Файл: Работа с плавательными средствами (надувная лодка, спасательные жилеты).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник ПЧ-1

подполковник вн.службы

С.В.Рябченко
М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н

проведения отработки действий с АСО

с личным составом дежурного караула ПЧ-1 .

на «____»_______________2010 г.
Тема: Работа с плавательными средствами (надувная лодка, спасательные жилеты).

Вид занятия: практический

Отводимое время: 1 час

Цель занятия: Обучить личный состав безопасным приемам работы с плавательными средствами .

Место проведения занятия: гараж ПЧ-1

Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Федеральный Закон «О пожарной безопасности». - М: Государственная Дума, 1994;

  2. Федеральный Закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  3. Федеральный Закон от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;

  4. Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Утверждено приказом МВД России от 10 июля 1991 года № 110;

  5. 7. Наставление по технической службе ГПС МВД России. Утверждено приказом МВД России от 24 января 1996 года № 34;

  6. Правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России, ПОТРО-01-2002. Утверждены приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630;

  7. А.К. Бахтин «Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных авариях», Энергоатомиздат, 1984;

  8. В.В. Свищев «Средства механизации спасательных и других неотложных работ», Новогорск, 1996;

  9. Справочное пособие по ведению спасательных работ, М., 1993;

  10. Обследование железобетонных и каменных конструкций зданий и сооружений, М., 1995;

  11. Ю.Ю. Краммерер, А.Е. Харкевич «Аварийные работы в очагах поражения», Энергоатомиздат, 1990.

  12. Инструкция по эксплуатации



Развёрнутый план занятия


№п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятия )


Время

мин.

Метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения ) учебного процесса

1

2

3

4

1.Подготовительная часть

1.

Организация занимающихся

5

Построение, проверка боевой одежды и снаряжения, проверка л/с, объяснение темы, цели занятия, инструктаж по ПОТ.

2. Основная часть

2.1.

2.2.

2.3
2.4.

Обучение приёмам и способам действий с плавательными средствами
Обеспечение системного формирования профиссионально-прикладных навыков работы с пожарно-техническим вооружением, агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
Выработка навыков слаженной работы и умелого применения плавательных средств.
Приобретение навыков слаженной работы в

составе караула.

15

Причины гибели человека на воде или льду могут быть различными: неумение пла­вать, нарушение правил поведения на воде, купание в нетрезвом состоянии, страх, ис­пуг и т.д. Человек, подавленный страхом, не способен трезво оценить обстановку, он делает бессмысленные движения, быстро слабеет и тонет. Для того чтобы оказать помощь утопающему, необходимо хорошо плавать и нырять, знать и правильно при­менять приемы спасения, освобождения от захватов и буксировки пострадавшего. Спа­сая человека на воде, нужно действовать обдуманно, осторожно, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, не теряться в слу­чае опасности. Следует правильно учиты­вать расстояние до утопающего, скорость течения, наличие спасательных средств, волнение воды и т.д При спасении пострадавшего с использованием плавсредств необходимо прибли­зиться к нему как можно ближе. При этом нужно учитывать то, что волнение воды, вызванное самим плавсредством, может ухудшить положение пострадавшего и уско­рить его потопление. При приближении к утопающему

необходимо следить за тем, чтобы не задеть его винтом, веслами или корпусом плавсредства. Для поддержания пострадавшего на воде и извлечения его из нее применяются специальные спасатель­ные средства (круги, шары, веревки и др.), а также подручные средства (шесты, лест­ницы, сети и др.).

Для подачи спасательного круга надо взяться за него одной рукой, второй рукой взяться за леер, сделать два-три круговых размаха вытянутой рукой на уровне плеча и бросить круг плашмя в сторону пострадавшего так, чтобы он упал справа или слева от человека на расстоянии не более 0,5-2,0 м. Подача круга с катера осуществляется со стороны борта, который находится ближе к утопающему. С лодки, для избежания ее опрокидывания, круг лучше всего подавать в сторону кормы или носа. Бросать круг прямо на утопающего не рекомендуется, так как он может ударить человека по голове или перелететь через него. Иногда к спасательному кругу привязывают конец Алексан­дрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к плавсредству.

