательная ассоциация с моментом рождения. 

Выраженная гипервентиляция включает углубленное и учащенное дыхание, причем обычно смешанное, грудо-брюшное (в дыхании участвуют и грудная клетка, и брюшная стенка), задействует все вышеназванные механизмы индукции транса. Она используется в холотропной терапии по С.Грофу и ребефинге (re-birthing) по Л.Орру. Умеренная гипервентиляция (дыхание углубленное, в обычном ритме и преимущественно брюшное), использующая в большей мере  два последних механизма влияния на психоэмоциональное состояние пациента, используется в традиционных методах телесной терапии (В.Райх, А.Лоуэн, А.Янов). 
-Первичный крик. 

Катартический эффект голосовой эмоциональной разрядки - крика, ассоциирующегося с плачем новорожденного ребенка. Наибольшее значение ему придается в методе «первичного крика» по А.Янову, хотя в той или иной мере отреагирование эмоций через крик или плач используется в различных техниках психокоррекции, особенно телесной.

 


3 Возврат к периоду новорожденности

Психофизиологическое содержание этого периода составляют окончательное формирование («созревание») нервной системы, перестройка рефлекторной сферы, интенсивный приток информации, становление первоначальных двигательных навыков.

а)  И  вновь - сенсорная монотония, но уже ассоциированная с теми раздражителями,  которые могут воздействовать на ребенка после рождения, а также с особенностями рефлекторных реакций грудного ребенка. Например, вызывание транса путем фиксации взора (по В.Брэду) основано на использовании  глазодвигательных физиологических реакций ребенка первых месяцев жизни, который только учится фокусировать взгляд на отдельном предмете. Близкие рефлекторные механизмы лежат и в основе «глазодвигательных» упражнений по В.Райху. По данному механизму работает и мышечное расслабление, имитирующее свойственный для новорожденного ребенка характер мышечного тонуса (гипотония мышц туловища и шеи, а также мышц-разгибателей конечностей, с чем связана типичная «поза эмбриона»).  

С возвратом к этому возрастному периоду связаны известные приемы вызывания кинестетического транса. Это телесный контакт, приковывающий непроизвольное внимание, сопряженный с телесным осознаванием и «вегетативным резонансом» по В.Райху (подробно описанным в разделе, посвященном райховской вегетотерапии) и ассоциирующийся на подсознательном уровне с теплом материнских рук. Особая роль подобного эмоционально-насыщенного контакта связана с отдаленным «эхом» детского опыта - ранней тактильной стимуляции (A.Montagu), воспринимаемой детской нервной системой особенно чувствительно (показано, что при отсутствии стимуляции поверхности кожи грудного ребенка материнским прикосновением, нарушается развитие его нервной системы). 

Помимо непосредственного прикосновения, сюда относится и дистантное воздействие, связанное с тем слабым теплом, которое ощущается при приближении рук к поверхности кожи. Это и традиционные «пассы» в техниках гипнотизации (начиная с практики Месмера), и приемы так называемого «бесконтактного массажа»  (именуемые в народе «экстрасенсорным» и «биоэнергетическим» воздействием). Данные принципы используют и лечебные приборы, основанные на воздействии слабым теплом, особенно пульсирующим («квантовая» физиотерапия, как пример «необъявленной» психотерапии). 

 

б) Сенсорная перегрузка, ассоциирующаяся с ранним возрастным периодом после рождения.

Это период, когда нервная система ребенка сталкивается с сенсорной  перегрузкой по двум причинам: во-первых, перегрузкой информационной, связанной с огромным объемом новой для ребенка информации; во-первых, перегрузкой собственно сенсорной, так как 

ребенок подвергается воздействию потока раздражителей, интенсивность которого многократно превышает сенсорный приток, привычный для внутриутробного периода. Можно выделить такие виды сенсорной  перегрузки, как: 

· связанная с кожной и мышечной чувствительностью. Одновременное локальное воздействие раздражителей, число которых превышает количество одновременно воспринимаемых и запоминаемых смысловых единиц информации («магическое» число 7 ± 2 по Миллеру, то есть объем произвольного внимания и кратковременной смысловой памяти). Подобное рассредоточение внимания, способствующее индукции транса, используется в частности в танатотерапии (техника «разнесенного касания» по В.Баскакову, 2001), в методах сенсорного осознавания и других телесно-ориентированных психотехниках. 

