Файл: Проблемы назначения и предоставления пособия по временной нетрудоспособности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1822
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
3.1 Проблемные аспекты предоставления пособия по временной нетрудоспособности
В настоящее время многие граждане сталкиваются с невозможностью получить, полагающиеся им пособия по обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.
И в подавляющем большинстве случаев, проблемы предоставления пособия возникают по причине недобросовестных работодателей. Не смотря на то что основную часть пособий уплачивается Социальным фондом России, первые три дня больничного, дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом выплачивают работодатели, а Социальный фонд после возмещает эти расходы [14].
В случае, если работодатель по какой-то причине эту обязанность не исполняет, предоставлено право обратиться в суд и взыскать с работодателя невыплаченные пособия. Требования в случае вынесения положительного судебного решения должны удовлетворяться за счет имущества работодателя. Если имущества нет, то у работодателя есть право обратиться в Социальный фонд России за выделением ему средств на выплату пособия. Это право работодатель реализует по собственному усмотрению, обращаться в Фонд за выделением средств он не обязан даже в том случае, если собственных средств на выплату пособий у него нет. У граждан в такой ситуации нет никаких правовых рычагов воздействия на работодателя. Если все-таки работодатель принимает решение обратиться в Фонд за выделением необходимых средств, он должен представить туда пакет документов. Выделение средств происходит не автоматически, Фонд рассматривает заявление работодателя и имеет право отказать работодателю в выделении средств, лишив, таким образом, гражданам возможности получить пособие [9].
Напоминаем, что с 1 января 2022 года изменилась ответственность работодателей за нарушения в части назначения пособий:
-
отказ от предоставления документов в СФР – штраф в размере 200 руб. за каждый документ; -
предоставление недостоверных сведений или документов – штраф 20% от суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.; -
нарушение работодателем срока представления сведений – штраф 5 000 руб. [12].
Учитывая данные суммы штрафов, они до сих пор являются достаточно низкими.
На практике существуют случаи, когда деньги, выделенные Фондом, на выплату пособия при поступлении на счета работодателя списываются налоговыми органами в счет погашения задолженности работодателя по налогам и сборам. Повторное выделение средств из Фонда в этом случае не предусмотрено граждане, таким образом, навсегда лишается возможности получить положенное по закону пособие.
Ситуация усугубляется в том случае, если работодатель фактически «прекращает деятельность», но формально не ликвидируется. Такая ситуация крайне распространена и отличается от описанной выше тем, что у формального работодателя, который должен выплачивать пособие, не только отсутствует имущество, но также, как правило, отсутствует и генеральный директор, т. е. конкретное физическое лицо, которое вправе действовать от имени этого юридического лица. Отсутствие генерального директора или невозможность установления его местонахождения, приводят к тому, что фактически отсутствует конкретный человек, который мог бы, даже при отсутствии средств у юридического лица, обратиться в Фонд за выделением средств, собрать необходимые документы, контактировать с Фондом по поводу выделения этих средств. Нет лица, которое можно было бы привлекать к уголовной ответственности за неисполнение судебного решения или за невыплату пособия [9].
Еще одной серьезной проблемой, являются документы, выданные гражданину с нарушением. Согласно ч. 4 ст. 2, ст. 13 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения (пособий) только при соблюдении условий и наличии необходимых подтверждающих документов, оформленных в установленных законодательством Российской Федерации порядке [5].
В ходе проверок контрольный орган нередко выявляет листки нетрудоспособности, выданные с нарушениями (не верно указанные данные работников, организаций, даты). Однако не все ошибки, допущенные при выписке листков нетрудоспособности, являются существенными, но при этом поступают отказы в выдачи пособий.
Например, в Постановлении АС ЗСО от 26.04.2017 № Ф04-973/2017 по делу № А03-14272/2016 рассматривался спор по поводу ошибок, допущенных в фамилии застрахованного лица. Впоследствии медицинское учреждение выдало дубликат листка нетрудоспособности взамен испорченного. Однако Фонд его не принял, поскольку он был выдан за пределами проверяемого периода, что, по мнению страховщика, не могло свидетельствовать о несении спорных расходов именно в проверяемом периоде. Суд отказал Фонду в его требованиях, обоснованно указав, что сам по себе факт наличия ошибок в листке нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов и включении данных расходов в базу для начисления страховых взносов [15].
Таким образом, ошибки в документации предоставленной медицинскими организациями, гражданину для пособия могут содержать ошибочные данные, и являются отказом для предоставления. И только в судебном порядке возможно будет доказать неправомерность действий Фонда.
К случаям обеспечения пособием по временной нетрудоспособности относит необходимость осуществления ухода за больным членом семьи.
