Файл: Курсовая работа по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из наиболее прогрессивных буржуазных нововведений судебной реформы 1864 г. в системе организации суда было учреждение института присяжных заседателей на уровне окружных судов при рассмотрении уголовных дел. Присяжные заседатели выбирались по всесословному принципу из подданных Российской империи в возрасте 25-70 лет, не состоявших под судом и следствием либо отбывших срок тюремного заключения, не отставленных со службы по суду или за нравственные пороки, не состоявших «под опекой за расточительство» (УСУ, Ст. 81-82). Присяжными заседателями не могли быть недееспособные лица или лица, не знающие русский язык (УСУ, Ст. 81-82). Также из списка исключались священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие (УСУ, Ст. 85).

По мысли законодателя, мировой суд должен был дать не только ближайшее средство для решения пререканий о праве в делах, требующих, прежде всего, скорого решения на местах и наглядного знания местных обстоятельств и отношений, но и способствовать охране общественного порядка и спокойствия посредством разбора многочисленных дел о маловажных преступлениях и проступках.

Рассмотрению мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. В отношении последних мировые судьи разрешали иски, не превышающие стоимости в 500 рублей. Что же касается размеров наказания за уголовные преступления, налагаемых мировыми судьями, то они ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трёх месяцев и тюремным заключением до одного года (ст. 66 УСУ ). При этом принимались во внимание не только характер правоотношения и цены иска, но и применялся дополнительный критерий, связанный со сроком защиты нарушенного права, т. к. считалось, что его пропуск усложняет рассмотрение дела у мировых судей и дело должно рассматриваться в общих судебных установлениях.Соглашение об изменении подсудности в мировых судебных учреждениях могло быть заключено только в отношении подсудности, определяемой местом жительства или пребывания ответчика.

Судебная реформа, внесла крупные изменения в судебную систему и процессуальное право Российской Империи. Уставы 1864 года закрепили принципы независимости и верховенства судей, введены суды с участием присяжных заседателей, также была реформирована адвокатура в настоящем виде. Введение принципов состязательности, гласности и устности судебного процесса позволило достичь полной эффективности реформы. Кроме того, органы прокурорского надзора вследствие реформы смогли сконцентрировать свою основную работу на выполнении своих функций в суде.


После реформы 1864 года, судебная система России претерпела значительные изменения. Новые законы о судах и составе судей позволили создать независимую судебную систему, которая с годами стала все более эффективной и справедливой. Более того, реформа 1864 года заложила основы для будущего развития правовой системы России, которая постепенно стала более совершенной и соответствующей международным нормам. В итоге, можно с уверенностью сказать, что реформа 1864 года была значимым этапом в истории развития судебной системы России и оказала положительное влияние на правопорядок и защиту прав граждан.

1.3. Период Советской власти и изменения в порядке формирования судов.


Революционные действия в стране привели к коренному изменению во всех сферах социума, в том числе и судебной системе. Приход новой власти в стране влечет за собой становление новой системы судебных органов, а также новые принятые законы и нормативные акты, которые регулируют их работу.

Организация советской судебной системы носила централизованный характер, что было обусловлено необходимостью усиления партийно-государственного контроля над судами, направленного на реализацию политики юридическими способами. Изначально в стране помимо системы судов общей юрисдикции фактически функционировали органы, наделенные судебными функциями, не будучи по сути судами (система революционных трибуналов и Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем). Однако в результате судебной реформы 1922 г. была создана единая, с четко определенной компетенцией система судов.7

В советский период отечественной истории мировой суд не стал объектом пристального изучения специалистов. В основном проблема исследовалась в рамках анализа проектов судебной реформы 1864 г. и законодательства 70-80-х гг. XIX в. (в контексте так называемой судебной контрреформы8

