Файл: Курсовая работа по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

Юридический факультет

Кафедра теории права и правоохранительной деятельности


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права России»
Мировая юстиция и ее возникновение

в России
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»,

профиль «Гражданско-правовой»



Проверил:

___доцент кафедры теории права и правоохранительной деятельности ______
(должность)

кандидат исторических наук

(учёная степень, учёное звание)

____________Ковалёв В.А._____________

(фамилия, инициалы)


Выполнил студент:

________очной________ формы обучения
1 курса _ДЮ22С1302 учебной группы

Кулакова

(фамилия)

Николь Сергеевна

(имя, отчество)

___________

(подпись)





Курсовая работа защищена «__»_________2022г.






с оценкой «__________________________»




Проверяющий
Ковалёв В.А.
(фамилия, инициалы)

__________________

(подпись)



Санкт-Петербург

2023

Введение 3

Глава 1. История развития мировой юстиции в России 5

1.1. Период до реформ 1864 года 5

1.2. Судебная система после реформы 1864 года. 8

1.3. Период Советской власти и изменения в порядке формирования судов. 12

Глава 2. Понятие мировой юстиции в современной России 17

2.2. Деятельность и полномочия мировых судей в Российской федерации. 18

2.3. Отличия мировой юстиции от других форм судебной власти 21

Заключение 23

Список источников 24



Введение



Мировая юстиция - это перспективное направление в области права, которое становится все более востребованным в свете глобализации и международной интеграции. Эта тема становится особенно актуальной для России, которая стремится к укреплению своей роли на мировой арене и активизации международных отношений. Курсовая работа по этой теме может включать в себя анализ истории развития мировой юстиции, ее основных институтов и принципов, а также исследование опыта России в этой области. Можно рассмотреть такие вопросы, как участие России в международных судах и организациях, практику рассмотрения международных споров и конфликтов, а также возможности усиления международного сотрудничества в области юстиции и права.


Объектом работы будет являться мировая юстиция

Предметом исследования является анализ истории возникновения системы

мировой юстиции

Целью курсовой работы является получение знаний о мировой юстиции и ее возникновении в России, изучение основных этапов развития этой области, анализ методов и механизмов ее функционирования и эффективности.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. Исследовать историю возникновения мировой юстиции и ее развитие в России;

  2. Выявить особенности каждого рассматриваемого исторического периода;

  3. Дать определение понятия «мировая юстиция» в современной России;

  4. Проанализировать и охарактеризовать деятельность и полномочия мировых судей;

  5. Выявить отличия мирового суда от других форм судебной власти.


Теоретическая основа. Вопрос истории развития мировой юстиции в России изучался такими учеными как Алешкина, Виленский, Демидова и другие.

Источниковую базу составляют следующие учебно-методические, научно-теоретические и юридические и практические источники: действующее законодательство, научные статьи, учебники и учебные пособия.

Методологическую основу данной работы составляют следующие методы: исторический, системно-структурный, обобщения, а также иные как общие, так и специальные методы

Структурно работа включает введение, две главы, содержащие пять параграфов, заключение, список источников.

Глава 1. История развития мировой юстиции в России

1.1. Период до реформ 1864 года


Россия всегда выделялась своим особым путем развития законодательства и юстиции. Начиная с IX века, когда в Византийской Империи был создан первый кодекс законов, правосудие стало центральным элементом государственного устройства Руси. Старейший правовой памятник древней Руси - Русская правда X-XII веков не содержит упоминания о судебном представительстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сделать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая. С развитием государственности в России появились мировые суды, которые должны были обеспечивать правосудие на местах.



Эволюция судебной системы России в XVIII веке осталась слабо изученной. Безусловно, дореформенной организации суда и процесса были свойственны многие пороки. Вместе с тем в рассматриваемый период зарождаются и проходят законодательную и практическую апробацию отдельные принципы и элементы, присущие более прогрессивной форме суда.

Дореформенный суд основывался на законодательствах Петра I и Екатерины II , а в отдельных случаях даже нормами Соборного Уложения 1649 года1

Накануне петровских реформ в России в XVII веке существовала судебная система феодального типа. Так как суд не только не отделялся от администрации, но и являлся важнейшей функцией последней, то самостоятельности судебных органов не было, отправлением правосудия ведали органы управления. Вопросы судоустройства регламентировались Уложением от 11 января 1628 года о порядке судопроизводства по заемным и иным делам, детально Соборным уложением 1649 года.

