Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ж. БАЛАСАГЫНА
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Наплавление «Юриспруденция»
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Налоговое право»
на тему: «Налоговые санкции»
Слушатель:
Студент УПД-1-21
Алыкулов Аскат Мирбекович
Бишкек 2023 г.
Содержание
Введение……………...................………………………………………………....3
1. Понятие налогового правонарушения…..........................…………………….4
2. Состав правонарушения………………………………….........................……6
2.1. Субъективная сторона преступления…………………….............................7
2.2. Форма вины………………………………………………..............................8
Заключение……………………………………………………..............................9
Список используемой литературы…………………………...............................10
Введение.
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.
Роль налогов в нашем государстве очень велика, они составляют основу доходной части государства, что позволят ему осуществлять свои функции в полном объеме. Определение налогового правонарушения можно выделить из многих работ по данной теме, причём, во многих работах достаточно подробно описаны и виды ответственности, и права участников налоговых правоотношений, но недостаточно раскрыты сами субъекты данной сферы общественных отношений.
В наше время в обществе люди имеют мнение о том, что налоговые правонарушения — это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, но это глубоко не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений.
Целью моей работы является изучение вопросов, связанных с налоговой оптимизацией, а также налоговыми правонарушениями и ответственность по ним. Задачами моей работы следует считать:
1. изучение законодательства КР регулирующего правоотношения, возникающие в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2. выявление существующих проблем правового регулирования, рассмотрение вопросов, возникающих в связи с применением норм Налогового кодекса, регулирующих вопросы привлечения к налоговой ответственности;
3. анализ понятия и юридического состава налогового правонарушения;
4. характеристика отдельных видов налоговых правонарушений.
Но в своей работе, я хочу поставить еще одну задачу, а именно объяснить человеку, который абсолютно не знаком с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение. И конечно, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.
1. Понятие налогового правонарушения.
В соответствии с налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое КР установлена ответственность.
К налоговым правонарушениям относят правонарушения, касающиеся непосредственно налоговой системы. Правонарушения, которые имеют косвенное влияние на налоговые отношения, но охватывают более широкие составы, налоговыми не считаются. К примеру, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, который дает право налогоплательщику на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не как налоговое правонарушение. А вот действия налогоплательщика, которые направлены на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение.
Не каждое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является поведение, которое имеет все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. НК КР различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Противоправное деяние может быть совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать. В соответствии со статьями КР, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий. Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.
Правовые признаки деяния, влекущие применение, мер ответственности:
- противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы. Действия, хотя и причиняющие определенный ущерб защищаемым общественным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями.
- виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо же проявленная лицом неосторожность. Вина, как и любой другой признак правонарушения, является необходимым условием привлечения лица к юридической ответственности за нарушения налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение к нему санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.
- причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия - это результат именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности.
- наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. Если за совершение конкретных противоправных деяний лица взыскания не предусмотрено, то привлечение его к правовой ответственности исключено. Налоговый Кодекс КР предусматривает следующие виды налоговых правонарушений:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе; - непредставление налоговой декларации;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога; - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;
- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу и др.
2. Состав правонарушения.
Каждое конкретное нарушение имеет собственный фактический состав, являющийся основанием для юридической ответственности. Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при наличии которых деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, которое влечет наложение взысканий. К элементам состава нарушения налогового законодательства относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Общественным отношениям причиняется вред за каждое деяние, за которое установлена юридическая ответственность. Эти охраняемые законом общественные отношения и являются объектом посягательства. Самым главным и общим объектом нарушений налогового законодательства является налоговая система Кыргызской Республики. Именно ей наносят ущерб любые нарушения норм налогового законодательства. Налоговые правонарушения нельзя сводить только к нарушению, допускаемому налогоплательщиками, - уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид нарушений налогового законодательства. Субъект правонарушения. В соответствии со статьями ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Субъект правонарушения - лицо, которое совершило правонарушение и подлежит наказанию. Субъект правонарушения характеризует свойства, которые позволяют применить к нему меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. К примеру, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. И поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица. Сами физические лица как субъекты нарушения также подразделяются на две категории. К первой категории относятся лица, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов. А ко второй относятся лица, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц. Должностные лица - это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками и давать им обязательные к исполнению распоряжения.
Выделяют должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут быть субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства. Необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия.
Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Это полномочия административной власти. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается. Так, ответственность руководителя налоговой инспекции за злоупотребления властью при разрешении спора с налогоплательщиком будет рассматриваться не как нарушение налогового законодательства, а как должностное правонарушение.
Руководители предприятий и организаций, главные бухгалтеры могут привлекаться к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Так, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением
2.1. Субъективная сторона.
Субъективная сторона — это психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению. Оно характеризуется прежде всего конкретной формой вины. «Без вины нет ответственности» — основополагающий принцип юридической ответственности. Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Нельзя принять справедливое решение по делу без рассмотрения вопроса о вине нарушителя закона. Налоговое правонарушение есть предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. Только при наличии вины в действиях налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика-предприятия) можно говорить о правонарушении.
2.2. Формы вины.
Вина характеризуется двумя аспектами: интеллектуальным и волевым. Их сочетания образуют конкретные формы вины. Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.