Файл: Конспект лекций по профессиональному модулю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После сборки выемной части выполняют серию предварительных испытаний. Далее производят заготовку, установку, соединение, пайку, изолирование и крепление отводов. Отводы с концами обмоток соединяют сваркой или пайкой. Пайку проводов сечением до 30-40 мм2 лучше выполнять электрическим паяльником. Провода большего сечения паяют специальными клещами меднофосфористым припоем. Клещи присоединяют к понижающему трансформатору на низкое напряжение (12-24 В) мощностью 1-1,5 кВт. Полностью собранную выемную часть трансформатора сушат, так как она имеет много изоляционных деталей, которые в процессе хранения и сборки могут увлажняться.

После капитального ремонта трансформаторов с заменой обмоток проводят химический анализ и проверяют масло на электрическую прочность - испытывают его повышенным напряжением переменного тока; определяют потери тока холостого хода; проверяют группы соединений и коэффициент трансформаций; измеряют омическое сопротивление обмоток, сопротивление изоляции постоянному току; проверяют изоляции стяжных болтов и ярмовых балок, характеристики изоляции масляных трансформаторов, потери и напряжении к.з.; проводят испытание бака на отсутствие течи и просачивание масла, на нагрев, динамическую и термическую устойчивость при внезапных коротких замыканиях, давление контактов переключателя.
11.Ремонт масляных и электромагнитных выключателей
Плановый капитальный ремонт масляных выключателей проводят один раз в 6-8 лет. Правила технической эксплуатации ПТЭ разрешают изменять периодичность капитальных ремонтов в зависимости эксплуатации, числа коммутационных операций и др. Проведение внеочередного ремонта зависит от состояния выключателя. Это вид ремонта выполняют также после шести отключений к.з. (номинальных) или после определенного количества коммутационных отключений. Так, для выключателей ВМП-10У с количеством примерно 1500 отключений в месяц, из которых 25% отключений тока 1500-1800А (одному отключению тока 1500 А эквивалентны три отключения тока 600 А), 35% - 500 - 600 а и 40% - без нагрузки, рекомендуется изменять наконечники подвижных контактов через 30 дней, полную замену всех контактов и дугогасительных камер осуществить через два месяца. Для выключателей ВМГ-10, ВМГП-10, ВМПЭ-10 и СЦИ внеочередной ремонт необходим после десяти отключений тока к.з. В пределах 30-60% номинального тока отключения или выполнения 1000 операций отключений и включений независимого от силы тока.

Выключатели ВМП-10 разбирают в такой последовательности: сливают масло и проверяют работу маслоуказателя; отсоединяют от полюсов изоляционные тяги и снимают полюсы; открывают нижние крышки с полюсов с укрепленными на них розеточными контактами и вынимают распорные цилиндры и дугогасительные камеры; открывают верхние крышки и вынимают маслоотделители. Далее разборку продолжают в зависимости от состояния отдельных частей выключателя.


Периодичность ремонтов электромагнитных выключателей и их объем зависят от частоты операций включений-отключений, от значений отключаемых токов. Например, текущий ремонт выключателя ВЭМ-10 в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя проводятся через каждые 10000 отключений, но не реже одного раза в год, а капитальный с полной разборкой выключателя и привода - через 75000 отключений, но не реже одного раза в пять лет.

Для безопасного проведения ремонтных работ следует отключить оперативные цепи привода выключателя и ослабить заводящие пружины (у пружинных приводов). При необходимости работа на включенном выключателе отключающий механизм привода запирают.
12. Ремонт комплектных распределительных устройств.
К основным, широко распространенным видам оборудования в установках высокого напряжения в ячейках рассматриваемых камер относятся масляные выключатели с соответствующими приводами; выключатели нагрузки и разъединители с приводами; предохранители, разрядники; силовые и измерительные трансформаторы; предохранители, реакторы.

К наиболее часто встречающимся повреждениям оборудования следует отнести: обугливание, наплывы металла, раковины, прожоги контактной системы, наличие брызг металла пластин дугогасительных камер, повреждения фарфоровых изоляторов в виде сколов трещин, нарушение армировочных швов; повреждения и нарушения регулировки механизма управления; износ отдельных деталей, особенно пружин, удерживающих собачек и деталей, несущих большую механическую нагрузку; нарушение качества контактов распределительных шин; нарушение заземляющих контактов и окраски. Ремонт высоковольтного оборудования сводится к регулярному техническому обслуживанию и в случае необходимости к замене пришедших в негодность деталей на новые из числа запасных частей. Изготовление, каких либо вышедших из строя деталей оборудования ячеек своими силами не рекомендуется. После ремонта оборудования оно подвергается испытаниям в соответствии с ПТЭ, и заводскими конструкциями. Различают следующие виды испытаний: приемо-сдаточные вновь вводимого оборудования; при капитальных ремонтах; при текущих ремонтах и межремонтные, т.е. испытания, несвязанные с плановым выводом в ремонт ячеек оборудования. Перед началом испытаний наружную поверхность изоляции электрооборудования ячеек очищают от пыли и тщательно осматривают.


