Файл: Есенгараева Г. Е (г. Павлодар, Павлодарский университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есенгараева Г.Е.,.
(г. Павлодар, Павлодарский университет)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Резюме
Мақалада жеткіншектердің санасезімінің дамытуына көзқарасы қарастырылған, ауыспалы кезеңіндегі талпыну, өзін тұлға ретінде бағалау мәселелері көрсетілген.
В отечественной психологии проблема самопознания личности в подростковом возрасте рассматривается как одна из значимых, но не достаточно изученных. В исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Выделяют общую (самооценка личности в целом) и частную (личностью оцениваются собственные составляющие ее характеристики) самооценки, при этом каждый вид имеет эмоциональный компонент.
В подростковом возрасте психологические знания человека о себе и о людях становятся похожими на оценки взрослых людей. Достигнутый к подростковому возрасту уровень самооценки позволяет школьнику посредством качественной характеристики собственных поступков, оценить возросшие умственные и физические силы, осознать несоответствие возможностей в системе отношений со взрослыми и сверстниками. В связи с тем, что подросток не обладает достаточным опытом соотношения новых притязаний по утверждению со своими силами, с противоречивыми жизненными требованиями, с ограничениями социального окружения, он завышает свои притязания, стремиться утвердить свою самостоятельность. Подросток неудовлетворен степенью реализации своих завышенных притязаний на самостоятельность и стремиться к большей самостоятельности.
Деформации личности в сторону готовности к разным формам девиантного поведения способствуют многообразные социальные условия из которых наибольшее значение придается особенностям воспитания: отсутствие контроля со стороны родителей, негативный психологический климат в семье, неспособность, неумение зачастую и нежелание родителей привить ребенку нравственно – этические ценности и выработать социально – положительные ориентиры. Кроме того отклоняющиеся от нормы поведения у подростков происходит из – за неустойчивых целей и ценностей, низкой самооценки и самоконтроля, отсутствием у них навыков построения прочных взаимоотношений.
Описанные в психологической литературе основные механизмы развития Я – концепций (общей самооценки) опираются на небольшое число исследований в отечественной психологии.
Самопознание личности подростка формируется в процессе развития отношений общества и личности, соотношение себя с другими людьми. Подросток открывает свой внутренний мир, осознает себя с разных сторон. Все это предпосылки и составные части – становления собственного образа «Я».
Образ «Я» - не просто отражение каких – то объектов, но данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка отношения личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств т связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – т.е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Образы «Я» которые создает в своем сознании подросток разнообразные – они отражают все богатство его жизни. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.
Одна из самых важных характеристик личности является самоуважение, т.е. обобщенное отношение личности к самой себе. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению, пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью.
Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных. Эффективным способом повысить самоуважение является незаметное влечение подростков в такую деятельность, в которой он сможет проявить свои сильные стороны и получить подтверждение своей человеческой ценности.
Несовпадение реального и идеального «Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Самовоспитание становится возможным благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Но не все способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Развитие самовоспитания обогащение и расширение его программы, успешное развитие умственного и нравственного самовоспитания связывается с сознательным отношением к своей личности как объекту воспитания, с дальнейшим развитием самооценки. Самоизменение носит характер самоисправления поступков, осознанием
сложных связей между качествами личности, отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодоления.
В зоне личностного развития важным компонентом выступает самооценивание, выработка умений и навыков адекватной самооценки отражающей сбалансированность внешнего поведения и внутренних представлений о себе. Развитие соответствующих мотивов осуществляется чаще всего посредством продолжительных занятий в группах, где создаются условия мотивационного заражения или сдвига мотива на содержание деятельности, а так же для обретения психосоциальной тождественности с участниками группы.
Дополнительным проективным качеством личности становятся восстановление творческих способностей, воспитание духовно – нравственных потребностей и обретение смысла жизни. Желательные коррективы в поведении подростков могут вносить индивидуальная, коллективная работа, участие в массовых мероприятиях (спортивных соревнованиях, диспуты, семинары). Для развития самопринятия подростка желательно использовать в работе с подростками коммуникативно – двигательные тренинги. Усвоение эффективных навыков общения обеспечивает развитие у детей личностных качеств и ценностей, тесно связанных с развитием позитивного самоприятия. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя подросток не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связано и окончательное становление жизненного мира. Все мотивы, в том числе сущностные, а также значимости либо незначимость сложности и трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине.
Литература:
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., Юрайт, 2001. -
Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М., Просвещение, 1982. -
Мудрик А.В. Время поисков и решений. – М., Просвещение, 1990. -
Немов Р.С. Практическая психология. – М., Владос, 1997. -
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., Прогресс, 1980. -
Кон И.С. Открытие «Я». – М., Просвещение, 1980. -
Столетов К.Л. Становление личности. – М., Мысль, 1987.