Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 666
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Падение Третьей республики во Франции (1940-1944)
В ХХ в. Франция вступила Третьей республикой. Период после Первой мировой войной и до Второй мировой войны характеризуется усилением влияния кабинета министров, особенно власти главы кабинета, концентрацией капиталов в руках 200 групп, становлением политических партий: радикал-социалисты (средняя и мелкая буржуазия), социалистическая партия Франции, компартия, фашистские объединения. В 1934 г. фашистская организация «Боевые кресты» попыталась захватить власть в Париже, и угроза фашизма сплотила левые силы. В 1936 г. между коммунистами, социалистами и радикалами было заключено соглашение о создании единого антифашистского Народного фронта. были существенно видоизменены первоначальные принципы представительно-партийного голосования, которые были взаимосвязаны с рождением Конституции IV Республики. Законами 1953–1954 гг. окончательно был решен вопрос о праве правительства издавать законы (правда, определенного содержания, с согласия Госсовета).
Окончательное преобразование учреждений и Конституции IV Республики произошло уже в обстановке общего социального и политического кризиса конца 1950-х гг., вызванного войной в Алжире.
Непосредственным поводом для отмены Конституции 1946 г. послужил фашистский мятеж французских войск, расквартированных в Алжире - колонии Франции. К началу 1958 года среди ультра-колониалистов сложился заговор, имевший целью создать «сильную власть», способную завершить войну в Алжире. Они подняли мятеж, захватили власть в Алжире и хотели передать власть генералу Шарлю де Голлю, который заявил, что готов «взять на себя власть в республике», но при условии отмены Конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий.
Установление Пятой республики во Франции.
Буржуазные партии при поддержке Социалистической партии решили передать власть де Голлю. В июле 1958 года Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. На следующий день правительство получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. 28 сентября проект конституции был вынесен на референдум. Во время референдума за проект конституции проголосовало 79% избирателей.
В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание, которые проводились по мажоритарной системе в два тура, что дало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре сблокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам и представителям левого крыла.
В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции и сосредоточил в своих руках основные рычаги управления, установив режим «личной власти».
Конституция 1958 г. Закрепленные в Основном законе структура органов государственной власти и политический режим были призваны обеспечить потребности государственно- монополистического капитализма. По своему характеру новая Конституция означала шаг назад. Режим личной власти затмил демократические институты. Конституция вступила в силу 5 октября 1958 г.
Президент в любое время может распустить Парламент. Глава государства не несет ответственности ни перед парламентом, ни перед избравшим его народом. Он председательствует на заседаниях Совета министров. Избрание президента осуществляется по мажоритарной системе. Если один из кандидатов не получил в первом туре более 50% голосов избирателей, то назначается второй тур, в котором оспаривают пост президента двое кандидатов, набравших в первом туре относительно других больше голосов.
Президент наделен правом законодательной инициативы. Он назначает премьер-министра, ему предоставлено право наложения «veto» на законопроекты. Президент как глава государства представляет Францию на международной арене, заключает договоры, назначает послов и является верховным главнокомандующим.
Парламент Франции состоит из двух палат. Национальное собрание (в нижней палате 490 депутатов) избирается на пять лет по мажоритарной системе, а сенаторы избираются коллегией выборщиков, которая состоит из депутатов нижней палаты, генеральных и муниципальных советников. Парламент наделен правом контроля за деятельностью правительства, последнему может быть выражено недоверие.
Вторым лицом в государстве после президента является премьер-министр. Он получил право законодательной инициативы, может требовать созыва парламента, отвечает за исполнение законов, обеспечивает национальную оборону. «Внешним» барьером в деятельности парламента является Конституционный совет, состоящий из 9 членов. Их полномочия определены на 9 лет и не подлежат возобновлению. Председатель Совета назначается президентом, а члены - председателями палат поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты.
Совет решает вопросы, связанные с выбором президента, определяет правильность его избрания, а также определяет, соответствуют ли Конституции законы, принятые парламентом.
По форме правления Франция - президентская республикой. Франция как унитарное государство состоит из 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. Органом самоуправления в департаменте является генеральный совет, избираемый на 6 лет. Власть в коммуне осуществляется муниципальными советами, которые избирают мэра.
