Файл: Типы коммуникации участников в процессе управления проектной деятельностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №1

Тема: Типы коммуникации участников в процессе управления проектной деятельностью

Задание 1. Письменно ответить на следующие вопросы.

  1. Отношения учитель-класс, учитель-ученик, их характеристика.

Учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения. В педагогическом общении различают два основных типа коммуникации: «учитель – класс» и «учитель – ученик». Первый тип взаимодействия («учитель – класс») представлен в основном такими формами коммуникации в системе «личность – группа», в которых учитель для группы выступает как:

– транслятор информации, предписаний, директив и др. (фронтальное воздействие);

– лидер группы, организатор внутригрупповых процессов, структурирования группы, направления ее деятельности и взаимодействия участников друг с другом (организационное взаимодействие);

– человек, обеспечивающий успешную коммуникацию групповых процессов и отношений в форме провокации, вдохновения, содействия инициативам, собственного примера, воздействия авторитетом и др. (фасилитационноевоздействие и взаимодействие).

Второй тип взаимодействия («учитель – ученик») представлен всем спектром видов и форм межличностных отношений (воздействие и взаимодействие, симпатия и антипатия, внимание и игнорирование, толерантность и интолерантность, эмпатия и эгоцентризм, уважение и презрение, любовь и ненависть и др.).

Однако даже при общении учителя с классом в целом каждый отдельный ученик воспринимает воздействие учителя личностно. При общении с учеником учитель понимает, что он включен в систему отношений в классе, а ученик понимает, что учитель включен в педагогический коллектив или обобщенную группу «взрослые». В связи с чем, по сути, любая форма двухсторонних отношений в рамках педагогического общения – полисубъектна»

  1. Отношения ученик-ученик, коммуникация в группе, их характеристика.


В идеале эти отношения предполагают организующую и направляющую роль учителя (фасилитатор) и коллективную деятельность учеников, направленную на достижение общего результата, в ходе которой они взаимодействуют между собой. В основе этих отношений лежат основные принципы педагогики сотрудничества.

Существует три способа организации работы по достижению целей обучения:

  • конкуренция: ученики соревнуются друг с другом, чтобы увидеть, кто самый лучший или самый быстрый в процессе достижения цели;

  • индивидуализм: ученики в одиночку работают над достижением цели;

  • сотрудничество: ученики работают сообща для достижения общей цели.

Сотрудничество, как коллективный способ деятельности школьников характеризуется следующими свойствами:

  • наличие общей цели;

  • организация и управление общей деятельностью, самоконтроль и взаимоконтроль;

  • разделение труда и обязанностей;

  • позитивные межличностные отношения, взаимодействие и взаимопомощь как обязательные условия достижения общей цели;

  • учёт интересов коллектива и каждой личности в нём.

Работая в группе или коллективе, ученики учатся работать совместно с другими; принимать на себя разные социальные роли; принимать совместные решения; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; владеть нормами и техникой общения; что позволяет эффективно решать учебные задачи.

Сотрудничество учеников может осуществляться как в очном, так и в сетевом режиме с использованием интернет-инструментов как средства совместной деятельности, направленной на поиск информации, создание, редактирование собственных цифровых материалов, написание совместных текстов, таблиц, создание логических схем, обсуждение направлений, путей и результатов деятельности. 

  1. Проектно-организаторская функция педагога: категории, лежащие в ее основе, условия формирования у учащихся проектно-организаторских умений.

Проектно-организаторская функция педагога в образовательном процессе – относительно новое понятие для педагогической науки. В современных условиях профессионализм учителя в педагогической деятельности определяется его способностью к диагностике, моделированию образовательного процесса, иными словами владением проектировочной функцией в обучении, воспитании, управлении, развитии учащихся.



Процесс педагогической деятельности включает в себя обязательное овладение педагогами проектно-организаторской функцией на основе непрерывного, последовательного совершенствования профессионально-личностных качеств. Подготовка должна осуществляться на практико-ориентированной основе, как мотивированной, сознательной, целенаправленной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки к проектно-организаторской функции учителю необходимо овладеть рядом компетенций:

  • когнитивные компетенции — включают развитие интеллектуальных способностей, норм поиска информации, ее обобщения, анализ, способствующий формированию мотивации на воспитательную деятельность;

  • диагностические компетенции — стремление к овладению диагностическими методами для изучения состояния личности и коллектива учащихся, их интересов, потребностей, устремлений, ценностей, самодостаточности;

  • проектировочные компетенции — связаны с освоением этапов проектирования, формированием навыков целеполагания в воспитании, определением направлений воспитательной работы, разработка ее содержания, способов, форм, развитием ответственного отношения к собственной деятельности и результатам общего труда;