13.Техника безопасности.
При ремонте трансформаторов и оборудования ПС все такелажные работы по подъёму, погрузке и перемещения должны выполняться в соответствии со СНиП, ПТБ и заводскими инструкциями.

Персонал, участвующий в ведение такелажных работ, должен быть обучен безопасным методом ведения работ и пройти специальный инструктаж непосредственно на рабочем месте. Проведение инструктажа оформляют в журнале в установленном порядке Основные положения правил техники безопасности и охраны труда вывешивают в производственных помещениях.

Выемную часть трансформатора поднимают только с помощью подъёмных приспособлений. Рабочее место для ремонта, разборки или сборки трансформаторов не должно быть залито маслом, так как рабочий может упасть и пораниться об острые части трансформатора.

Работать в баках трансформаторов опасно, потому что пары трансформаторного масла ядовиты. Работать надо вдвоём: один должен наблюдать за работой другого. Трансформаторное масло при длительном соприкосновении с кожей вызывает раздражение, поэтому нельзя допускать, чтобы масло попадало на открытые части тела.

При ремонте высоковольтного оборудования ПС возникает необходимость проведения несложных сварочных работ, таких, как ремонт контура заземления, монтаж сетчатых ограждений ячеек и др.

Несоблюдение специальных правил выполнения электросварочных работ может привести к поражению электрическим током, получению ожогов от непосредственного действия дуги и брызг расплавленного металла, а также воздействию электрической дуги на глаза.

Контрольные вопросы

1. Какие внешние признаки говорят о повреждении обмотки, сердечника, корпуса?

2. Какой тип лака используется для окраски бака, изолировки обмоток и сердечника?

3. С помощью какого прибора выявляют витковое и короткое замыкание?

4. Каким материалом изолируют провод и витки обмотки, листы магнитопровода?

5. При какой температуре сушат обмотку, листы магнитопровода и разбирают тр-р?

6. Какие причины могут привести к неисправности бака, к.з в обмотке и сердечнике?

7. Каким способом удаляют старую изоляцию обмотки и листов магнитопровода?

8. Каким способом проверяют качество ремонта обмоток, бак трансформатора, масла?

9. Для какой цели в трансформаторе служит цеолитовая установка, термосифонный фильтр, силикагель?

10. Как обозначаются показатели испытаний трансформатора - коэффициент абсорбции, тангенс угла диэлектрических потерь, сопротивление изоляции?


Тема 3.5 Ремонт механической части электрических машин
1. Дефектация деталей
Дефектацию производят в процессе разборки машины и начинают с внешнего осмотра. Определяют наличие всех деталей; целостность лап, ребер охлаждения, коробки выводов и т.п. Затем проводят измерения биения вала, если это позволяет качество подшипников. Снимая с двигателя детали, определяют их пригодность к сборке. Снимая подшипниковый щит, определяют плотность его посадки на корпус и на наружную обойму подшипника. Осматривают его посадочные места, на которых не должно быть забоин, вмятин; поверхность должна быть чистой. На наружную поверхность подшипника щит должен надеваться туго. В машинах, имеющих щит и корпус из алюминия, после нескольких сборок может ослабнуть посадка подшипникового щита. Сняв подшипники с вала, осматривают шейки вала, которые должны иметь ровную поверхность и не быть изношенными. Вал не должен иметь искривлений, вмятин и забоев выводного конца. Отворачивая болты, определяют их качество и качество резьбовых отверстий, куда их заворачивают.
2. Ремонт вала.
У валов электрических машин возможны следующие дефекты: повреждение выходного конца вала: износ шеек под подшипники; искривление оси; ослабление посадки сердечника; выработка шпоночных канавок. Износ посадочных поверхностей и задиры происходят при съеме напрессованных на вал деталей; из-за ослабления посадки в период эксплуатации, а также усилий, возникающих в процессе работы и износа подшипников. Если дефекты превышают 20% посадочной поверхности, то вал ремонтируют, наплавляя металл электросваркой или методом металлизации.

При наплавлении электросваркой для уменьшения коробления вала, наплавляемые валики располагают параллельно оси, и каждый последующий валик накладывают диаметрально противоположно предыдущему.

Искривление валов встречается обычно у электродвигателей малой мощности. Валы правят на гидравлических или винтовых прессах после выпрессовки из сердечника или без разборки.

Посадочную поверхность увеличивают путём напыления или накатки. Шаг накатки выбирают в зависимости от диаметра вала. После накатывания первоначальный диаметр увеличиваются на 0,25-0,5мм. Накатанную поверхность шлифуют, выдерживая заданный размер.

3. Ремонт корпуса.

Корпуса электрических машин повреждаются относительно редко. Наиболее распространены следующие дефекты: отлом лапы у чугунной станины; износ или срыв резьбовых отверстий; износ посадочных мест под щиты; появление трещин. Приварку отломанных частей и заварку трещин производят электродуговой сваркой. Перед заваркой трещин деталь очищают от ржавчины и обезжиривают. На концах трещины засверливают отверстия, чтобы предотвратить их дальнейшее распространение. При толщине треснувшей стенки более 5мм зубилом скашивают кромки трещины по всей длине под углом 45-60