Файл: Практическая работа 6 "Западная философия xixxx в в." Западный философский рационализм xixxx в в. План семинара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Феноменология – (от греч. Phainomenon – являющееся). 

В широком смысле феноменология может быть понята как одна из философских дисциплин (например, «феноменология духа» у Г.В.Ф.Гегеля) или раздел того или иного философского учения, исследующий феномены (например, в философии И.Канта).

В узком смысле феноменология – это философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть области философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить первоосновы познания, человеческого бытия и культуры.

Философское направление, во многом определившее методологию, тематику, язык и общие контуры философии XX века. Это философское направление во многом способствовало возникновению таких концепций, как философская герменевтика и экзистенциальная философия.

Появление и становление феноменологии неразрывно связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерля считают наиболее последовательным и радикальным феноменологом. Среди его предшественников (если особо не рассматривать феноменологические учения Канта и Гегеля) можно выделить Ф.Брентано (1838-1917), А. фон Мейнонга (1853-1920), К.Штумпфа (1848-1936). Данные мыслители предложили методологические средства для описания и классификации психических феноменов, т.е. первоначально феноменология развивалась как описательная психология, осуществили синтез философии и психологии в феноменологическом направлении

Эдмунд Гуссерль разработал последовательно философское феноменологическое учение. Феноменология, по Гуссерлю, - это интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов).

Гуссерль вошел в историю философии, прежде всего благодаря разработке им особого феноменологического метода, который позволил реформировать западную философскую мысль, направив ее внимание на сравнительно новую область - мир феноменов. Феноменология и является особой наукой о феноменах. Феноменологию не следует путать с феноменализмом. Возможность такого рода путаницы связана с тем, что феномен может пониматься двояко. Феномен,т.е. явление чего-либо, может быть понят как то, что только кажется.
 Вещь, являясь нам, кажется чем-то другим, чем она самою собой. Существует как бы зазор между тем, какова она сама, и тем, какова она для нас, для человеческого сознания. Феноменализм есть философская позиция, которая обращает внимание именно на кажимость вещи в отличие от ее подлинного бытия.

Другой аспект феномена. Феномен - есть явление какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие. В этом случае феномен не "скрывает" реальности, не подставляет вместо подлинного лишь кажущееся, иллюзию какую-то, но показывает ее какова она есть. Феноменология Гуссерля имеет дело как раз с такими феноменами.

Разработка метода, посредством которого можно было бы добраться до сферы феноменов, т.е. реальности самой себя предъявляющей сознанию, ничего от него не скрывающей; реальности, следовательно, убедительной для сознания, самоочевидной, т.е. открытой для особого зрения, для интуитивного усмотрения - это и было задачей Гуссерля почти с самого начала его философского творчества. Он приступил к ней, задавшись целью обосновать предпосылки истинности научного знания. Для Гуссерля было очевидно, что философия должна быть научна, т.е. не должна противоречить данным позитивных наук.

Эдмунд Гуссерль - главная фигура в феноменологии XX в. Начинал как математик. Однако с самого начала его интересовали основания и предпосылки той точности, которую обеспечивают математические науки, что видно уже из названия первой работы Гуссерля "Философия арифметики" (1891). Собственно феноменологическая концепция развивается им начиная с двухтомника "Логические исследования" (1901).

Б) Психоанализ З. Фрейда

Одним из влиятельнейших идейных течений ХХ в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм. Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог врач-психиатр З. Фрейд. Взгляды Фрейда изложены в его трудах: «Толкование сновидений» (1899), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и др.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.



Основными идеями психоаналитической философии являются:

1) фундаментальное положение психоанализа – роль бессознательного в жизни людей. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» («Оно»). Он ввел новое измерение в философию. С т.з. Фрейда бессознательное стоит за множеством наших действий и, прежде всего, за такими как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями. Именно бессознательное обуславливает сферу сознания и оказывает на него мощное, порой скрытое, воздействие.

