Файл: Конспект лекций по профессиональному модулю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При ремонте сварных конструкций и местных повреждений поясов опор заранее заготовляют отрезки металла того же профиля и той же марки стали необходимой длины, которыми производят замену поврежденного участка после его удаления. Накладываемые отрезки соединяют с поясами или другими элементами опор сваркой или болтами.

В тех случаях, когда отдельные элементы опор (траверсы, оттяжки, тросостойки) имеют значительные повреждения, их заменяют целиком. Заваренные места, накладки и другие, вновь установленные детали очищают от окалины, коррозии, грязи и тщательно окрашивают.

В процессе эксплуатации возможны механические повреждения железобетонных опор ( трещины, сколы, разрушения защитного слоя бетона).В зависимости от характера дефектов производят следующие виды ремонта: покрытие полимерцементными красками или растворами; заделку раковин и сколов полимерцементными растворами; усиление железобетонных опор бандажами.

Необходимость ремонта контуров заземления опор выявляется путем измерения сопротивления заземления опор и плановыми осмотрами трасс линий. Повреждения контуров обычно вызываются коррозией заземляющих устройств, а также при сельскохозяйственных работах на трассе линии, когда отдельные лучи заземления обрывают или выпахивают. Восстановление поврежденных лучевых заземлителей и снижение сопротивления заземления опор, достигается прокладкой дополнительных лучевых или забивкой глубинных заземлителей, количество и длина которых обеспечивают необходимое значение сопротивления заземления опоры.
3.Техника безопасности.
Работы на ВЛ с очки зрения мер безопасности разбиваются на следующие три категории: Ра боты на отключенных линиях вдали от других действующих линий; работы на отключенных линиях вблизи действующих линий напряжением свыше 1000В; работы на линиях, находящихся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией монтеры, имеющие высокую квалификацию. При выполнении сварочных работ на линиях необходимо следить за тем, чтобы искры не попали на канат монтерского пояса, с помощью которого монтер крепится к конструкции опоры.

Любая работа на действующей линии производится при обязательном соблюдении следующих условий: на производство работы должно быть выдано распоряжение или наряд- допуск лицом, уполномоченным на это; работа должна производиться не менее чем двумя лицами, за исключением работ без подъема на опору.


Перед тем как приступить к работам, необходимо на месте проверить указателем напряжения действительно ли отключена линия, и заземлить ее провода.

При выполнении ремонтных работ на ВЛ следят за тем, чтобы под опорой, на которой ведут работы, не находились люди. При приближении грозы работы должны быть прекращены.

Контрольные вопросы

1.Какие неисправности проводов ВЛ возможны?

2.Как устраняют неисправности проводов ВЛ?

3. Какие неисправности металлических опор ВЛ возможны?

4. Как устраняют неисправности металлических опор ВЛ?

5.Какие неисправности железобетонных опор ВЛ возможны?

6. Как устраняют неисправности железобетонных опор ВЛ?

7.Какие неисправности заземления ВЛ возможны?

8. Как устраняют неисправности заземления ВЛ?

9. Какие виды работ на ВЛ можно выполнять по распоряжению?

10.Какие виды работ на ВЛ можно выполнят по наряду- допуску?


Тема 3.4 Ремонт силовых трансформаторов
1.Неисправность трансформаторов и организация их ремонта.
Текущий ремонт трансформаторов (без выемки сердечника) проводят одновременно с ремонтом остального оборудования - трансформаторных подстанций, но не реже одного раза в четыре года. Повреждение трансформаторов вызывают нарушение действующих правил эксплуатации, аварийные и неправильные режимы работы, старение изоляции, некачественная сборка их на заводе или при монтаже и ремонте. Опыт монтажа и ремонта трансформаторов показывает, что две трети повреждений возникает в результате неудовлетворительного ремонта, монтажа и эксплуатации и одна треть – вследствие заводских дефектов.

