Файл: Массовая доля растворённого вещества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель химии Керимова Валентина Михайловна

Предмет: Химия

Тема урока: Массовая доля растворённого вещества

Класс : 8

Цель урока: Сформировать умения выражать состав раствора через массовую долю растворённого вещества и определять состав раствора по массовой доле растворённого вещества.

Основные понятия: Разбавленный раствор, концентрированный раствор, массовая доля растворённого вещества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать определение массовой доли растворённого вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.

Метапредметные: развивать умения устанавливать аналогии, делать обобщения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Личностные: - формировать осознанную потребность в знаниях, развивать умение управлять своей учебной деятельностью;

Основные виды деятельности учащихся: рассчитывать массовую долю растворённого вещества в растворе, массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Демонстрации: приготовление раствора сульфата меди с определённой массовой долей растворённого вещества.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

- Вам тепло? (Да.)

- Вам светло? (Да.)

- Прозвенел звонок? (Да.)

- Уже закончился урок? (Нет.)

- Хотите учиться? (Да.)

- Можете садиться и на уроке не лениться.

Проверка домашнего задания:

Тест по теме: « Растворы»

1. Укажите верное утверждение:
1) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным.
2) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют ненасыщенным.
2. Морская вода – это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия

3. Смесь растительного масла с водой - это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия

4. При увеличении температуры растворимость твёрдых веществ:

а) возрастает

б) уменьшается

в) не изменяется

г) периодически изменяется

5. Температуры плавления и кипения воды соответственно:

а)10°C и 50°C 

б) 0°C и 100°C

в)25°C и 100°C 

г)0°C и 10°C

Система оценивания:

1 правильный ответ – «1 балл»

2 правильный ответ – «2 балла»

3 правильный ответ – «3 балла»

4 правильный ответ – «4 балла»

5 правильный ответ – «5 баллов»

II. Ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока.

Проблемная ситуация: Утро мы начинаем с ритуала питья чая. Давайте, мы вспомним, как готовим чай. Дети рассказывают данный процесс, при этом говорят, что растворяют сахар.

Учитель спрашивает, что вы получили? (Раствор)

Учитель:

Найти не просто, знай, предмет,
Воды в котором вовсе нет.
В кирпичном доме, где живём,
В тебе и мне, щенке твоём.

И в тех растворах, которые мы часто готовим дома. А какие это растворы - рассол, соки, сиропы, напитки…

Но что бы приготовить все это, мы должны с вами вспомнить математическое понятие «доля». Для это мы с вами рассмотрим два раствора.(На столе два стакана с растворами соли сульфата меди).

- Чем отличаются эти растворы? (интенсивностью окраски)

- Почему окраска растворов различна? ( содержание растворённого вещества в растворе различно). Первый содержит 5 грамм соли, второй 10 г.

- Мы получили что? ( раствор) Из чего он состоит?(из растворителя и растворенного вещества)

- Что является частью? ( растворённое вещество - сульфат меди )

- Если есть часть и целое, что мы можем определить? (долю).

- Долю чего? ( растворённого вещества в растворе).

- Долю какую? ( массовую, так как соль берётся в единицах массы).

Сочетая понятие математики и процесс растворения в химии, мы приходим к теме нашего урока « Массовая доля растворённого вещества в растворе».

III. Актуализации зоны усвоения оптимальных знаний.

Растворы играют большую роль в природе, в нашей жизни, в науке и технике. Чаще

всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а со смесями или растворами. Вода морей, рек, озер, грунтовые воды, питьевая вода — это растворы. Воздух — это раствор газов. Большинство минералов — твердые растворы. Соки растений, напитки — это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворами есть кровь, лимфа, лекарства, лаки, краски. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла и др..

Растворами мы пользуемся в быту: 10% - ный раствор аммиака, 5% - ный спиртовой раствор йода, 1% - ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого, 3% - ный спиртовой раствор борной кислоты, 3% перекись водорода, 3,6,9 – процентный уксус. Почему уксус имеет такие значение. Вот сегодня мы это узнаем.

IV.  Формирование новых знаний

Все что мы сейчас перечислили, это растворы. При растворении веществ происходит их дробление и рассеивание в объеме раствора. В растворе частицы одного вещества равномерно распределены между частицами другой.

Любой раствор состоит из растворителя и растворённого вещества. Вода — самый распространённый неорганический растворитель. Органическими растворителями могут быть спирт, ацетон и др. Если в условии задачи не указан растворитель, раствор считается водным. При работе с растворами необходимо знать, сколько растворённого вещества в нём содержится, т. е. знать концентрациюраствора.

Существует несколько способов выражения концентрации раствора, одним из которых является выражение концентрации раствора в процентах.

 Процентная концентрация показывает, сколько граммов растворённого вещества содержится в 100 г раствора. Например,20-й раствор сахара — это раствор, в 100 г которого содержится  20г сахара. Для приготовления 100 г такого раствора необходимо20   г сахара растворить в  80 г воды.

Процентная концентрация — это массовая доля растворённого вещества. Нахождение массовой доли растворённого вещества аналогично вычислению массовой доли элемента в веществе.

Содержание растворённого вещества в растворе выражают с помощью его массовой доли
  ω.

Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.

Массовая доля растворённого вещества - обозначается ω (омега)

Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

 

ω(в-ва) = m(в-ва)/m(р-ра)·100%,

 

где ω(в-ва) – массовая доля растворенного вещества в растворе; m(в-ва) – масса растворенного вещества; m(р-ра) – масса раствора.

раствора=  растворённого веществарастворителя

Массовую долю растворённого вещества (процентная концентрация)  обычно выражают в долях единицы или в процентах.

Процентная концентрация показывает, сколько граммов вещества содержится в 100 г раствора. 

 Например, массовая доля растворённого вещества – NaCl в воде равна 0,05 или 5%. Это означает, что в растворе хлорида натрия массой 100 г содержится хлорид натрия массой 5 г и вода массой 95 г. 

Другой пример: 6% - ный раствор соли - это раствор, в 100 г которого содержится 6 г соли. Масса воды в этом растворе составляет 100 г - 6 г = 94 г. Для приготовления 100 г этого раствора следует растворить 6 г соли в 94 г воды. Вычисляя процентную концентрацию, по сути, мы находим массовую долю растворенного вещества.

 Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием “столовый уксус” используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. “Столовый уксус”, используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.

Пример: Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)


Решение:

Раствор

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Уксусная кислота
Вода

80%=0,8
0%=0

х
200-х

0,8х
0

Смесь

8%=0,08

200

0,08 · 200

0,8х = 0,08 · 200
0,8х = 16
х = 16 : 0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.

Ответ: 20 г, 180 г.

Пример: Масса уксусной кислоты, которую нужно растворить в 150 г столового 5%-го уксуса для получения 10%-го раствора равна_____г. (Запишите число с точностью до десятых.)

Решение: m(CH3COOH 5%) =W·m(p–pa) = 150·0.05 = 7.5 г
W = (m(CH3COOH) + m(доб))/(m(p–pa)+m(доб))=0,1
(7,5+х)/(150+х)=0,1
15 +0,1х = 7,5 + х
7,5 = 0,9х
х = 8,3 г
m(доб CH3COOH) = 8.3 г
Ответ: 8,3

Ну, а теперь давайте мы с вами закрепим материал ,решим задачу по данной теме.

V. Закрепление знаний

Задача 1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

Задача 2. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

Задача 3. Для дезинфекции ран используют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора.
VI.Подведение итогов

VII.Рефлексия

«Термометр»

Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.

IX. Домашнего задания