Для подачи терпящему бедствие конца Александрова спасатель малую петлю кон­ца надевает на запястье левой руки и в ней же держит большую часть витков. Взяв правой рукой три-четыре витка с большой петлей, он делает несколько широких разма-хов и бросает шнур утопающему с таким расчетом, чтобы тот мог ухватиться за по­плавки или за шнур. Пострадавший должен подтягиваться к берегу (плавсредству) ос­торожно, без рывков. Конец Александрова можно бросить на расстояние до 25 м.

Подача спасательных шаров производится следу­ющим образом. Одной рукой берут спасательные шары, а другой - трос, скрепляющий их. Затем нужно сделать два-три круговых размаха и на вытянутой руке бросить шары в направлении пострадавшего так, что­бы они упали справа или слева от него. При необходи­мости к шарам прикрепляется конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к бе­регу (плавсредству).

Если до берега недалеко, то пострадавшего не обязательно втягивать в лодку, он может буксировать­ся, если позволяет его состояние, удерживаясь за кор­му или за привязанную к плавсредству веревку. Если пострадавший не способен самостоятельно удержи­ваться за корму, то его втаскивают в лодку через тело спасателя

, севшего на корму и свесившего в воду ноги.

Такой прием позволяет избежать повреждения кожных покровов у пострадавшего о неровные края лодки. Подъем пострадавшего в плавсредство с высокими бортами мо­жет




осуществляться по трапу, лестнице, а также с помощью веревки или сети.

Если нет возможности использовать плавсредство, то спасатель приближается к утопающему вплавь. Плыть лучше кролем, так как этот стиль плавания позволяет раз­вить наибольшую скорость. При нахождении в воде спасатель должен уметь противо­стоять опасным факторам, характерным для водоемов. Особенно опасны для спасателя и пострадавшего судороги, вызванные охлаждением тела или переутомлением мышц. При судорогах кистей рук нужно резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Если свело одну руку, следует лечь на бок и работать другой рукой под водой. При судорогах мышц живота необходимо, лежа на спине, энергично подтягивать колени к животу. Если свело икроножную мышцу, следует, вытянув ногу над поверхностью воды, энер­гично подтягивать руками стопу к себе. При судорогах мышц бедра надо, резко согнув ногу в колене, сильно сжать пятку руками. Опасность

представляют собой и водорос­ли: запутавшись в них, можно захлебнуться. Зацепившись за них, необходимо, не де­лая резких движений, попытаться освободиться свободной рукой и осторожно поки­нуть опасное место.

Утопающий обычно находится в полушоковом состоянии, испуган, объят страхом. Поэтому при виде спасателя он судорожно хватается за него, что грозит гибелью обо­им. Чтобы освободиться от захватов пострадавшего, спасатель должен приложить боль­шие усилия, а иногда и применить силу.

Чаще всего утопающий хватает спасателя за кисти рук, шею (спереди и сзади), туловище (через руки и под руки), за ноги. В таком случае спасатель должен нырнуть под воду.

Освобождение от захвата за кисти рук. Спасатель, прежде всего, определяет, как расположены большие пальцы утопающего. Затем сильным рывком в сторону больших пальцев разводит ему руки. Одновременно с этим, подтянув ноги к животу и упершись ими в грудь человека, он отталкивается от него, и затем резким движением разворачи­вает пострадавшего спиной к себе и буксирует.

Освобождение от захвата за шею спереди. Спасатель, упираясь ладонью в подбо­родок пострадавшего большим и указательным пальцами, старается закрыть ему нос, а другой рукой в это же время обхватывает утопающего за поясницу. Затем, нажимая пальцами на нос, сильно прижимает человека к себе и резко толкает его в подбородок, сгибая в пояснице. Освобождение можно усилить и ударом колена в низ живота пострадавшего, однако этот прием допустим только в крайних случаях.

Освобождение от захвата за шею сзади. Спасатель одной рукой захватывает пост­радавшего за кисть противоположной руки, а второй поддерживает локоть. Затем, рез­ко приподнимая локоть вверх и выворачивая кисть вниз, выскальзывает из-под рук уто­пающего, но захваченной руки не отпускает, а продолжает разворачивать человека спи­ной к себе и буксирует его.

Освобождение от захвата за туловище через руки. Спасатель, сжав кисти рук в кулаки, наносит удар большими пальцами в область ребер утопающего и приступает к буксировке.

Освобождение от захвата за туловище под руки. Спасатель освобождается от зах­вата утопающего тем же приемом, что и при захвате за шею сзади.