Декрет СНК «О суде» № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. ликвидировал существовавшую в царской России судебную систему, следственные органы, прокуратуру и адвокатуру. Документ закрепил общие черты судебной системы в РСФСР (структура и состав судов первой инстанции, подсудность и проч.), закреплял задачи, принципы формирования новых судебных органов, требования к статусу судьи и устанавливал основания назначения наказания (суды при принятии решений могли опираться на дореволюционное законодательство, если оно не противоречило «революционной совести и революционному правосознанию»)9

. Но мировой суд, в отличие от других судебных учреждений, юридически не был упразднен:

В Декрете о суде № 1 от 22.11(05.12).1917 Совнарком РСФСР в первых двух пунктах постановляет следующее:

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.10

Таким образом, вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам с суммой иска до трех тысяч рублей, по уголовным - наказанием не свыше двух лет лишения свободы.

Начиная с Декрета о суде № 1, в советском судопроизводстве отменялся апелляционный порядок обжалования судебных решений. Кассационной инстанцией по отношению к местным судам становился уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей. Основанием для кассационного пересмотра дела была жалоба, поданная не позднее 7 дней после вынесения приговора. Съезды местных судей занимались не только пересмотром приговоров и судебных решений нижестоящих судов. В условиях революции система советского права еще только проходила стадию становления и страдала значительными пробелами и противоречиями. И на местах именно съезды местных судей взяли на себя функции разъяснения правоприменительной практики советских нормативных актов 11

Далее последовал Декрет ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 года «О суде» № 2. Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались городскими и уездными Советами. Рассмотрение гражданских дел осуществлялось в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, уголовные дела разрешались в составе12 народных заседателей под председательством одного из постоянных судей. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных судов образовывались областные суды. Для производства предварительного следствия учреждались специальные следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве обвинителей или защитников.12


    Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» №3 разрешил местным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тысяч рублей и уголовные дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет.13

Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.

    Суд в составе: а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства; б) постоянного судьи и шести народных заседателей — дела о наиболее опасных преступлениях; в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и остальные уголовные дела.

    Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались соответствующими Советами и были на положении государственных служащих. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия постоянному судье.

    Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года. Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам — при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.


Таким образом, советские народные суды изначально формировались как система единообразных судебных органов, обладавших общей юрисдикцией. Имевшиеся на первом этапе на местах отклонения от утвержденных центром положений и инструкций не были системными, носили временный характер и были связаны с трудностями переходного периода в целом. В 1917-1918 гг., на первом этапе становления советских судов, новые органы правосудия имели некоторые черты, присущие прежней судебной системе. Сохранялось деление судов на «мировую» (местный народный суд) и «общую» (окружной суд) юстицию. Территориальная подсудность местных народных судов почти полностью совпадала с территориальной подсудностью старых мировых судей. Категории дел, рассматривавшиеся в новом советском народном суде, были практически идентичны подсудности прежних мировых судов.

Однако социальные, культурные и политические особенности российского общества переломного периода в истории России XX в. (1917- 1922 гг.) не позволили укрепить и расширить демократизированную судебную систему, создаваемую при активном участии левых эсеров. Уже в конце 1918 г. большевики, руководствуясь идеями максимального упрощения судопроизводства и приближения его к населению, реализовали свой проект «единого народного суда». Недостатки, присущие единому суду, стали выявляться по мере окончания Гражданской войны, и реформа 1922 г. частично возродила те элементы построения судебной системы, которые были отвергнуты ранее.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа мировых судов в Советском периоде была регулирована нормативно-правовыми актами. Главное их назначение заключалось в упрощении процедуры рассмотрения дел, связанных с мелкими правонарушениями. Однако, с течением времени, роль мировых судов в правовой системе Советского государства существенно изменилась.

Глава 2. Понятие мировой юстиции в современной России


Мировая юстиция является важной составляющей правосудия в современной России. Она включает в себя систему мировых судов, занимающихся рассмотрением дел в области гражданского, административного и уголовного права. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на справедливое судебное разбирательство, а мировые судьи, исполняющие эту миссию, обладают важной социальной ответственностью. В данной главе мы рассмотрим основные концепты и принципы мировой юстиции в России, а также ее роль в обеспечении справедливости и защите прав граждан.