Файл: Работа с плавательными средствами (надувная лодка, спасательные жилеты).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 7
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Начальник ПЧ-1
подполковник вн.службы
С.В.Рябченко
М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н
проведения отработки действий с АСО
с личным составом дежурного караула ПЧ-1 .
на «____»_______________2010 г.
Тема: Работа с плавательными средствами (надувная лодка, спасательные жилеты).
Вид занятия: практический
Отводимое время: 1 час
Цель занятия: Обучить личный состав безопасным приемам работы с плавательными средствами .
Место проведения занятия: гараж ПЧ-1
Литература, используемая при проведении занятия:
-
Федеральный Закон «О пожарной безопасности». - М: Государственная Дума, 1994; -
Федеральный Закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; -
Федеральный Закон от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»; -
Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Утверждено приказом МВД России от 10 июля 1991 года № 110; -
7. Наставление по технической службе ГПС МВД России. Утверждено приказом МВД России от 24 января 1996 года № 34; -
Правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России, ПОТРО-01-2002. Утверждены приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630; -
А.К. Бахтин «Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных авариях», Энергоатомиздат, 1984; -
В.В. Свищев «Средства механизации спасательных и других неотложных работ», Новогорск, 1996; -
Справочное пособие по ведению спасательных работ, М., 1993; -
Обследование железобетонных и каменных конструкций зданий и сооружений, М., 1995; -
Ю.Ю. Краммерер, А.Е. Харкевич «Аварийные работы в очагах поражения», Энергоатомиздат, 1990. -
Инструкция по эксплуатации
Развёрнутый план занятия
№п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятия ) | Время мин. | Метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения ) учебного процесса | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1.Подготовительная часть | ||||
1. | Организация занимающихся | 5 | Построение, проверка боевой одежды и снаряжения, проверка л/с, объяснение темы, цели занятия, инструктаж по ПОТ. | |
2. Основная часть | ||||
2.1. 2.2. 2.3 2.4. | Обучение приёмам и способам действий с плавательными средствами Обеспечение системного формирования профиссионально-прикладных навыков работы с пожарно-техническим вооружением, агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ. Выработка навыков слаженной работы и умелого применения плавательных средств. Приобретение навыков слаженной работы в составе караула. | 15 | Причины гибели человека на воде или льду могут быть различными: неумение плавать, нарушение правил поведения на воде, купание в нетрезвом состоянии, страх, испуг и т.д. Человек, подавленный страхом, не способен трезво оценить обстановку, он делает бессмысленные движения, быстро слабеет и тонет. Для того чтобы оказать помощь утопающему, необходимо хорошо плавать и нырять, знать и правильно применять приемы спасения, освобождения от захватов и буксировки пострадавшего. Спасая человека на воде, нужно действовать обдуманно, осторожно, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, не теряться в случае опасности. Следует правильно учитывать расстояние до утопающего, скорость течения, наличие спасательных средств, волнение воды и т.д При спасении пострадавшего с использованием плавсредств необходимо приблизиться к нему как можно ближе. При этом нужно учитывать то, что волнение воды, вызванное самим плавсредством, может ухудшить положение пострадавшего и ускорить его потопление. При приближении к утопающему необходимо следить за тем, чтобы не задеть его винтом, веслами или корпусом плавсредства. Для поддержания пострадавшего на воде и извлечения его из нее применяются специальные спасательные средства (круги, шары, веревки и др.), а также подручные средства (шесты, лестницы, сети и др.). Для подачи спасательного круга надо взяться за него одной рукой, второй рукой взяться за леер, сделать два-три круговых размаха вытянутой рукой на уровне плеча и бросить круг плашмя в сторону пострадавшего так, чтобы он упал справа или слева от человека на расстоянии не более 0,5-2,0 м. Подача круга с катера осуществляется со стороны борта, который находится ближе к утопающему. С лодки, для избежания ее опрокидывания, круг лучше всего подавать в сторону кормы или носа. Бросать круг прямо на утопающего не рекомендуется, так как он может ударить человека по голове или перелететь через него. Иногда к