Федеральный закон № 255-ФЗ [5] устанавливает продолжительность выплаты и условия предоставления пособий в зависимости от возраста членов семьи, диагноза их заболевания, наличия у них инвалидности. Выделяются дети в возрасте до 7 лет, от 7 до 15 лет. Дети в возрасте старше 15 и до 18 лет признаются нуждающимися в уходе, если относятся к особым категориям: это дети-инвалиды, ВИЧ-инфицированные, страдающие от поствакцинальных осложнений, злокачественных новообразований.
Согласно нормам № 255-ФЗ пособие застрахованному лицу выплачивается:
-
при уходе за ребенком в возрасте до 7 лет – за весь период его амбулаторного лечения или совместного пребывания с ним в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода, а если заболевание включено в Перечень заболеваний, определяемый Минздравсоцразвития России [6], – до 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием; -
при уходе за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет – за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода; -
при уходе за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода; -
при уходе за больным ВИЧ-инфицированным ребенком в возрасте до 18 лет – за весь период совместного пребывания с ним в стационарном лечебно-профилактическом учреждении; -
при уходе за ребенком в возрасте до 18 лет в случае его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, – за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ним в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.
В остальных случаях ухода за больным членом семьи (включая детей старше 15 лет) при амбулаторном лечении пособие выплачивается в пределах 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.
Необходимость осуществления ухода за больным ребенком может возникнуть и в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию. В этом случае в соответствии с названным Федеральным законом пособие выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.
На практике можно столкнуться с рядом сложностей, связанных с применением перечисленных норм.
Указанный Федеральный закон не определяет, каких лиц следует рассматривать в качестве «членов семьи». Очевидно, что к данным лицам следует отнести родителей. Но вместе с тем этот круг лиц может включать в себя и других родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю, взрослых братьев и сестер и др.) [5].
Данная ситуация осложняется и отсутствием в российском законодательстве единой для всех отраслей права дефиниции понятия «семья». По-разному определяют состав семьи различные законы и подзаконные акты, регулирующие разнообразные общественные отношения (служебные, жилищные и др.) [13].
Имеются и некоторые противоречия между нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России 23.11.2021 № 1089Н [7].
Согласно Порядку выдачи листков нетрудоспособности, листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход. Но член семьи не всегда может являться родственником (он может быть связан с одним из членов семьи свойством или супружеством), а опекун и попечитель могут и совсем не быть родственниками, поэтому, как справедливо отмечает Л.В. Зайцева, «представляется по меньшей мере странным перечисление указанных лиц в ряду «иныхродственников» [11].
При буквальном толковании указанной нормы Порядка выдачи листков нетрудоспособности отчиму или мачехе будет отказано в оформлении листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (если только они не являются его опекунами или попечителями). При этом они могут фактически осуществлять или хотят и могут осуществлять уход за больным ребенком.
Возникает вопрос и о возможной связи права на пособие с фактом совместного проживания с больным членом семьи. Полагаем, этот факт не должен быть определяющим для принятия решения о выдаче листка нетрудоспособности [7]. На практике вопрос решает медицинский работник в каждом конкретном случае исходя из обстановки в семье больного и в интересах больного.
Отдельная проблема на сегодняшний день связана и с несовершенством существующего механизма в сфере обеспечения реализации права на оплату пособия за более продолжительный период в случаях ухода за ребенком, который страдает от ряда заболеваний, в том числе социально значимых.
Законодатель учитывает потребность в более длительном уходе за тяжелобольными детьми, устанавливая возможность выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет до 90 дней в календарном году, если его заболевание включено в Перечень заболеваний.
Не до конца решен вопрос о несовпадении периодов фактического ухода за больным ребенком, на который выдан листок нетрудоспособности, и выплаты пособия.
Если листок нетрудоспособности выдан на период, превышающий максимальный срок выплаты пособия, оно выплачивается лишь за часть периода нетрудоспособности, хотя причина отсутствия на работе в эти дни считается уважительной. В ряде случаев это приводит к ограничению права ребенка на заботу о нем со стороны родителей (иных законных представителей или лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком), которые в интересах лечения ребенка могут находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка, поскольку отпуск по семейным обстоятельствам без сохранения заработной платы, предусмотренный ст. 128 Трудового кодекса РФ, может себе позволить не каждый [4].
Законодатель, предоставив право разным членам семьи попеременно осуществлять уход за больным ребенком в пределах сроков, установленных ст. 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (см. п. 11, 12, 13, 35 и 36 Порядка выдачи листков нетрудоспособности), оставил без внимания застрахованных лиц, осуществляющих уход за взрослым членом семьи [5].
Так же стоит отметить, проблемы, связанную с расчетом пособий. В силу последних изменений расчета возникла проблема низких пособий у молодых работников. Требования длительного стажа, с учетом которого дифференцируются размеры пособий по временной нетрудоспособности, носят, дискриминационный характер, они неосновательно ограничивают право молодых работников на получение пособия в достаточном размере и не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 19, 39 (ч. 2) и ст. 55 (ч. 3). Представляется, что предписание Конституционного Суда РФ оказалось просто невыполненным [1].