Файл: По мнению великого античного мудрецафилософа Сократа, когда душа тугонатуго связана в теле и прилеплена к нему, то сущее само по себе человек познать не может. Почему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИОЛОСОФИЯ



Группа 22Ю211в
Студент
Л. С. Леонтьева


МОСКВА 2023

Практические задания по дисциплине «Философия»

Работа с философскими источниками «Философия как область знаний и культуры человечества»

Платон. Федон.


  1. По мнению великого античного мудреца-философа Сократа, когда душа «туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему», то «сущее само по себе» человек познать не может. Почему?

Ответ:

Потому что душа вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, а через тело, тем самым она погрязает в глубочайшем невежестве.


  1. Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»?

Ответ:

Чтобы получить освобождение, к которому она стремится. Поскольку философия освобождает душу, выявляя до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдалятся от них не пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, мыслить о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемое и безвидно.



  1. Сократ говорит своим ученикам, что человек, подверженный страстям бывает «сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием» и в итоге терпит не только «обычное зло, какого и мог бы ожидать» (например, заболевает или проматывается), но и «самое великое, самое крайнее из всех зол». О каком великом зле говорит Сократ?

Ответ:

Сократ говорит о сильных эмоциях и чувствах, которые захватывают человека и формируют у него ложное представление о действительности. Чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».


  1. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»?

Ответ:

По той причине, что они не лишают свою душу положенной доли в общении с божественным, чистым и единообразным. В то время, как разделяя представления и вкусы тела, душа неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не прийти ей в Аид чистою — она всегда отходит, обремененная телом, и потому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки.


  1. В этом отрывке описана сцена беседы Сократа с учениками пред казнью Сократа. Сократ спокоен и успокаивает своих учеников. Как вы думаете (на основе прочитанного), почему Сократ не боится смерти?

Ответ:

Он считал, что философ после смерти станет идеальным духом, то есть намного лучше, чем при жизни. После смерти душа направится туда, где ей будет сродни и навсегда избавиться от человеческих бедствий.



Аристотель. Метафизика


  1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель? 
    Ответ:

Аристотель говорил, что «мудрость есть наука об определенных причинах и началах». Он выделял следующие мнения о мудрости:
«мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности», «мудрым считаем того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека», «более мудр тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин», «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы», «из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр…»

  1. Какие проблемы труднее познавать, по мнению Аристотеля: наиболее общие или частные?

Ответ: 
Труднее всего для человека познать наиболее общее проблемы, ибо они дальше всего от чувственных восприятий
.


  1. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля. 
    Ответ:

Более способна научить арифметика поскольку она исследует причины, а научают те, кто указывает причины для каждой вещи.



  1. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено? 

Ответ:
Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено.


  1. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться? 
    Ответ:

Удивление побуждает людей философствовать, причем вначале люди удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о чем-то более значительном. Удивляющийся человек считает себя незнающим, и чтобы избавиться от незнания он стремится к знанию ради понимания вещей.



  1. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?

Ответ:
Философия существует ради понимания и существования самой себя. 

П.Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии


  1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности?

Ответ:

В отличие от искусства, философию интересует всеобщее мыслимое содержание, художество же вращается вокруг субъективных переживаний и опыта.


  1. Что является существенным свойством философии в отличие от
    религии?

Ответ:

Религия мыслит сущность мира вне мира (а в Боге), философия же задаётся поиском подлинно универсального и единого; автор подчёркивает также методологическое различие: в религии ценностью является вера, т. е. субъективное переживание, а в философии сомнение, т. е. поиск объективного.


  1. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой
    деятельностью занята наука?

Ответ:

Философия является наукой в смысле строгости мышления, но не является наукой по предмету: наука каждая изучает свой предмет, и предмет каждой науки уже существует прежде появления самой науки – философия же изучает собственную "стихию" – мышление – и появляется вместе с собственным предметом, т. е. это изучение Самого Себя (как выразился Гегель, "движение вверх по лестнице, ведущей вниз"); философия даёт науке методологию; по автору, наука только собирает факты, но не может сама осмыслить необходимость их взаимосвязи (может только вероятностно о ней полагать).
Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания



  1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева? Чем оно отличается от слова «философия»? 

Ответ:
Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой цельной истине.


  1. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение автор? 

Ответ:
Ко второму варианту понимания философии как преимущественно делу жизни, а потом уже и школы. Она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них.



  1. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче философии? 

Ответ:
Мир (феноменальная действительность) в понимании автора это предмет философии, то, что требуется объяснить, задача для разрешения, загадка, которую нужно разгадать.



  1. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении? 

Ответ:
Под диалектикой автор подразумевает такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание.
С точки зрения автора, мышление признается только одним из видов или образов проявления сущего, диалектика не может покрывать собою всего философского познания, и основанная на ней логика не может быть всей философией: она есть только первая, самая общая и отвлеченная часть ее, ее остов, который получает тело, жизнь и движение только в следующих частях философской системы – метафизике и этике.