Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников, рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в последнее время заметно снизился.
В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т.д.). Ещё раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания) возникло движение «зелёных». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т.д. К целям и задачам движения «зелёных» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России. Начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах-экспортёрах технологии.
Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некоторых преувеличений экологической опасности со стороны «зелёных», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения населения. Оптимальный выход просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности населения с подключением беспристрастной научной экспертизы, если потребуется, также и международной.
56. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; её задача — обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах РФ, которые имеют в своём составе межрайонные природоохранные прокуратуры.
Наличие специализированного прокурорского надзора в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких прокурату нет.
Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная рубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира и с охраной атмосферного воздуха.
Общий критерий всех экологических нарушений — причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.
Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками. Если они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.
Согласно Закону РФ « Об охране окружающей среды » (2002 г.) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.
Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих предприятия, учреждения, организации за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.
При этом следует учитывать два важных момента:
-
дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя; -
недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.
К административной ответственности могут быть отнесены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Наиболее распространённая мера административного взыскания — денежный штраф, кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.
Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды России и т.д.
За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжёлыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.д.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.
К тяжёлым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путём поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоёмов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, охота и т.д.
Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объёме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.
57. ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существует 2 типа сознания:
-
экоцентризм; -
антропоцентризм.
Антропоцентризм:
-
высшую ценность представляет человек (ценно лишь то, что полезно человеку); -
иерархическая картина мира (где на вершине человек, ниже – вещи, созданные им, еще ниже – объекты природы); -
главная цель – удовлетворение потребностей людей; -
правильно и разрешено то, что полезно человеку (природа безлична); -
развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека; -
сохранять природную среду, чтобы ею могли воспользоваться будущие поколения.
Экоцентризм:
-
высшая ценность – развитие человека и природы в гармонии; -
отказ от иерархической системы (разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к природе); -
удовлетворение потребностей не только человека, но и всего природного сообщества; -
правильно и разрешено то, что полезно экологическому равновесию; -
природа – полноправный субъект взаимодействия с человеком; -
сохранять природу ради нее самой.
58. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что регулировать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна ни в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимые чёткие согласованны усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных странах.
Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты и т.д.) определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология войдёт в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого негосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей природной среды во всех государствах и регионах.
-
МПО – международные правительственные организации:
-
ЮНЕСКО – организация по науке, культуре и образованию; -
МАГАТЭ – ядерная безопасность и защита окружающей среды; -
ВМО – всемирная метеорологическая организация; -
ФАО – всемирно-продовольственная и сельскохозяйственная организация; -
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения (борьба с эпидемиями); -
ЮНЭП – организация по охране природы.
-
МНО – международные неправительственные организации:
-
Гринпис; -
МСОП – международный союз охраны природы (фильмы о животных); -
ВФОП – всемирный фонд охраны природы.
-
ММО международные молодежные организации.
Международные договоры – это важный инструмент сотрудничества, они бывают общие и специальные, многосторонние и двусторонние, глобальные и региональные (например: глобальные – конвенция о запрещении военных или любых других средств воздействия на природу, конвенции об охране миграции животных; региональные – конвенция об охране средиземного моря).
59. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
1 этап. Конвенция ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм 1972 г.). На ней было разработано 26 принципов охраны природы (Всемирная хартия природы).
2 этап. День 5 июня провозглашен всемирным днем охраны природы, разработано 27 принципов и приоритетных направлений экологического развития.
3 этап. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Бразилия, Рио-де-Жанейро): 114 глав государств и 1600 организаций. Была принята повестка дня на XXI век, декларация Рио-де-Жанейро, конвенция по биологическому разнообразию, конвенция по изменению климата, концепция устойчивого развития.
4 этап. 2002 г., ЮАР – Всемирный саммит по устойчивому развитию, план борьбы с бедностью и голодом.
-
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общественные).
К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей природной среды — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, мировой океан, Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.