· Перегрузка  за счет воздействия избыточно интенсивных или многочисленных зрительных и слуховых раздражителей (например, с помощью ритмической световой стимуляции).      

· Рефлекторная перегрузка органов равновесия - как собственно вестибулярная, при изменении положения головы и туловища (например, в техниках динамической медитации, в суфийских «вращениях»), так и вестибулярно-оптическая, при использовании эффекта оптических иллюзий, имитирующих перемещение тела в пространстве (осуществляется с помощью специальных технических средств). 

 

в) Гипервентиляция.  

На данном этапе возрастной регрессии она связывается почти исключительно с плачем грудного ребенка и тем самым в первую очередь с эмоциональной разрядкой. Помимо упомянутых трансперсональных психотехнологий (С.Гроф; Л.Орр), сюда относятся также дыхательно-катартические методы (упомянем функциональную разрядку по M.Fuchs).

4 Возврат  к  детскому периоду до созревания речи (до 2 лет).



Связан с невербальными - мимическими, глазодвигательными реакциями, позой и жестами. В их основе лежит характерная для ребенка этого возраста реакция подражания - в процессе общения ребенок копирует мимику и движения обращающихся к нему взрослых, а также синхронизирует свое дыхание с их дыханием, пытаясь повторять звуки обращенной к нему речи. Происходит это потому, что для установления интенсивного, эмпатического контакта имеющихся к этому времени голосовых средств общения - вначале доречевых звуков, затем отдельных слов - ему еще явно недостаточно. Подобная особенность детской коммуникации, заложенная на рефлекторном уровне, целенаправленно используется для наведения транса в эриксоновском гипнозе и НЛП как бы «с обратной стороны» - психотерапевт копирует мимику и жесты пациента, синхронизирует свое дыхание (и речь) с дыханием пациента («отзеркаливание» и «присоединение»), 

Погружается ли при этом в трансовое состояние сам психотерапевт, ведь он тоже «погружается в детство», подражая реакциям ребенка? В определенной мере, да. И здесь нужно подчеркнуть исключительно важный для практики момент. На самом деле, психотерапевтическая коммуникация - своего рода «шаг вдвоем» в измененное состояние сознания, который психотерапевт и пациент делают вместе. Психотерапевт инициирует этот процесс, идет первым и ведет за собой пациента. Один человек (психотерапевт) влияет на функциональное состояние другого (пациента) по механизму индукции, непосредственного эмоционального «заражения». Пациент же вольно или невольно следует этому процессу, со своей стороны демонстрируя детскую реакцию подражания, а также механизм обучения по модели (А.Бандура). 

Телесно-ориентированная же психокоррекция в этом плане отличается от других методов тем, что образно говоря, психотерапевт и пациент делают этот совместный шаг, крепко держась за руки (телесный контакт). Кроме того, телесная психокоррекция использует почти исключительно невербальные, «правополушарные» методы влияния психотерапевта на пациента (и соответственно, со стороны последнего - возрастной регрессии). При этом нужно подчеркнуть, что в процессе возрастного психического развития телесное самоосознавание возникает раньше, чем речевое. Как писал З.Фрейд (в работе «Я и Оно»), наше сознательное «Я» (Эго) в первую очередь и по преимуществу телесно, то есть не только  неразрывно связано с осознаванием человеком собственного тела, но и изначально формируется в этом процессе, под влиянием ощущений, воспринимаемых ребенком с поверхности тела. 

Близкий смысл заложен во введенном Ф.Перлзом понятии «границы контакта» с окружающим миром, с которой связываются основные психические процессы. (Эта граница служит своего рода экраном, на который проецируются воздействия из мира внешнего, а также отражаются эмоции - проявления собственного внутреннего мира). Для маленького ребенка граница контакта во многом совпадает (а во внутриутробном периоде почти идентична) с поверхностью тела. Тем самым телесно-ориентированные, невербальные механизмы создания измененных состояний сознания, основанные на управлении телесными ощущениями, служат более глубокой (и психотерапевтически продуктивной) возрастной регрессии.


