Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лицензия на комплексное природопользование выдаётся органами Минприроды России сроком на 1 год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды, но и как один из способов регулирования природопользования.
Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном использовании, т.е. в тех случаях когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Составной частью экологического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования.
Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определённый срок.
В России действует принцип « загрязнитель платит». За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путём побуждает природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переход к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому лимиты, лицензии и договоры выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
49. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
Для реализации различных природоохранных задач, восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счёт отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идёт на реализацию природоохранительных мероприятий.
Экологические фонды также способствуют развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности как:
-
вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения; -
выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды.
50. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)
По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперёд, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой». (Колтюг, 1992)
В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:
-
экономическое развитие в отрыве от экологии ведёт к превращению планеты в пустыню; -
упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.
«Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» была утверждена Указом Президента от 1 апреля 1996 г. В 1997 г. на заседании правительства одобрена « Государственная стратегия устойчивого развития РФ »
В этих документах отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюциях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.
Решение этих задач возможно лишь в рамках экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушение естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной ёмкости биосферы.
Исходя из этих принципиальных положений основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были приняты следующие:
-
создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства; -
разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за её экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием; -
оценка хозяйственной ёмкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них; -
формирование эффективной системы организации устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения.
Переход нашей страны к устойчивому развитию — это весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные вехи на этом пути: решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь в зонах экологического бедствия, существенная экологизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества и т.д.
Переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности.
51. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.
Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растёт.
52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Источниками экологического права являются следующие правовые документы:
-
Конституция; -
законы и кодексы в области охраны природы; -
указы и распоряжение Президента; -
нормативные акты министерств и ведомств; -
нормативные решения органов местного самоуправления.
Конституционные основы окружающей природной среды закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране её богатств.
Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу.
Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы:
-
общие положения; -
основы управления в области охраны окружающей среды; -
права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций; -
экономическое регулирование; -
нормирование; -
оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза; -
требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; -
зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; -
природные объекты, находящиеся под особой охраной; -
государственный мониторинг окружающей среды; -
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); -
научные исследования; -
основы формирования экологической культуры; -
ответственность за нарушение законодательства; -
международное сотрудничество; -
заключительные положения.
Действующий ныне Федеральный закон « Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учётом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и т.д.
Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв; сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, засорение, загрязнение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.
Водный кодекс РФ (2006 г.) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий и платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ.
Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (2011 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлечённых в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и т.д., гарантируется данным законом. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсаций за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и т.д.
Закон РФ «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений