Файл: 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном воз­расте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возра­стным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд инте­ресных фактов в детском развитии, которые позволили ему постро­ить теорию морального развития ребенка.

В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авто­ритеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.

Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).

1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответству­ют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и ста­дия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны зна­чимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь лич­ности. Она открывается стадией — человек осознает относитель­ность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия — релятивизм сменяется признанием существования некото­рого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые мо­ральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собствен­ной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассу­дочным соображениям.

4.Многообразие социальных ролей.


Социальная роль – это совокупность ожиданий, предъявляемых со стороны общества к людям, занимающим конкретно обозначенные социальные позиции в сложившейся иерархии

Социальные роли являются неотъемлемой часть жизни общества, их основной целью является обеспечение возможности взаимодействия с другими людьми без получения большого объема информации о них. Когда человек видит перед собой представителя определенной профессии, у неговозникают определенные ожидания, связанные с этой профессией. И когда они оправдываются, это оказывает положительное влияние на соблюдение порядка.

Каждый человек может иметь множество разных ролей: в семье – глава семьи, муж; с друзьями – надежный товарищ; на работе – начальник отдела маркетинга. На протяжении роли могут меняться в зависимости от условий окружающей действительности. Важно отметить, что чем больше у человека возможностей переключения между ролями, тем лучше он реализовался в жизни в различных направлениях.

Для социальных ролей свойственна динамичность. Другими словами на протяжении всей жизни человек примеряет на себя разные социальные роли. Сын или дочь должны соответствовать одним ожиданиям, в то время как к работникам, матерям предъявляются другие требования.

Структурное наполнение понятие социальная роль состоит из следующих элементов:

Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки;

Внешний вид человека. Для каждой социальной роли существуют свои требования с точки зрения внешнего вида, человек должен им соответствовать. Врач должен быть в халате, полицейский в униформе, строитель в каске;

Мотивация человека. Члены социальной группы одобряют или порицают демонстрируемые человеком поведенческие реакции, это же распространяется на его внутренние устремления. Оценка мотивов осуществляется на основе ожидании членов социальной группы, которые формируются на общепринятом понимании. Если девушка, которая выходит замуж, ставит своей целью получение материальной выгоды, то это поведение порицается обществом. Если источником ее мотивации является любовь и чувства, то общество позитивно воспринимает ее действия.


Виды социальных ролей


Существует несколько основных классификаций социальных ролей.

По типу общественных отношений:

  • Социальные роли, связанные со статусом человек, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (ученик, водитель);

  • Социальные роли, связанные с взаимодействием с людьми на эмоциональном уровне (кумир, фанат).

По типу общественных ценностей:

  • Представляемые социальные роли – ожидания человека и членов его социальной группы;

  • Субъективные социальные роли – представления человека о его отношении к другим людям;

  • Играемые социальные роли – поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.

5.Социальный статус личности.

Социальный статус личности − это положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.

Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.

Поскольку личность включена в различные социальные связи, взаимодействия, группы и общности, она имеет несколько статусов. Обычно один из них имеет для человека наиболее важное значение, он называется интегральным или главным статусом.

Статусы подразделяются:

  • предписанные − статусы, которые не зависят от усилий личности;

  • достигаемые − статусы, которые личность приобретает вследствие собственных усилий.

Общество создает социальные позиции (статусы) и обеспечивает механизм распределения личностей по этим позициям.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно имеет и множество статусов. К примеру, господин Н. – мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, муж, сын, отец, дядя и т.д.


Большую часть статусов человек приобретает независимо от своего желания – это национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными или аскриптивными – навязанными обществом вне зависимости от условий и заслуг личности. К примеру, система родства обладает целым набором предписанных статусов: «сын», «дочь», «мать», «отец» и т.д.

Иногда выделяют прирожденные статусы, которые как бы входят в предписанные, но не совсем совпадают с ними. В строгом смысле под прирожденными понимаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например: негр – прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина – прирожденный статус, описывающий пол; русский – прирожденный статус, описывающий национальность. Казалось бы, раса, пол и национальность заданы природой (биологически) и человек наследует их помимо своей воли и сознания. Но в последнее время ученые начали сомневаться в том, существуют ли вообще прирожденные статусы, если пол и цвет кожи можно изменить хирургическим вмешательством, а национальность в определенных случаях люди также изменяют сами. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить национальность их детей. Нередко они сами выбирают, какую национальность указать в паспорте.

Итак, предписанный статус очень напоминает прирожденный, но к нему не относится. В строгом же смысле предписываемым является любой статус, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называют приобретенными или достигаемыми статусами, например статус учителя, пианиста, военного и т.д.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует множество не основных: статусы пешехода, пациента, покупателя и т.д. – как правило, это временное состояние. Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются. Они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда исследователи выделяют главный или интегральный статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. С 90-х гг. к ведущим статусам нередко стали относить богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить».


Положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личным статусом. Так, знакомясь с людьми, особенно официальными представителями какой-либо организации, мы называем обычно место своей работы, социальное положение, возраст. Однако для наших близких важны не эти характеристики, а наши личные качества. Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером или аутсайдером.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.