5 Возврат к раннему речевому периоду (3-4 года)

Сюда относятся все многочисленные словесные психокоррекционные техники эриксоновского гипноза (отчасти НЛП). Они по сути имитируют речь, свойственную для  детского возраста, с ее неправильностями грамматическими (искажениями, умолчаниями, избыточными обобщениями) и лексическими. При этом одновременно происходит внушение, так как содержание речи, во-первых, усваивается гораздо более эффективно, чем обычно, а во-вторых, непосредственно оказывает регуляторно-программирующее воздействие на психику человека (функция самопрограммирования, которую ребенок осваивает в 3-4 летнем возрасте, или родительского программирования - особенно для послушного ребенка). Это происходит потому, что речь воспринимается необычным образом, «по-детски» - ПРАВЫМ  полушарием  мозга,  в обход «левополушарных» логических фильтров, выполняющих роль критики, внутренней цензуры. Здесь же нужно упомянуть о психотерапевтических метафорах, которые повторяют воздействие на «правополушарный» мозг ребенка волшебных сказок. 

При этом именно физиологическая возрастная регрессия, приближающая мозг к детскому, «правополушарному» режиму функционирования, способствует повышению внушаемости, или восприятия информации без ее критического осмысления (В.М.Бехтерев). Как известно, в основе феномена внушения лежат «правополушарные» психические механизмы, осуществляющие фиксацию информации в долговременной памяти без ее предварительной интеллектуализации, в обход «левополушарных» логических фильтров. 

Воздействие эмоционально-насыщенной, подчеркнуто-настойчивой интонацией речи, имитирующее строгий родительский голос, также чрезвычайно значимое для детской психики, лежит в основе как классических методов гипнотерапии, так и метода «интонационного маркирования» по М.Эриксону. Одновременно физиологическая возрастная регрессия приводит к возрастанию значимости интонационной составляющей речи. Ведь маленький ребенок как бы пребывает в ситуации, знакомой каждому взрослому, изучающему иностраный язык: в потоке слов, высказываемых собеседником, многие еще не знакомы. И догадаться, что они означают и тем самым заполнить пробелы в речевом сообщении во многом помогает дополнительный канал информации - интонация. Крайняя степень выраженности речевой регрессии - когда только отдельные слова кажутся знакомыми на фоне сплошной «словесной окрошки» - соответствует самому начальному этапу освоения речи ребенком и одновременно далеко зашедшему распаду системы организации речи у психически больных (метод «рассеивания» М.Эриксона). 

Сюда же относится и сенсорная информационно-речевая перегрузка: высокий темп речи, усложненные и «вложенные» друг в друга грамматические конструкции, «перескакивание» с одной темы на другую и логическая путаница в высказываниях.  левое полушарие «запутывается» в поисках скрытого смысла, порой перестает понимать обращенную к нему речь - так же, как маленький ребенок не понимает взрослой речи, - что также приводит к возрастной регрессии, переходу к детско-правополушарному восприятию речи. Соответственно происходит временное выключение левополушарных логических речевых фильтров и снижение критики по отношению к воспринимаемой информации и отсюда - повышение внушаемости. 

 


6 Возврат к дошкольному игровому периоду детства (5-6 лет)


 

Подражание  детским  играм,  проводимое  в  группе  и связанное с соответствующим  данному  возрасту  способом  коммуникации и ведущей деятельностью (по Д.Б.Эльконину).  Сюда относятся  в  частности такие методы, как психодрама, трансактный анализ, групповые техники арт-терапии (особенно психотерапевтическая «игра в куклы») и в общем смысле все групповые методы психотерапии. Сюда же примыкает и детско-игровое, как бы «понарошку» общение взрослого человека с самим собой как с воображаемым собеседником (как ребенок разговаривает с куклой), будь то беседы с пустым стулом в гештальттерапии или диалог с полярностями в НЛП. 

 






  1. Опишите особенности сомато-центрированного метода психокоррекции и отличия его от других методов.

Телесная (соматоцентрированная) психокоррекция отличается от других методов тем, что здесь общение психотерапевта с пациентом осуществляется не на языке слов, а на языке тела. Что представляет собой этот язык? На самом деле, у тела есть не один, а два языка: внешний язык тела - мимика и кинесика (жесты, поза тела) - выполняет социально-коммуникативную роль. Второй же, внутренний язык тела - кинестетические, интероцептивные и кожные ощущения, телесные сигналы подсознания - служит для внутриличностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознательными процессами. Каждый человек умеет говорить на этом языке тела, но не всякий может на нем изъясняться, то есть слышать и тем более понимать. Отсюда психологическая проблема представляется как непонимание человеком языка собственного тела,  его невнимание к сигналам подсознания (см. алекситимия). Психотерапевт же в этой ситуации выступает как переводчик с телесного языка на словесный. В чем состоит задача переводчика? Просто-напросто объяснить пациенту, чего хочет его подсознание добиться от собственного сознания. Иногда - если по мнению сознания эти требования справедливы и осуществимы - достигнутого пациентом осознавания (инсайта), нового понимания собственной проблемы оказывается достаточно для того, чтобы эта проблема разрешилась. Если же договаривающиеся стороны (сознание и подсознание) расходятся во мнениях, то задача психотерапевта - еще и выступить посредником в этих переговорах. 

