Файл: Реферат виды, особенности конфликтов и их конструктивное разрешение Студенты Головкова Анна Викторовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТАНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

РЕФЕРАТ

Виды, особенности конфликтов и их конструктивное разрешение

Студенты:

Головкова Анна Викторовна

Шестакова Евгения Юрьевна

специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
группа №13»

Руководитель:
Ивашкина Галина Васильевна,
преподаватель первой категории.
2023

Содержание

Введение…………………………………………………..………..…………3

Глава 1 «Виды и особенности конфликтов»

1.1Понятие «конфликт»…………………………………………..……….5

1.2 Основные структурные элементы конфликта……………………….6

1.3 Классификация конфликтов…………………………………………...12

1.4 Стили реагирования в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество………………………….13

Глава 2 «Конструктивное разрешение конфликтов»

2.1 Этапы развития конфликтов………………………………………….18

2.2 Способы конструктивного разрешения конфликтов……………….22

2.3Основные правила поведения в конфликтной ситуации…………...25

2.4Конфлиткные типы личности и стратегии взаимодействия с ними…28

Заключение…………………………………………………………………32

Библиографический список………………………………………………33

Введение

Профессия педагога относится к типу «Человек-человек». По этой причине он находится в постоянном общении: с родителями, коллегами и, конечно, с учениками. К сожалению, этот процесс невозможен без противоречий и конфликтов. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, это личностные особенности обучающихся, учителей, родителей, других специалистов, работающих в школе, во-вторых, сама специфика обстановки школы, когда деятельность детей носит оценочный характер, способствует конфликтности.

Чаще всего в конфликтных ситуациях оказываются молодые специалисты, которые только начинают свою профессиональную деятельность, поэтому важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте и знал способы наилучшего разрешения конкретных видов конфликтов


Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема актуальна. Каждому, кто планирует и уже связал свою жизнь с педагогической деятельностью, следует изучить ее. Тогда молодые педагоги смогут лучше ориентироваться в конфликтных ситуациях и находить наиболее правильные способы их решения.

Цель: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме «Виды, особенности конфликтов и способы их конструктивного разрешения»

Задачи:

1.Рассмотреть и ознакомиться с понятием «конфликт».

2.Изучить основные структурные элементы конфликта.

3.Рассмотреть классификацию конфликтов.

4.Проанализировать стили реагирования в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс

5.Рассмотреть этапы развития конфликтов и способы конструктивного решения конфликтов.

6.Познакомиться с основными правилами поведения в конфликтной ситуации

7.Проанализировать конфликтные типы личности и рассмотреть стратегии взаимодействия с ними.

Глава 1

«Виды и особенности конфликтов»

1.1 Понятие «конфликт»

Существующие разнообразные объяснения конфликта акцентируют факт противоречия, принимающего форму несогласий, когда ведется речь о человеческом взаимодействии, конфликт может быть явным или скрытым, однако его основой является отсутствие взаимопонимания.

Конфликты являются естественным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений диалектического закона – единства и борьбы противоположности.

Конфликт(от лат. – столкновение) – это столкновение целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей. При конфликте человек пребывает в состоянии напряженной готовности, его слуховое и зрительное восприятие обостряются, надпочечные железы вырабатывают дополнительную энергию. Направленный в определенное русло, стресс такого рода может стимулировать человека к приложению дополнительных усилий. [с. 146]

Как многие понятия, конфликт определяется и интерпретируется по-разному. Большинство конфликтологов определяют его как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — индивидуумами либо группами. Каждая сторона стремится «продвинуть» свою точку зрения или цель и мешает другой делать то же самое.

1.2 Основные структурные элементы конфликта



Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру и понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе.

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за какого-то пустяка, в котором стоит только одному из спорщиков уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» — и в результате к расхождениям по делу добавляются еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласий разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, естественно, стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.

В структурные элементы конфликта входит:

1. Стороны конфликта

Это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;

2. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт;

3. Образ конфликтной ситуации

Это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;

4. Мотивы конфликта

Это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений);

5. Позиции конфликтующих сторон

Это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.


Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего выделяют так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

1. Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

2. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие

3. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

4. Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. П.).

Вторая группа причин в классификации причин конфликтов называется частичной. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Например, здесь присутствуют такие причины конфликтов как:

1. неудовлетворенность условиями деятельности;

2. нарушение служебной этики;

3. нарушение трудового законодательства;

4. ограниченность ресурсов;

5. различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

6. неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы. (Приложение 1)

При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.


Рассмотрим основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. Д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. П.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. П.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. П.).

Таким образом, говоря о понятии «конфликт» стоит не забывать о его структурных компонентах. Зная которые, можно понять всю суть того или иного конфликта, узнать причину его зарождения и тем самым корректно решить сложившуюся ситуацию.
1.3. Классификации конфликтов

Конфликты, при характеристике их основных черт, — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.