Файл: Средства восстановления и повышения физической работоспособности у спортсменов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1013

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт естествознания и спортивных технологий

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Спортивная медицина»

Тема: «Средства восстановления и повышения физической работоспособности у спортсменов»

Работу выполнила:
Токсанбаева Камила Кайратовна

3 курс ТСП-201

Преподаватель:

Петрова Виктория Викторовна

г. Москва - 2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……3

Педагогические методы восстановления……………….…………..……..…4

Физические методы восстановления……………………………………..…..6

Биомедицинские методы восстановления и повышения работоспособности…………………………………………………………...12

Профилактика перетренированности…………………………………………………...……14

Список литературы…………………………………………………………...17

Введение

Усталость - это естественный физиологический процесс, характеризующийся объективными признаками истощения. Усталость - это биологическая защитная реакция организма на истощение функционального потенциала центральной нервной системы. Существует три традиционных способа восстановления физической работоспособности: образовательный, психологический и медицинский/биологический. Образовательные решения находятся в центре процесса улучшения физической работоспособности. Оно включает в себя управление работоспособностью посредством правильно организованной деятельности. Это означает выбор, разнообразие и сочетание средств и методов воспитания, обучения и организации повседневной жизни.

Восстановление спортивных результатов и нормальной физической функции после тренировок и соревнований является неотъемлемой частью системы подготовки спортсмена. Выбор средств восстановления определяется возрастом, способностями, индивидуальными процессами, а также характером и особенностями структуры тренировочной нагрузки.

Процесс восстановления в организме спортсмена - это общий психофизиологический процесс, механизм которого заключается в обратимом изменении поведения функциональной системы после мышечной деятельности, что гарантирует выполнение высокоинтенсивных физических нагрузок. На предтренировочном этапе основными способами оптимизации процесса восстановления являются разумная политика тренировок и нагрузок спортсмена, адекватные периоды отдыха для естественного хода восстановительного процесса и правильное питание.

На этапах углубленной подготовки и спортивного совершенствования применяется более широкий спектр реабилитационных мероприятий. Наряду с педагогическими и психологическими методами лечения широко используются биомедицинские методы. Примером могут служить рациональное питание, физиотерапия, водолечение, ванны, различные виды массажа, витаминные добавки и фармакологические препараты, влияющие на энергетические и формообразующие процессы.

Педагогические методы восстановления

Педагогические методы включают: правильную организацию тренировочного процесса, правильную последовательность нагрузки и отдыха в различных направлениях, оптимальное соотношение между общей и специальной подготовкой, частоту и интенсивность упражнений, своевременное использование восстановительных и "контрастных" тренировочных циклов, упражнения на расслабление и дыхательные техники.
1. рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировки и соревнований, пола, возраста и функционального состояния спортсмена, особенностей тренировочной и трудовой деятельности, условий жизни и окружающей среды
2. оптимальная организация и программирование упражнений в макро-, мезо- и микроциклах для обеспечения разумного баланса между различными видами, направлениями и характером тренировочной нагрузки и ее динамического развития
3. правильное сочетание общей и специализированной подготовки в тренировочном процессе.
4. правильное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимых циклов восстановления после интенсивных тренировок и соревнований
5. правильное сочетание различных микроциклов (выход, развертывание, удар, поддержание и восстановление) в тренировочном процессе и умелое использование легких микроциклов и тренировок
6. планирование оптимальной тренировочной деятельности в рамках микроциклов путем варьирования необходимой тренировочной нагрузки, периодов пассивного и активного отдыха и использования эффективных средств/методов восстановления


7. комплексное проведение реабилитационных мероприятий после интенсивных соревнований и мероприятий должно включать использование специальных восстановительных циклов в сочетании с активным отдыхом и использованием соответствующих факторов окружающей среды в сочетании с переходом к другим формам физической активности
8. систематическое педагогическое и медицинское наблюдение и самоконтроль за функциональным состоянием спортсмена, его толерантностью к тренировочным и соревновательным нагрузкам и необходимые изменения в тренировочном процессе спортсмена на основе этих данных
9. важным педагогическим средством, способствующим восстановительному процессу, является правильная организация тренировочных занятий.
Необходимо придерживаться следующих основных принципов:
- Полная разминка перед тренировкой не только быстро подготавливает организм к предстоящей тренировке и биологической готовности, но и создает необходимые условия для оптимального развития физиологических и психических процессов. Это позволяет организму более эффективно восстанавливаться от одной тренировки к другой;
- Активный отдых: упражнения, выполняемые между тренировками в рамках одной тренировки;
- Пассивный отдых: состояние полного расслабления в оптимальной позе;
- упражнения на расслабление во время и после тренировки; Пассивный отдых: состояние полного расслабления в оптимальной позе;
- До и после тренировки с помощью специальных средств выполняются упражнения на расслабление с целью создания положительного эмоционального фона для кульминации следующей основной тренировки и более активного восстановления.