Благодаря работам М.Люшера общеизвестно универсальное символическое значение цвета, связанное с подсознательными ассоциациями и свойственное для всех людей, независимо от образовательного уровня, социального положения и национально-культуральных различий (существование подобных универсальных символов близко к представлениям К.Г.Юнга об архетипах). Очевидно, можно проследить универсальное символическое значение и определенных стереотипных телесных ощущений. Поэтому язык тела в основном интернационален, хотя есть у него и определенные культурно-специфические черты. Что представляют собой слова этого языка? Это не что иное, как подсказки подсознания, или сигнальная функция телесных ощущений, их символическое значение. Из них и формируется своеобразный словарь языка тела. 



Почему подсознание выбирает для своих сообщений именно язык тела, а не зрительных или слуховых образов? Почему именно кинестетическая модальность служит для подсознания инфомационным каналом общения с сознательным «Я»? Дело в том, что в  других модальностях образы, продуцируемые подсознанием «в фоновом режиме», блокируются, просто перекрываются сенсорным притоком из внешней среды. В противном случае просто-напросто нарушалась бы адекватность отражения окружающей действительности, вплоть до появления галлюцинаций. (И они также отчасти являются подсознательными посланиями, призванными играть защитную роль в «аварийных» условиях грубых нарушений работы мозга и распада психики. Условием возникновения галлюцинаторной продукции, когда созданные подсознанием образы начинают представляться для сознательного «Я» внешней реальностью, является снижение критики (дисфункция лобных областей коры) в сочетании с крайней степенью функционального разобщения полушарий. Отсюда и гипертрофия критического Супер-Эго при эндогенных психических расстройствах, которая может приводить к депрессивным тенденциям самонаказания, самоагрессии, возникает первоначально как защитный механизм.)

Итак, язык тела по своей сути - это продуцируемые подсознанием кинестетические образы, имеющие символическое значение. Почему же это значение порой не воспринимается на сознательном уровне, почему для его интерпретации может потребоваться посторонняя помощь? Тем более, что речь на этом языке, обращенная к нашему сознанию, звучит практически постоянно. Ведь образный компонент нашего психоэмоционального состояния, в том числе и кинестетический, присутствует всегда, по той простой причине, что репродукция или конструирование образов - это основной механизм работы подсознания, механизм правополушарного мышления. В то же время мы часто эти образы не осознаем, по существу - не замечаем. Либо мы просто не обращаем на них внимания, и тогда они попадают в зону временно игнорируемого сенсорного опыта (К.Роджерс), оказываясь как бы на периферии нашего сознания, на грани осознавания (телесный компонент так называемых автоматических мыслей, по А.Беку). Либо мы «активно» их не замечаем в результате действия психологических защит (вытеснения, отрицания), вследствие чего эти образы перемещаются в область опыта искажаемого и игнорируемого. 

Происходит это в том случае, если кинестетические образы-символы возникают на фоне внутрипсихического конфликта, нарушения взаимопонимания между сознанием и подсознанием. Подсознание, послания которого игнорируются, навязчиво повторяет одни и те же телесные «фразы», упрямо пытаясь заставить сознательное «Я» обратить на них внимание. Частично оно добивается своей цели - его телесные высказывания уже не могут остаться незамеченными, но осознаются они лишь как дискомфортные ощущения. Главная же цель остается нереализованной: символическое значение продуцируемых подсознанием образов,
являющееся по мнению внутренней цензуры неприемлемым, по-прежнему игнорируется. Подсознание пытается преодолеть защитные барьеры сознания, усиливая интенсивность телесных ощущений… Замыкается порочный круг. И чем больше спонтанные кинестетические образы искажаются и игнорируются, тем больше проявляется тенденция к их «застреванию», превращению в навязчиво-неотступные, тем более болезненными и дискомфортными они становятся. В рамках психосоматической парадигмы подобные телесные ощущения - физиологические проявления собственно психологических проблем - рассматриваются как предболезненные расстройства. Если же подсознательний конфликт длительное время не разрешается, они трансформируются в действительные заболевания. 