  • организаторские компетенции — умение создавать условия для объединения обучающихся в группы на основе общих задач, интересов; умение ставить цели перед собой и детьми, планировать деятельность с теми, кто будет ее осуществлять, использовать методы и средства стимулирования, оказывать доверие, предъявлять разумную требовательность;

  • коммуникативные компетенции — направлены на установление контакта и взаимопонимания, совместимости в групповой и коллективной деятельности, умение верить в возможности ребенка, корректировать межличностные отношения;

  • креативные компетенции — поиск собственного видения в оформлении проекта и его реализации, защите, представлении, стремлении уйти от шаблона, создание условий для творческого развития учащихся;

  • рефлексивные компетенции — умения анализировать собственную деятельность на каждом этапе проектирования; находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления; учить учащихся анализировать свою жизнь и деятельность.

Проблема формирования таких личностных качеств у обучающихся, как самостоятельность, активность, творчество приобрела особую актуальность в современном образовании и характеризуется тем, что направлена на формирование таких компетенций как:


  • самостоятельность, которая способствует сознательной постановке цели, задач, определению направлений своей деятельности;

  • когнитивная самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, которое проявляется в устойчивости познавательных интересов.

Педагогам необходимо создавать педагогические ситуации, в которых обучающийся приобщается к постановке цели своей будущей деятельности; развивать у него способность самостоятельно реализовывать эти цели, имеющие социальное и педагогическое значение.

Проектно-организаторская функция педагога в педагогической деятельности рассматривается с двух позиций: как нормативная и творческая. Нормативный ее характер проявляется в том, что она регламентирована и имеет свои этапы, формы, принципы и приемы осуществления. Однако если в процессе проектирования опираться только на логику, теорию, то системы, процессы и ситуации, спроектированные педагогом, или обучающимися оказываются сухими, оторванными от жизни. Вот почему проектно-организаторская функция в педагогической деятельности педагога – это еще и искусство, требующее от него большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуальна и опирается на изобретательность, вдохновение, отход от шаблона, оригинальность педагога.

Характеризуя творчество в проектно-организаторской функции педагогической деятельности, можно выделить следующие его виды:

  • групповое (командное) творчество как деятельность в сфере сотрудничества (совместимости) в отношениях обучающихся и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающих качественно новый результат;

  • поисковое творчество как деятельность в сфере обучения и воспитания по нахождению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися;

  • менеджерское творчество как деятельность в области планирования деятельности в проектировании, когда осуществляются поиск и создание новых систем, процессов и воспитывающих ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся;

  • организаторское творчество как деятельность в сфере организации новых способов планирования, контроля, мобилизации ресурсов, взаимодействия обучающихся и педагогов и т.п.

Таким образом, реализация проектно-организаторской функции в педагогической деятельности, наделена следующими характеристиками
:

  • интеллектуально-когнитивные свойства:

  • компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями в образовании;

  • умение самостоятельно (обучающимися) генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей наук;

  • способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;

  • способность коллективно планировать проектную деятельность на основе сотрудничества, совместимости, уметь взаимодействовать с любым партнером;

  • способность проектировать целостный процесс, прогнозировать последовательность и результат;

  • коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащими к разным возрастным категориям, социальным общностям, проявлять тактичность;

  • владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать себя, организовывать любое образовательное дело;

  • способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности других участников, умение рефлексировать результаты деятельности и отношений;

  • умение направлять образовательный процесс на формирование у обучающихся «самости»: самостоятельности, саморегуляции, самопознания, самоопределения;

  • морально-ценностные свойства: гуманность, справедливость, милосердие.

Особо можно выделить такие качества «самости», как стремление к самообразованию, самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию, которые необходимо формировать у обучающихся.

Проектно-организаторская функция представлена как цикл в общей педагогической деятельности, каждый цикл имеет ряд этапов, где заранее предопределена их взаимозависимость:

  • в проектной деятельности должна быть соблюдена последовательность этапов, сменяющих друг друга и обусловленных конструкцией структурного усложнения (диагностика, проблема, цель, поиск, проект, презентация, реализация, рефлексия);

  • каждый новый этап проектно-организаторской функции нацелен на результат;

  • каждый этап проектно-организаторской функции отличается от предыдущего тем, что является обогащением, как в личностном, так и в коллективном развитии;

  • расширение знаний, культуры общения всех участников проекта становится основополагающим для последующего этапа;

  • каждый этап проектно-организаторской функции исходит из предыдущего посредством обогащения на новом уровне;

  • каждый предыдущий этап входит в последующий;

  • несмотря на непрерывную смену этапов, общий цикл проектно-организаторской функции педагогической деятельности остается неизменным.