Освобождение от захвата за ноги. Спасатель одной рукой захватывает голову уто­пающего в области виска, а другой - подбородок (с противоположной стороны) и энер­гично поворачивает ее в сторону и набок до тех пор, пока не освободится. Затем, не отпуская головы утопающего, всплывает с ним на поверхность и начинает буксировку.

Если прием освобождения от захвата утопающего не дал положительного резуль­тата, то, не теряя времени, его следует повторить.

Если пострадавший утонул, то его необходимо поднять со дна водоема. Если пост­радавший лежит на грунте лицом вверх, то спасатель приближается к нему со стороны головы и приподнимает ее. Затем, взяв пострадавшего под мышки, спасатель энергич­но




отталкивается от дна, всплывает на поверхность воды и буксирует его. Если человек лежит на грунте лицом вниз, то спасатель приближается к нему со стороны ног, подхва­тывает под мышки и, приподняв, энергично отталкивается от дна.

Выносить пострадавшего из воды удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув безопасного места, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

Иногда в воде могут находиться несколько пострадавших. Это случается при ава­риях на средствах водного транспорта, разрушении причальных сооружений, мостов и в некоторых других случаях. В таких условиях спасение людей требует строгой, реаль­ной оценки ситуации. В первую очередь, необходимо подать доски, бревна, шесты, спасательные круги удерживающимся на воде, затем помочь людям, находящимся не­далеко от берега. Тех, кто не может удержаться на воде, спасают вплавь. При спасении вплавь спасатель может оказать помощь только одному человеку

В зимнее время на водоемах возможно попадание человека в полынью. Оказывая в этом случае помощь пострадавшему, нельзя приближаться к полынье стоя, так как су­ществует опасность провалиться под лед. К пострадавшему следует ползти на животе, затем, в зависимости от обстановки, у места пролома подать человеку багор, лестницу, веревку, доску, ремень или шарф. Если нет никаких приспособлений для оказания по­мощи, то два-три человека ложатся на лед цепочкой, удерживая друг друга за ноги, продвигаются к пострадавшему, чтобы помочь ему выбраться из места пролома на лед и переправиться на берег. Для оказания помощи провалившимся под лед применяются также специальные спасательные средства: доски, шесты, сани, шлюпки и др.

На маленьких лодках пострадавшего поднимают на борт с наветренной стороны, так как если это делать с подветренной стороны, то лодка может опрокинуться. На больших яхтах подъем делают с подветренной стороны.

Поднять на борт пострадавшего часто бывает сложно и поэтому важно использо­вать все, что может облегчить эту операцию. Иногда необходимо, чтобы в воду спрыг­нул спасатель со спасательным жилетом, закрепленным на канате, чтобы помочь пост­радавшему закрепить вокруг туловища канат с петлей и, если необходимо, то уже в воде немедленно провести искусственное дыхание способом «рот в рот».


2.5

Техника безопасности





При работе с плавательными средствами необходимо соблюдать следующие правила охраны труда:

Перед спуском плавседств на воду необходимо проверить целостность бортов, днищ, крепление двигателя, весел, исправность двигателя, наличие ГСМ, необходимого оборудавания.

Старший группы спасателей обязан проверить экипировку спасателей и провести инструктаж с личным составом о мерах безопасности, особенностях спасательных работ.

К проведению работ по спасению на воде допускается личный состав прошедший обучение и имеющий на этот вид работ допуск.

Спасательные жилеты должны быть подогнаны по размеру и надежно закреплены на спасателях.

Запрещается проводить спасательные работы без спасательных жилетов.

Запрещается допускать перегруз плавсредства.

При прохождении опасных участков водоемов следить за особенностями дна (мель, камни, коряги и т.п.) для предотвращения повреждения плавсредства.

Применение легких плавсредств в штормовую погоду допускается тольно в крайней необходимости и если иными способами оказать помощь пострадавшим не возможно. При этом необходимо учитывать силу и направление ветра и интенсивность волны.

3.Заключительная часть

3.

Подведение итогов занятия

10

Уборка ПТВ и снаряжения, приведение в порядок мест занятий. Построение. Объявление оценок.


Задания для самостоятельной работы и подготовке к следующему занятию: ПОТ при ведении боевых действий

Пособия и оборудование, используемое на занятиях: плавательные средства.
Методический план составил:
Начальник караула ПЧ-1

капитан вн. службы Д.М.Герасименко

«_____»_______________2010 г.