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что в психокоррекционной работе чаще всего приходится перелистывать «черные страницы» словаря телесных символов, с которыми связаны дискомфортные физические ощущения. Поэтому наш краткий «словарь» телесного языка (в его основу положены модифицированные схемы В.Райха и А.Лоуэна, которые будут обсуждаться в дальнейшем, а также работы отечественных психологов (В.Баскаков) и личный опыт автора), мы начнем именно с этих страниц. И символы в этом справочнике вместо алфавитного порядка расположатся в порядке телесном, соответственно тем частям тела, с которыми они связаны. 

1) Голова. Наиболее частое подсознательное телесное «высказывание» в этой области - головные боли. Их символическое или сигнальное значение варьирует в зависимости от локализации болей:

а) в лобной области - ассоциируются с проблемами выбора, принятия решений или субъективно переживаемого «интеллектуального дефицита»

б) в височной области - связаны с хроническим напряжением жевательных мышц (стискивание челюстей) и тем самым с невысказанными репликами самооправдания, отвода критики в свой адрес. Их можно образно назвать «головные боли возражения».

в) Боли в теменной области нередко сочетаются с вегетативными кризами, а при одновременном ощущении отсутствия опоры - с кризисом самоидентичности, особенно при пограничных расстройствах личности.

г) Затылок, задняя поверхность шеи - с болями подобной локализации часто связаны проблемы ответственности, неизжитый страх наказания со стороны родителей (подавленное стремление «втянуть голову в плечи», «понурая» поза с опущенной головой).

д) Боль, охватывающая голову со всех сторон, сдавливающая, как тугая «шапочка» или тяжелый «шлем» (в медицинской литературе подобная головная боль описывается как «каска неврастеника») - признак общей психической напряженности («головные боли напряжения»). 


2) Шея - неадекватность речевого самовыражения, проявляющаяся как проблемы с голосом (особенно при социальной фобии), а также «комок» в горле (символически - «проглоченные» обиды). По выражению А.Лоуэна, человек «пришвартован к реальности» на двух полюсах своего тела, то есть в области стоп и верхушки головы. Поэтому нередко нарушение психологического равновесия сопровождается дискомфортными телесными ощущениями, охватывающими оба полюса тела, и потому-то телесные проблемы в области головы и шеи часто сочетаются с болезненными ощущениями в ногах (что давно замечено в рефлексотерапии и описано в форме эмпирического правила сочетания активных точек «верх-низ»).

3) Плечевой пояс - сдерживаемая агрессивность (в т.ч. конструктивная); блокирование социальных контактов, причем контактов активных, сопровождаемых телодвижениями,  производимыми по собственной инициативе. Диапазон последних распространяется от формального рукопожатия до сердечных объятий. 

4) Грудная клетка:

а) передняя поверхность груди, особенно в центре груди, несколько реже в области сердца - проблемы, связанные с  общением (узкий круг контактов, общение с близкими людьми).

б) Задняя поверхность, или верхняя часть спины (включая область лопаток) - телесное отражений переживаний, вызванных недоброжелательством окружающих, предательством (символический «удар в спину»).

5) Область живота - также связана с общением, но охватывающим более широкий круг социальных контактов (в том числе связанных с профессиональной, деловой коммуникацией);

6) Область поясницы - отсутствие надежной поддержки со стороны окружающих и в то же время необходимость принятия ответственных решений, могущих повлечь значительные жизненные изменения (отсюда вторичная выгода, связанная с желанием избежать необходимости  в одиночку «взваливать на себя тяжелый груз»). Дискомфорт в пояснице входит в телесно-психологический синдром отсутствия опоры - его масками на телесном уровне служат «поясничный остеохондроз», проблемы с коленными суставами и стопами. 

7) Таз, промежность - сексуальность и лидерство (мотивация власти), болевые ощущения здесь нередко сочетаются с парестезиями, кожным зудом.

8) Ноги:

а) Область бедер - подавляемая сексуальность. Как правило, встречается у женщин,  при этом особенно характерны избыточные жировые  отложения, что создает «тяжелую» фигуру (в литературе можно найти название «синдром русалки»).