спасательному кругу привязывают конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к плавсредству. Для подачи терпящему бедствие конца Александрова спасатель малую петлю конца надевает на запястье левой руки и в ней же держит большую часть витков. Взяв правой рукой три-четыре витка с большой петлей, он делает несколько широких разма-хов и бросает шнур утопающему с таким расчетом, чтобы тот мог ухватиться за поплавки или за шнур. Пострадавший должен подтягиваться к берегу (плавсредству) осторожно, без рывков. Конец Александрова можно бросить на расстояние до 25 м. Подача спасательных шаров производится следующим образом. Одной рукой берут спасательные шары, а другой - трос, скрепляющий их. Затем нужно сделать два-три круговых размаха и на вытянутой руке бросить шары в направлении пострадавшего так, чтобы они упали справа или слева от него. При необходимости к шарам прикрепляется конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к берегу (плавсредству). Если до берега недалеко, то пострадавшего не обязательно втягивать в лодку, он может буксироваться, если позволяет его состояние, удерживаясь за корму или за привязанную к плавсредству веревку. Если пострадавший не способен самостоятельно удерживаться за корму, то его втаскивают в лодку через тело спасателя , севшего на корму и свесившего в воду ноги. Такой прием позволяет избежать повреждения кожных покровов у пострадавшего о неровные края лодки. Подъем пострадавшего в плавсредство с высокими бортами может | |
| осуществляться по трапу, лестнице, а также с помощью веревки или сети. Если нет возможности использовать плавсредство, то спасатель приближается к утопающему вплавь. Плыть лучше кролем, так как этот стиль плавания позволяет развить наибольшую скорость. При нахождении в воде спасатель должен уметь противостоять опасным факторам, характерным для водоемов. Особенно опасны для спасателя и пострадавшего судороги, вызванные охлаждением тела или переутомлением мышц. При судорогах кистей рук нужно резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Если свело одну руку, следует лечь на бок и работать другой рукой под водой. При судорогах мышц живота необходимо, лежа на спине, энергично подтягивать колени к животу. Если свело икроножную мышцу, следует, вытянув ногу над поверхностью воды, энергично подтягивать руками стопу к себе. При судорогах мышц бедра надо, резко согнув ногу в колене, сильно сжать пятку руками. Опасность представляют собой и водоросли: запутавшись в них, можно захлебнуться. Зацепившись за них, необходимо, не делая резких движений, попытаться освободиться свободной рукой и осторожно покинуть опасное место. Утопающий обычно находится в полушоковом состоянии, испуган, объят страхом. Поэтому при виде спасателя он судорожно хватается за него, что грозит гибелью обоим. Чтобы освободиться от захватов пострадавшего, спасатель должен приложить большие усилия, а иногда и применить силу. Чаще всего утопающий хватает спасателя за кисти рук, шею (спереди и сзади), туловище (через руки и под руки), за ноги. В таком случае спасатель должен нырнуть под воду. Освобождение от захвата за кисти рук. Спасатель, прежде всего, определяет, как расположены большие пальцы утопающего. Затем сильным рывком в сторону больших пальцев разводит ему руки. Одновременно с этим, подтянув ноги к животу и упершись ими в грудь человека, он отталкивается от него, и затем резким движением разворачивает пострадавшего спиной к себе и буксирует. Освобождение от захвата за шею спереди. Спасатель, упираясь ладонью в подбородок пострадавшего большим и указательным пальцами, старается закрыть ему нос, а другой рукой в это же время обхватывает утопающего за поясницу. Затем, нажимая пальцами на нос, сильно прижимает человека к себе и резко толкает его в подбородок, сгибая в пояснице. Освобождение можно усилить и ударом колена в низ живота пострадавшего, однако этот прием допустим только в крайних случаях. Освобождение от захвата за шею сзади. Спасатель одной рукой захватывает пострадавшего за кисть противоположной руки, а второй поддерживает локоть. Затем, резко приподнимая локоть вверх и выворачивая кисть вниз, выскальзывает из-под рук утопающего, но захваченной руки не отпускает, а продолжает разворачивать человека спиной к себе и буксирует его. Освобождение от захвата за туловище через руки. Спасатель, сжав кисти рук в кулаки, наносит удар большими пальцами в область ребер утопающего и приступает к буксировке. Освобождение от захвата за туловище под руки. Спасатель освобождается от захвата утопающего тем же приемом, что и при захвате