ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель химии Керимова Валентина Михайловна
Предмет: Химия
Тема урока: Массовая доля растворённого вещества
Класс : 8
Цель урока: Сформировать умения выражать состав раствора через массовую долю растворённого вещества и определять состав раствора по массовой доле растворённого вещества.
Основные понятия: Разбавленный раствор, концентрированный раствор, массовая доля растворённого вещества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение массовой доли растворённого вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.
Метапредметные: развивать умения устанавливать аналогии, делать обобщения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Личностные: - формировать осознанную потребность в знаниях, развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Основные виды деятельности учащихся: рассчитывать массовую долю растворённого вещества в растворе, массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Демонстрации: приготовление раствора сульфата меди с определённой массовой долей растворённого вещества.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
- Вам тепло? (Да.)
- Вам светло? (Да.)
- Прозвенел звонок? (Да.)
- Уже закончился урок? (Нет.)
- Хотите учиться? (Да.)
- Можете садиться и на уроке не лениться.
Проверка домашнего задания:
Тест по теме: « Растворы»
1. Укажите верное утверждение:
1) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным.
2) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют ненасыщенным.
2. Морская вода – это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия
3. Смесь растительного масла с водой - это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия
4. При увеличении температуры растворимость твёрдых веществ:
а) возрастает
б) уменьшается
в) не изменяется
г) периодически изменяется
5. Температуры плавления и кипения воды соответственно:
а)10°C и 50°C
б) 0°C и 100°C
в)25°C и 100°C
г)0°C и 10°C
Система оценивания:
1 правильный ответ – «1 балл»
2 правильный ответ – «2 балла»
3 правильный ответ – «3 балла»
4 правильный ответ – «4 балла»
5 правильный ответ – «5 баллов»
II. Ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока.
Проблемная ситуация: Утро мы начинаем с ритуала питья чая. Давайте, мы вспомним, как готовим чай. Дети рассказывают данный процесс, при этом говорят, что растворяют сахар.
Учитель спрашивает, что вы получили? (Раствор)
Учитель:
Найти не просто, знай, предмет,
Воды в котором вовсе нет.
В кирпичном доме, где живём,
В тебе и мне, щенке твоём.
И в тех растворах, которые мы часто готовим дома. А какие это растворы - рассол, соки, сиропы, напитки…
Но что бы приготовить все это, мы должны с вами вспомнить математическое понятие «доля». Для это мы с вами рассмотрим два раствора.(На столе два стакана с растворами соли сульфата меди).
- Чем отличаются эти растворы? (интенсивностью окраски)
- Почему окраска растворов различна? ( содержание растворённого вещества в растворе различно). Первый содержит 5 грамм соли, второй 10 г.
- Мы получили что? ( раствор) Из чего он состоит?(из растворителя и растворенного вещества)
- Что является частью? ( растворённое вещество - сульфат меди )
- Если есть часть и целое, что мы можем определить? (долю).
- Долю чего? ( растворённого вещества в растворе).
- Долю какую? ( массовую, так как соль берётся в единицах массы).
Сочетая понятие математики и процесс растворения в химии, мы приходим к теме нашего урока « Массовая доля растворённого вещества в растворе».
III. Актуализации зоны усвоения оптимальных знаний.
Растворы играют большую роль в природе, в нашей жизни, в науке и технике. Чаще
всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а со смесями или растворами. Вода морей, рек, озер, грунтовые воды, питьевая вода — это растворы. Воздух — это раствор газов. Большинство минералов — твердые растворы. Соки растений, напитки — это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворами есть кровь, лимфа, лекарства, лаки, краски. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла и др..
Растворами мы пользуемся в быту: 10% - ный раствор аммиака, 5% - ный спиртовой раствор йода, 1% - ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого, 3% - ный спиртовой раствор борной кислоты, 3% перекись водорода, 3,6,9 – процентный уксус. Почему уксус имеет такие значение. Вот сегодня мы это узнаем.
IV. Формирование новых знаний
Все что мы сейчас перечислили, это растворы. При растворении веществ происходит их дробление и рассеивание в объеме раствора. В растворе частицы одного вещества равномерно распределены между частицами другой.
Любой раствор состоит из растворителя и растворённого вещества. Вода — самый распространённый неорганический растворитель. Органическими растворителями могут быть спирт, ацетон и др. Если в условии задачи не указан растворитель, раствор считается водным. При работе с растворами необходимо знать, сколько растворённого вещества в нём содержится, т. е. знать концентрациюраствора.
Существует несколько способов выражения концентрации раствора, одним из которых является выражение концентрации раствора в процентах.
Процентная концентрация показывает, сколько граммов растворённого вещества содержится в 100 г раствора. Например,20-й раствор сахара — это раствор, в 100 г которого содержится 20г сахара. Для приготовления 100 г такого раствора необходимо20 г сахара растворить в 80 г воды.
Процентная концентрация — это массовая доля растворённого вещества. Нахождение массовой доли растворённого вещества аналогично вычислению массовой доли элемента в веществе.
Содержание растворённого вещества в растворе выражают с помощью его массовой доли
ω.
Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.
Массовая доля растворённого вещества - обозначается ω (омега)
Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора.
ω(в-ва) = m(в-ва)/m(р-ра)·100%,
где ω(в-ва) – массовая доля растворенного вещества в растворе; m(в-ва) – масса растворенного вещества; m(р-ра) – масса раствора.
m раствора= m растворённого вещества+ m растворителя
Массовую долю растворённого вещества (процентная концентрация) обычно выражают в долях единицы или в процентах.
Процентная концентрация показывает, сколько граммов вещества содержится в 100 г раствора.
Например, массовая доля растворённого вещества – NaCl в воде равна 0,05 или 5%. Это означает, что в растворе хлорида натрия массой 100 г содержится хлорид натрия массой 5 г и вода массой 95 г.
Другой пример: 6% - ный раствор соли - это раствор, в 100 г которого содержится 6 г соли. Масса воды в этом растворе составляет 100 г - 6 г = 94 г. Для приготовления 100 г этого раствора следует растворить 6 г соли в 94 г воды. Вычисляя процентную концентрацию, по сути, мы находим массовую долю растворенного вещества.
Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием “столовый уксус” используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. “Столовый уксус”, используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Пример: Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода | 80%=0,8 0%=0 | х 200-х | 0,8х 0 |
Смесь | 8%=0,08 | 200 | 0,08 · 200 |
0,8х = 0,08 · 200
0,8х = 16
х = 16 : 0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180 г.
Пример: Масса уксусной кислоты, которую нужно растворить в 150 г столового 5%-го уксуса для получения 10%-го раствора равна_____г. (Запишите число с точностью до десятых.)
Решение: m(CH3COOH 5%) =W·m(p–pa) = 150·0.05 = 7.5 г
W = (m(CH3COOH) + m(доб))/(m(p–pa)+m(доб))=0,1
(7,5+х)/(150+х)=0,1
15 +0,1х = 7,5 + х
7,5 = 0,9х
х = 8,3 г
m(доб CH3COOH) = 8.3 г
Ответ: 8,3
Ну, а теперь давайте мы с вами закрепим материал ,решим задачу по данной теме.
V. Закрепление знаний
Задача 1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.
Задача 2. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.
Задача 3. Для дезинфекции ран используют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора.
VI.Подведение итогов
VII.Рефлексия
«Термометр»
Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.
IX. Домашнего задания