Основные повреждения падают на обмотки, отводы, выводы и переключающие устройства (около 84%). Серьезная неисправность трансформаторов возникает при повреждении магнитопровода, вследствие нарушения изоляции между отдельными листами стали и стягивающими их болтами.

Обмотки – наиболее уязвимая часть трансформаторов, часто выходящая из строя. Наиболее распространенные повреждения обмотки – замыкается между витками и на корпус, межсекционные пробои, электродинамические разрушения, обрыв цепи. Эти повреждения происходят в результате естественного износа изоляции, нарушения ее механической прочности при сроке работы свыше 15 лет.

(Для 103 группы конец лекции МДК01.02.) Изоляция разрушается также при длительных перегрузках трансформатора

, сопровождаемых перегревом обмоток выше допустимого значения.

При сквозных токах к.з. вследствие динамических усилий наблюдается деформация обмоток, сдвиг их в осевом направлении и, как правило, механическое разрушение изоляции. Отгорание выводных концов, электродинамические усилия, небрежное соединение концов вызывают обрыв цепи обмотки, замыкание их на корпус или пробои с выходом трансформатора из строя. Основные неисправности выводов трансформаторов – трещины, сколы и разрушения изоляторов в результате атмосферных перенапряжений, наброса металлических предметов или попадания животных на трансформатор, что приводит к межфазному короткому замыканию на выводах, а также загрязнения изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки. Наиболее характерные повреждения выводов - течь масла между фланцем вывода и крышкой, в армировке или в месте выхода стержня.

Наиболее частые повреждения переключателей – оплавление или полное выгорание контактных поверхностей, вызываемое термическим действием токов к.з. при недостаточном давлении (нажатии) подвижных контактов на неподвижном или неполном их соприкосновении между собой.

Для подбора материалов, инструмента и приспособлений, необходимых для ремонта, предварительно в результате испытаний выясняют характер и виды неисправностей в работе трансформатора и устанавливают объем ремонтных и комплектность деталей трансформатора.
2.Разборка трансформатора.
Разборку начинают со снятия всех элементов установленных на крышке: расширителя, вводов, выхлопной трубы.

Подъем выемной части магнитопровода начинают после слива масла из бака трансформатора. Слив происходит при открытом отверстии в крышке. Подъем выемной части выполняют осторожно, чтобы не порвать покрышечное уплотнение. После подъема на высоту 200мм проверяют правильность строповки и оставляют для того, чтобы стекло масло. Чтобы избежать появления влаги (росы) на сердечнике, выемную часть разрешается поднимать при разности температур не более 100 С.
3.Ремонт магнитопровода.
Магнитопровод разбирают в следующем порядке: распаивают соединения катушек и выводов; снимают болты, стягивающие верхнее ярмо; расшихтовывают его; записывают порядок укладки отдельных листов; обвязывают концы стержней сердечника миткалевой лентой; снимают катушки.

Переизолирование листов стали начинают с удаления старого слоя изоляции одним из следующих способов: вращающимися стальными щетками или кипячением листов, покрытых бумажной изоляцией, в воде с последующей очисткой их от размякшей бумаги и клейстера, а также тщательной сушкой.


На очищенные стальные листы наклеивают бумагу (глянцевой стороной, толщиной бумаги 0,03 мм), которая служит изоляцией для листов. Оклеенные листы стали, быстро просушивают, чтобы не было ржавчины под слоем бумаги и с не оклеенной стороны. Лучший способ изолирования листов – лакирование их маслостойкими изоляционными лаками. Лаковая пленка обладает высокой механической прочностью, нагревостойкостью и значительным электрическим сопротивлением. Бакелитовым лаком или шеллаком не следует пользоваться.

Отверстия в стали для стяжных шпилек выполняют только штампом, сверление не допускается. Шпилька и бандаж имеют надежную изоляцию, от листов стали магнитопровода и ярмовых балок, для чего применяют бакелитовые или бумажно-бакелитовые трубки заводского изготовления, испытание изоляции стяжных шпилек магнитопровода производят по схеме.
4. Ремонт обмоток.
Почерневшие или подгоревшие места катушек свидетельствуют о межвитковом замыкании обмоток или пробое на корпус; при этом выявляют на ощупь места ослабления витков. Внешним осмотром проверяют состояние изоляции, отсутствие деформации и смещений обмоток или его витков, наличие изоляционных прокладок, клиньев, распорок.

