Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выставляла список кандидатов по числу мандатов, приходящихся на данный департамент. Депутатские места делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов.
Национальному собранию предоставлялись большие полномочия в области контроля за деятельностью правительства. Оно утверждало или отклоняло состав сформированного правительства, могло выразить вотум недоверия правительству или выступить против законопроекта, с которым правительство связало свое пребывание у власти. В обоих случаях это влекло уход правительства в отставку.
Главой государства являлся президент, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на 7 лет. Президентская власть была слабой. Глава государства был лишен тех полномочий, которыми он был наделен по Конституции 1875 г. (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). В своих действиях он был ограничен Национальным собранием и правительством. Состав назначенного президентом правительства должен был получить одобрение большинства депутатов Национального собрания. Президент осуществлял право помилования не единолично, а в Высшем совете магистратуры, который создавался для руководства судами и где президент являлся председателем. Каждый акт президента нуждался в контрасигнатуре, т. е. подписи соответствующего министра. Тем самым буржуазия не могла уже опереться на президентскую власть.
Правительство (Совет министров) республики было ответственно только перед нижней палатой. Оно должно было уходить в отставку в случае выраженного ему депутатами недоверия простым большинством голосов.
После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 8 месяцев), правительство вправе было просить президента о роспуске Собрания и назначения новых выборов.
Под давлением французской компартии были приняты законы о национализации крупных банков, угольной промышленности, крупных авиакомпаний, завода «Рено», электросистем и др. Коммунисты были инициаторами создания в условиях капитализма системы социального обеспечения трудящихся, их страхования на случай болезни и инвалидности. Были увеличены пенсии, восстановлена 40-часовая рабочая неделя, ликвидирована дискриминация в оплате труда женщин, увеличен оплачиваемый отпуск.
Социальное законодательство и расширение политических прав трудового народа заставили буржуазию объединиться и применять срочные контрмеры. Прежде всего буржуазия в 1947 г. устранила из правительства коммунистов, чем создала условия для сплочения буржуазных партий. Вслед за этим в 1951 г. пропорциональная система выборов в парламент была заменена мажоритарной. Новый избирательный закон позволял партии или блоку партий, собравших в определенном округе более 50% всех голосов, получать депутатские мандаты от этого округа. Были ликвидированы вслед за этим многие экономические права трудящихся, ужесточены репрессивные меры против профсоюзных активистов. Фактически после принятых буржуазией мер была подготовлена почва для принятия новой конституции.
Конституционная реформа, законопроект о которой был предложен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом в декабре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование правительства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше полномочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повышался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента: вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без дебатов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951–1956 гг.
Национал-социалистическое направление, а именно фашизм зародился в Германии после поражения той в Первой Мировой войне. Программная идея всего германского фашизма была сформулирована Гитлером в 1920 г. программой «25 пунктов».
В 1923 г. вследствие провала «пивного путча» - восстания пролетариата - фашисты с 1925 г. меняют направление деятельности на битву за рейхстаг. Уже в 1928 г. это дает свои результаты, они получают 12 мест, а в 1932 г. получают мест больше, чем какая-либо другая партия. За Гитлера голосовали самые разные слои населения, от крупной буржуазии, которая надеялась поправить свои дела за счет диктатуры, до пролетариата, которому обещались рабочие места. Народ, возмущенный условиями Версаля, желал восстановления справедливости и именно национал-социализм с его шовинистскими идеями и военными планами мог это предложить.
30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга становится рейхсканцлером, он пришел к власти как глава «коалиционного правительства». После смерти Гинденбурга по решению плебисцита должности рейхсканцлера и президента совмещаются.
Можно выделить 3 обстоятельства, позволивших Гитлеру легитимно прийти к власти:
1. Видение буржуазии в национал-социализме защиты от коммунизма и выхода из экономического кризиса конца 20-х начала 30-х гг.;
2. Демагогические лозунги фашизма были восприняты на веру низшими слоями населения;
3. Раскол в рабочем движении между коммунистами и социал-демократами.
Механизм фашистской диктатуры в Германии. Еще в самом начале, феврале 1933 г., когда Гитлер только пришел к власти, он уже начал использовать меры борьбы с врагами. Например, Февральские декреты 1933 г., которые отменяли свободу личности, слова, печати и т.д.; наделяли неограниченными правами полицию.