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:

а) бессознательное («Оно», «Ид») – определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений. Это вытесненные из области сознания желания и влечения, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем «принцип удовольствия». Фрейд вводит в свою теорию понятия о двух «первичных позывах» – инстинкта жизни «Эрос» и инстинкта смерти «Танатос». Силам Эроса принадлежит жизнестроительная, оптимистическая роль, которые борются со стремлением живой материи вернуться в более простое, неорганическое состояние, из которого она возникла;

б) сознательное («Я», «Эго») – это ум человека, его «эго», которое выступает посредником между бессознательным и внешним миром: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой – «Сверх-Я». В «Я» имеет место «принцип реальности». Именно «Я» направляет импульсы, идущие из сферы бессознательного в приемлемые для общества рамки и позволяет их реализовывать цивилизационным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы как у личности, так у и общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов как проявлений общественных неврозов;

в) подсознательное («Сверх-Я», «Супер-Эго») – это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Это внутренний цензор, который формируется за счет переноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторитетов отца). Оно формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» перхватывает агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызения совести из-за несовместимости этих стремлений требованиям авторитетов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» – индивидуальным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей, общества. Бессознательное, вытесненное за порог сознания обусловливает большинство психических действий человека: в культуре, искусстве, политике, науке. Действия человека тем самым приобретают иррационалистическую окраску, потому что он не управляет своим подсознанием.


2) бессознательное состоит, прежде всего, из сексуальных инстинктов, влечений – либидо, которые общество оценивает как постыдное и греховное. Они вступают в конфликт с сознанием, ориентированным на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает в нем чувство вины, тревоги из-за невозможности реализовать желания. «Я» и «Сверх-Я» стремятся подчинить себе сферу бессознательного «Оно». При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной нового конфликтов.

3) учение о сублимации. Сублимация (sublimare – высоко поднимать, возносить)– это особый вид отклонения инстинктов от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией Фрейд объяснял возникновение религии, искусства, общественных учреждений, а также в любом творчестве. На пути сублимации достигается реальное разрешение конфликта между бессознательным и «Сверх-Я». Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве, поэтому с позиции сексуальных взглядов он анализировал творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевского (В работах: «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», «Гете: воспоминания детства в вымысле и реальности», «Достоевский и отцеубийство»).

Заслуга Фрейда заключается в том, что он открыл запретную тему в осмыслении человека, роли сексуальных и агрессивных инстинктов в жизни человека и их легализации. Но вместе с тем, человеческая природа заперта у Фрейда в жестких рамках внутренних психических сил, и ими детерминирована. Но жизнь человека гораздо сложнее, шире и разнообразней сферы его сексуальных интересов. Многие центральные идеи Фрейда были отвергнуты позднее даже фрейдистами (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.). Тем не менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие ре только современной психологии. Но и философии и культуры запада в целом

Наиболее известными последователями Фрейда были: немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-19610, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Райх (1879-1957), идеолог «новых левых» Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, поэтому их концепции получили название неофрейдизма. Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.


Заметное влияние на современную философскую культуру оказали такие крупнейшие течения как феноменология, неотомизм, философская антропология, интуитивизм и др.Психоанализ — учение, громко и скандально известное за пределами научно-теоретического круга и широко вошедшее в современное общественное сознание. На протяжении целого столетия он коснулся целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Возникнув в начале века в исследованиях 3. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-философские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека, В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда. К.-Г. Юнга, Р. Адлера, В. Райха, К. Хорни, Р. Ассаджиоли, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Берна и др. Современное направление трансперсональной психологии также вырастает из психоаналитических корней. Психоанализ дал множество синтезов с другими направлениями философской мысли.

Фрейд Зигмунд (1856—1939), австрийский врач, начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и другие случаи сбоя в организме и поведении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд приходит к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Это страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Будучи забыты, они не могут быть отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом Брейером в 1890—1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис — это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и стыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, хотя ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.