за шею сзади. Освобождение от захвата за ноги. Спасатель одной рукой захватывает голову утопающего в области виска, а другой - подбородок (с противоположной стороны) и энергично поворачивает ее в сторону и набок до тех пор, пока не освободится. Затем, не отпуская головы утопающего, всплывает с ним на поверхность и начинает буксировку. Если прием освобождения от захвата утопающего не дал положительного результата, то, не теряя времени, его следует повторить. Если пострадавший утонул, то его необходимо поднять со дна водоема. Если пострадавший лежит на грунте лицом вверх, то спасатель приближается к нему со стороны головы и приподнимает ее. Затем, взяв пострадавшего под мышки, спасатель энергично | |||
| отталкивается от дна, всплывает на поверхность воды и буксирует его. Если человек лежит на грунте лицом вниз, то спасатель приближается к нему со стороны ног, подхватывает под мышки и, приподняв, энергично отталкивается от дна. Выносить пострадавшего из воды удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув безопасного места, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи. Иногда в воде могут находиться несколько пострадавших. Это случается при авариях на средствах водного транспорта, разрушении причальных сооружений, мостов и в некоторых других случаях. В таких условиях спасение людей требует строгой, реальной оценки ситуации. В первую очередь, необходимо подать доски, бревна, шесты, спасательные круги удерживающимся на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может удержаться на воде, спасают вплавь. При спасении вплавь спасатель может оказать помощь только одному человеку В зимнее время на водоемах возможно попадание человека в полынью. Оказывая в этом случае помощь пострадавшему, нельзя приближаться к полынье стоя, так как существует опасность провалиться под лед. К пострадавшему следует ползти на животе, затем, в зависимости от обстановки, у места пролома подать человеку багор, лестницу, веревку, доску, ремень или шарф. Если нет никаких приспособлений для оказания помощи, то два-три человека ложатся на лед цепочкой, удерживая друг друга за ноги, продвигаются к пострадавшему, чтобы помочь ему выбраться из места пролома на лед и переправиться на берег. Для оказания помощи провалившимся под лед применяются также специальные спасательные средства: доски, шесты, сани, шлюпки и др. На маленьких лодках пострадавшего поднимают на борт с наветренной стороны, так как если это делать с подветренной стороны, то лодка может опрокинуться. На больших яхтах подъем делают с подветренной стороны. Поднять на борт пострадавшего часто бывает сложно и поэтому важно использовать все, что может облегчить эту операцию. Иногда необходимо, чтобы в воду спрыгнул спасатель со спасательным жилетом, закрепленным на канате, чтобы помочь пострадавшему закрепить вокруг туловища канат с петлей и, если необходимо, то уже в воде немедленно провести искусственное дыхание способом «рот в рот». | |||
2.5 | Техника безопасности | | При работе с плавательными средствами необходимо соблюдать следующие правила охраны труда: Перед спуском плавседств на воду необходимо проверить целостность бортов, днищ, крепление двигателя, весел, исправность двигателя, наличие ГСМ, необходимого оборудавания. Старший группы спасателей обязан проверить экипировку спасателей и провести инструктаж с личным составом о мерах безопасности, особенностях спасательных работ. К проведению работ по спасению на воде допускается личный состав прошедший обучение и имеющий на этот вид работ допуск. Спасательные жилеты должны быть подогнаны по размеру и надежно закреплены на спасателях. Запрещается проводить спасательные работы без спасательных жилетов. Запрещается допускать перегруз плавсредства. При прохождении опасных участков водоемов следить за особенностями дна (мель, камни, коряги и т.п.) для предотвращения повреждения плавсредства. Применение легких плавсредств в штормовую погоду допускается тольно в крайней необходимости и если иными способами оказать помощь пострадавшим не возможно. При этом необходимо учитывать силу и направление ветра и интенсивность волны. | |
3.Заключительная часть | ||||
3. | Подведение итогов занятия | 10 | Уборка ПТВ и снаряжения, приведение в порядок мест занятий. Построение. Объявление оценок. |
Задания для самостоятельной работы и подготовке к следующему занятию: ПОТ при ведении боевых действий
Пособия и оборудование, используемое на занятиях: плавательные средства.
Методический план составил:
Начальник караула ПЧ-1
капитан вн. службы Д.М.Герасименко
«_____»_______________2010 г.