Во второй половине XVII века была разработана классификация для судебных органов, которые делились ​​на государственные, церковные и вотчинные суды. Данная классификация соответствовала системе органов государственного управления. Государственные суды делились на центральные и местные. В зону действия центральных органов входили Суд царя и Боярская Дума, чины, которые возглавляли отдельные отрасли управления, а также Приказы. Местные судебные функции выполняли воеводы, губные и земские учреждения. Военные полководцы находились под юрисдикцией полковых воевод и судей.
Судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор. 
В последнюю четверть 18 века создавалась новая судебная система, в большей мере удовлетворяющая интересам доминирующего сословия дворян, что предопределило длительность её существования: вплоть до Судебной реформы 1864-1899 годах. В целом, преобразования, начатые Учреждениями о губерниях в 1775-1780-х гг., оказали положительное влияние на органы государственной власти, посредством реформ появилась возможность укрепления государственного аппарата, что предоставило определённую возможность более успешного выполнения судебных и административных функций. В сравнении с прежними губернскими и воеводскими судами новые судебные органы в большей мере соответствовали интересам дворян, что означало продолжительность их существования.2

В заключении следует отметить, что судебная система российской империи до середины 19 века в основном служила интересам царской власти, часто игнорируя права и интересы населения. Суды часто были несправедливы, а судьи были недостаточно квалифицированы. При этом, в первой половине 19 века начались первые попытки реформы судебной системы, которые впоследствии привели к серьезным изменениям. Однако, работа над улучшением судебной системы России продолжалась на протяжении многих десятилетий. В целом, реформы судебной системы России в 19 веке показали, что ее совершенствование было необходимым и актуальным вопросом в развитии государства.

1.2. Судебная система после реформы 1864 года.


В этой главе мы рассмотрим реформу судебной системы, которая произошла в 1864 году и как она повлияла на судебную власть в России. Благодаря этой реформе были созданы новые суды и изменены принципы судебной практики, что стало важным шагом в развитии гражданского общества в России.

Реформа впервые сформировала систему общих и местных судов,а также провозгласила основные демократические принципы судоустройства и судопроизводства. 

По Судебной реформе 1864 г. институт мировых судей имеет большое значение в определении правосудия в России, история организации и деятельности мировой юстиции всегда привлекала внимание историков и юристов.3

Были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством
.

Мировая юстиция представляла собой замкнутую систему, обособленную от общих судебных органов. Общие суды обладали независимым территори- альным устройством: их юрисдикция распространялась на судебные округа, которые не совпадали с административно-территориальным делением страны. Организация же мировых судов по территориальному принципу, совпадавшему с административно-территориальным делением, предопределила их зависимость от органов местной власти на территории, где они располагались.4

В основе организации мировой юстиции лежала идея максимального прибли- жения правосудия к населению. Исходя из этого, мировые судьи обязывались принимать прошения (жалобы) как в устной, так и письменной форме в любое время, даже находясь вне судебного участка. Это способствовало доступности мирового суда для населения, и в первые годы деятельности мировых судей число устных прошений составило 70% от общего числа дел5

В ноябре 1864 г. вступили в действие основные акты судебной реформы — «Учреждение судебных установлений» (далее УСУ) и «Устав уголовного судопроизводства» (далее УУС) 6

Исходя из приведенного выше источника появляется следующая характеристика института мировой юстиции на данном этапе:

  • Судебная власть включала институт мировых судей, съезды мировых судей, судебные палаты, Правительствующий Сенат «в качестве верховного кассационного суда» (УСУ, Ст. 1)

  • Мировой суд создавался в уездах и городах, причем уезд, включая входившие в него города, составлял мировой округ (УСУ, Ст. 12). Последний делился на мировые участки, в рамках которых и осуществляли свои полномочия мировые судьи (УСУ, Ст. 14-15).

Обратимся к понятию «мировой судья», закрепленному в УСУ, в котором не содержалось развернутого определения термина «мировой судья», а лишь перечислялись отдельные его признаки. Мировой судья характеризовался тем, что:

  1. Он есть власть судебная, единоличная (УСУ,ст. 1, 3);

  2. Рассматривал дела по существу (УСУ, ст. 5);

  3. Избирался всеми сословиями и утверждался правительством (УСУ, ст. 10);

  4. Состоял по уездам или городам (УСУ, ст. 12 );

  5. Избирался на три года на уездных земских собраниях (УСУ,ст. 23, 24 );

  6. Его власть ограничивалась территорией мирового участка (УСУ, ст. 65 );

  7. Не мог быть уволен или переведен в иную местность без его согласия, за исключением строго определенных законом случаев (УСУ, ст. 72 );

  8. Предполагал высокий имущественный ценз: недвижимое имущество на сумму не менее 15 тыс. руб., в столичных городах собственность, оцененную для взимания налога на сумму не менее 6 тыс. руб., в других — не менее 3 тыс. руб. (УСУ, Ст. 19);

  9. Могли быть участковыми (на условиях получения вознаграждения) и почетными (не получали жалования) (УСУ, Ст. 16).