- На заключительном этапе тренировки (разминка) выполняются индивидуально подобранные упражнения. Постепенный отход от тяжелых нагрузок - эффективный способ обеспечить хороший процесс восстановления после тренировки. Рекомендуется бег трусцой или специальные упражнения в медленном темпе (пульс 105-120 уд/мин) в течение 10-15 минут;
- После тренировки следует выполнять восстановительные упражнения.
Психотерапия направлена на нормализацию психического и неврологического состояния спортсмена как можно скорее после интенсивных тренировок, особенно после соревнований, и создание необходимой основы для восстановления функции и работоспособности физиологической системы. Рекомендуются различные формы отдыха, комфортные условия жизни, устранение отрицательных эмоций, самоиндуцированный сон, техники мышечной релаксации, методы аутогенной тренировки и другие методы, воздействующие на психику. Методы аутогенной тренировки снижают
физическую усталость и нервное напряжение, нормализуют сон, готовят организм к выполнению сложных задач и помогают лечить некоторые заболевания.

Ритмичная музыка воздействует на психику, помогая ей лучше работать и быстрее восстанавливаться. Красный цвет приносит возбуждение, желтый - тепло, радость и надежду, зеленый и фиолетовый - исцеление. Музыка также влияет на ритм дыхания. Спокойная музыка способствует глубокому, ритмичному дыханию, а быстрая, ритмичная музыка ускоряет дыхание. При выборе песен учитывайте предпочтения вашего ребенка к ритмичной, рок- или классической музыке. Музыка должна вызывать чувство удовольствия, комфорта и расслабления.
Методы физического восстановления

Меры личной гигиены являются важнейшим средством физического восстановления и общей подвижности. К ним относятся рациональный образ жизни (режим труда и отдыха, чередование сна и бодрствования, своевременное питание), идеальные гигиенические условия труда и быта, физические упражнения. Кроме того, существует ряд дополнительных гигиенических мероприятий, которые оказывают положительное влияние на различные органы и системы, способствуют быстрому восстановлению и повышению профессиональной и спортивной работоспособности. Эти меры могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Основными гигиеническими мероприятиями, способствующими восстановлению и повышению работоспособности, являются гидротерапия, ванны, массаж и самомассаж, ионный воздух.
Гидротерапия: души, контастные души, теплые ванны и контастные ванны. Души производят тепловое и механическое воздействие на организм. Эффективность таких душей зависит от интенсивности механического воздействия и температуры воды (от индифферентной до горячей). Длительный горячий душ снижает стимуляцию сенсорных и моторных нервов и повышает интенсивность обменных процессов. Горячий душ оказывает седативное действие. Кратковременные горячие и холодные души повышают мышечный тонус и укрепляют кровеносную систему. Применение душа зависит от времени суток. Теплый душ рекомендуется принимать вечером, чтобы избежать проблем с переходом ко сну. Мытье тела теплой водой с мылом важно для поддержания чистоты кожи. Чистая кожа улучшает дыхание и способствует заживлению.

После сна и перед работой (тренировкой) необходимо привести в тонус центральную нервную и сердечно-сосудистую системы. Для этого применяйте короткие контрастные горячие и холодные души. Продолжительность душа: 1 минута теплой воды (38-40°C), 5-6 секунд холодной (12-15°C), затем снова теплой и т.д. Время процедуры: 5-7 минут. Теплые и контрастные ванны оказывают такое же действие, как и душ. Исключается только механическое воздействие воды. Паровые ванны и сухие ванны (сауны) обладают эффектом повышения работоспособности и способствуют восстановлению. Во время принятия ванны организм адаптируется к воздействию более высоких температур и колебаниям соотношения воды и соли.
Массаж и самомассаж

Различные виды массажа (косметический, спортивный, лечебный и гигиенический) являются эффективным средством реабилитации и повышения работоспособности. Массажные техники воздействуют на нервные окончания в коже, мышцах и связках, влияя на центральную нервную систему, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем. Он улучшает кровообращение, повышает эффективность работы мышц, улучшает снабжение кислородом и питательными веществами и быстро выводит из организма разлагающиеся вещества. Он также повышает прочность мышечных сухожилий, улучшает подвижность суставов и способствует лимфо- и кровотоку. Существует два вида массажа или самомассажа: массаж всего тела, при котором массируется все тело, и региональный массаж, при котором массируются определенные области, например, руки, ноги или спина.
Ионизированный воздух. Дыхание ионизированным воздухом может способствовать укреплению здоровья и повышению работоспособности. Когда спортсмены дышат отрицательными ионами каждый день в течение трех-четырех недель, функциональное состояние центральной нервной системы, мышечная сила и выносливость в статических и динамических задачах увеличиваются. Одновременно улучшается самочувствие, сон и аппетит.
Закаливание - это тренировка всего организма, особенно терморегуляторных механизмов, к воздействию различных погодных факторов. Адаптивные реакции происходят в основном на нейронном, эндокринном, висцеральном и тканевом/клеточном уровнях. Это позволяет организму переносить экстремальный холод и жару без страданий.
Специфические склерозирующие эффекты возникают в ответ на определенные раздражители. Повышение устойчивости к холоду не обязательно означает повышение устойчивости к высоким температурам. Неспецифический эффект закаливания заключается в его оздоровительном воздействии на весь организм. Закаливание повышает физическую и умственную работоспособность, укрепляет здоровье и снижает восприимчивость к заболеваниям.