32. Государственное право в Германии после Ноябрьской революции 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Государственно-политическая эволюция Веймарской республики (1918-1933 годы).
Ноябрьская революция 1918 г. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзеровской Германии не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам (партии социал-демократов), потому что эта партия исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности.
Получив признание, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы успокоить буржуазию и землевладельцев, сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Формально революция завершилась 11 августа 1919 года провозглашением Веймарской республики.
Веймарская конституция. Проводимая социал-демократами политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии, которые сменили свои старые наименования на новые. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) - 13,5 млн. В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916г.
Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит министру внутренних дел Гуго Прейсу. За Конституцию было подано 262 голоса, против - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Закрепила неприкосновенность основ буржуазно-юнкерского строя, гарантируя частнокапиталистическую собственность на средства производства (ст. 153).
Положения Веймарской конституции:
1. Высшим законодательным органом Германии объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права.
2. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов.
3. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики («империи»). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму.
4. Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и эмиграция и т.д.- находились в ведении «империи». Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с «имперской». (15 республик и 3 «вольных городов» с значительной автономией)
5. Президент избирался прямым всеобщим голосованием на 7 лет (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую.
При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Президенту разрешалось распускать рейхстаг раз в год, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента. Президент мог противопоставить свою власть рейхстагу в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (этим правом воспользовался в 1933 г президент Гинденбург, назначив канцлера Гитлера). Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». Правительство во главе с рейхсканцлером назначалось президентом.
6. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.
7. Канцлеру республики поручалось «формулирование основных принципов политики» руководимого им правительства.
8. Декретировав существование выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если, разумеется, они служат достаточно безупречно.
9. Провозглашались свободы слова, печати, ассоциаций и другие демократические права. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, «нравственное попечение о душе», т.е. противодействие атеизму было государственной политикой. Также демократические права носили формальный характер и на практике ограничивались разными указами президента, также были конституционные положения «президентской диктатуры», которые использовались для подавления революций в республике.
Эволюция Веймарской республики. В 1919 году на территории проигравшей и ослабленной Германии образовалась Веймарская республика, по Версальскому мирному договору были потеряны все территории, все колонии, введен запрет на армию и современные виды вооружений, наложены контрибуции и репарации. Была разработана Конституция в 1919 г. Далее в том же 1919 были подавлены мятежи. Но Веймарскую республику всё равно пытались свергнуть: военные (1920 г.), коммунисты (1921 г.), фашисты (1923 г.). С 1921 года Веймарская республика устанавливала своеобразный мировой антирекорд по степени инфляции, которая измерялась сотнями тысяч процентов, каждый третий был безработным, промышленное производство упало на 50%, мелкие торговцы разорились. Пик экономического коллапса пришелся на 1923 год, что очень сильно отразилось на немецкой промышленности, только начавшей выходить из затянувшегося кризиса. Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году также, не обошел стороной Веймарскую республику. Именно в этот период набирает силу нацистское движение, главной идеологией которого были реваншистские настроения и превосходство немецкого общества над всеми остальными, лозунги: «Лучше ужасный конец, чем этот ужас без конца». Вообще центральная власть по сравнению с другими Европейскими государствами в Германии периода Веймарской Республики была относительно слаба – это объясняется федеративным устройством государства и отсутствием ярких политических личностей, проходила политика правительственной чехарды. Веймарская республика просуществовала вплоть до 1933 и оставила значительный след в современной немецкой истории, заложив фундамент теоретических демократических основ и современного государственного обустройства, однако, на смену республике пришел нацистский режим, нивелировавший все демократические завоевания революции. Произошло это, когда престарелый рейхсканцлер Гинденбург добровольно передал всю полноту власти будущему фюреру Адольфу Гитлеру, впоследствии упразднившему Веймарскую республику и основавшему третий рейх.
33. Установление и юридическое оформление и государственный механизм национал– социалистической диктатуры в Германии в период Третьей империи (1933-1945 годы).
В соответствии с этим законом вводилась демократическая избирательная система. На каждый департамент приходилось несколько парламентских мандатов. Каждая партия