Ослабление витков устраняют путем под прессовки.

Ремонт обмоток в большинстве случаев сводится к замене повреждений изоляции проводов при замене клиньев, прокладок и других изолирующих элементов.

Переизолировка провода производится после удаления обжигом старой изоляции. Витки обмотки изолируют двумя слоями бумажной или тафтяной ленты.Для усиления изоляции между смежными витками укладывают полоску электрокартона толщиной 0,5мм.Катушке придают нужный размер наматывая ее на шаблоны. Катушку сушат, пропитывают лаками и запекают.
5.Ремонт вводов.
Основные неисправности вводов: трещины и сколы изоляторов, разрушение изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки. При значительных сколах и трещинах ввод заменяется. Для переармировки используют глетоглицериновую или портландцементную замазку, которую после застывания покрывают нитроэмалью 624С.
6.Ремонт бака.

Сравнительно распространенными случаями повреждения бака, вызывающими его течь, являются нарушение сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой. Пустой бак очищают от осадков грязи, промывают теплым маслом; проверяют исправность работы спускного крана. Места течи заваривают газосваркой. По окончании сварки бак в течение 1-2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расширителе. На время испытания все отверстия герметически закрываются.


7.Ремонт расширителя.

Ремонт расширителя обычно сводится к промывке его маслом. Но иногда необходимо очищать внутреннюю поверхность расширителя от ржавчины, которую можно обнаружить при разборке трансформатора в виде большого скопления крупинок на плоскости верхнего ярма, под отверстием патрубка расширителя или чаще под отверстием выхлопной трубы при постукивании деревянным молотком по его поверхности (после полного слива из него масла). Ржавчину очищают стальной щеткой. Небольшое количество ржавчины удаляют керосином. После очистки поверхность протирают тряпкой смоченной бензином, и после полного высыхания покрывают нитроэмалью 624С или ГФ-92-ХК с последующей просушкой в течение 6-12 часов при температуре 1100 С.

8.Ремонт выхлопной трубы.

Ремонт трубы сводится к отчистке внутренней поверхности «дыхательной пробки» и верхней части колена от ржавчины с последующим покрытием лаком, замене стекла диафрагмы. Способ очистки тот же, что и при ремонте расширителя. Во избежание повреждения стекла диафрагмы при замене новым, уплотняющую прокладку равномерно затягивают болтами двумя способами, и покрывают замазкой.

9.Ремонт переключателя напряжений.

Частыми повреждениями переключателей являются оплавления и подгорание контактных поверхностей. При значительном оплавлении и полном выгорании контактов переключатель заменяют новым.

Каждое положение переключателя четко фиксируется, что сопровождается щелчком. При осмотре переключателя его следует очистить, закрепить и подтянуть контакты, Иногда контактная поверхность переключателей покрывается очень стойкой, твердой и тонкой плёнкой-продуктом старения масла. Её удаляют, протирая ацетоном. Применение для этой цели наждачной бумаги недопустимо, так как она может повредить никелированную поверхность. Другие неполадки в работе переключателей наблюдаются только вследствие неправильной регулировки головки привода из-за неточной установки конусной шайбы.
10.Сборка и испытание трансформаторов.
На стержни магнитопровода насаживают отремонтированные обмотки - сначала обмотки НН, затем обмотки ВН. После насадки обмоток приступают к шихтовке верхнего ярма. Вертикальными стяжными шпильками сжимают ярмовые балки и тем самым осаживают обмотку. Ударами молотка через фибровую прокладку осаживают листы стали верхнего ярма. Стальной оправкой выправляют отверстия верхнего ярма для стяжных шпилек; при этом вставляют бакелитовые трубки и стяжными шпильками прессуют верхнее ярмо.