Благодаря этим декретам и обрушились репрессии на партии. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, благодаря которой Германия должна была добиться новых высот. Ход программы делился на 2 этапа: на первом Германия должна была объединиться в «народную общность», на втором в «общность боевую».
Достижение целей этапов предполагалось с помощью: очищение арийской крови от чуждой, унификация государственного аппарата, преодоление идеологических, конфессиональных и др. противоречий, путем уничтожения всех партий, кроме НСРПГ, завоевание жизненного пространства, вытеснение живущего там населения, в основном населения Восточной Европы.
Первый этап был достигнут примерно в 1935 г., после чего началась массовая подготовка к войне и сама война.
24 марта 1933 г. принимается Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» по которому правительство получило законодательную власть, а также их законы могли нарушать нормы Конституции 1919 г..
В марте была запрещена коммунистическая партия, в апреле были запрещены профсоюзы, в июне социал-демократическая партия распустилась (остальные самораспустились), а в июле НСРПГ была признана единственной партией Германии. Поддержка других партий наказывалась лишением свободы сроком на 3 года.
В декабре 1933 г. принимается Закон «Об обеспечении единства партии и государства», в соответствии с которым был сформирован фашистский рейхстаг.
Рейхсрат ликвидирован Законом от 14 февраля 1934 г. «О ликвидации рейхсрата», а местное самоуправление уничтожено.
Громоздкий государственный аппарат был весь подконтролен Гитлеру, который в своем лице объединял рейхсканцлера, фюрера, главнокомандующего, президента и президента.
Наряду с существующим имперским правительством также были и новые органы: Тайный комитет; Совет министров; Коллегия трех уполномоченных – начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил.
В марте 1933 г. было создано Министерство общественной пропаганды и просвещения, возглавляемое Геббельсом. Оно проводило активную идеологическую политику в области литературы, музыки. Вообще искусство использовалось как оружие фашизма. Из академии литературы были изгнаны все «недочеловеки»
Особое внимание отдавалось обработке молодежи, с этой целью были введены фашистские организации. Участие в таких организациях было обязательно
Вообще нацисты свой террористический аппарат создали задолго до прихода к власти. В 1920 г. была образована «служба порядка», которая официально занималась охраной фашистский сборищ, но на самом же деле устраивала различного рода беспорядки. В 1921 г. они были переименованы в «штурмовые отряды» (СА), состояли которые большей частью из деклассированных элементов, уволенных военных, разорившихся рабочих и мелкой буржуазии. Также была создана «служба безопасности» (СС), в которую входило руководство фашистской армии, партии, верхушка интеллигенции, крупные капиталисты, а также «специальные отряды». При Гитлере лично находился особый отряд «мертвая голова», призванный для борьбы с мятежниками.
В апреле 1933 г. была создана в Пруссии тайная полиция (гестапо), которая после в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). ЗИПО и полиция порядка (ОРПО), а также особая служба порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера Гиммлера. В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру
34. Образование ФРГ и ГДР. Оккупационный статут. Государственное право ФРГ. Конституция ФРГ 1949 года
После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.
Важнейшие соглашения по “германскому вопросу” были приняты на трехсторонней конференций СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле—августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии, закрепленных в документе: “Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода”. Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения “в практически кратчайший срок” фашизма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности демократических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого государства.
Национальному собранию предоставлялись большие полномочия в области контроля за деятельностью правительства. Оно утверждало или отклоняло состав сформированного правительства, могло выразить вотум недоверия правительству или выступить против законопроекта, с которым правительство связало свое пребывание у власти. В обоих случаях это влекло уход правительства в отставку.
Главой государства являлся президент, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на 7 лет. Президентская власть была слабой. Глава государства был лишен тех полномочий, которыми он был наделен по Конституции 1875 г. (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). В своих действиях он был ограничен Национальным собранием и правительством. Состав назначенного президентом правительства должен был получить одобрение большинства депутатов Национального собрания. Президент осуществлял право помилования не единолично, а в Высшем совете магистратуры, который создавался для руководства судами и где президент являлся председателем. Каждый акт президента нуждался в контрасигнатуре, т. е. подписи соответствующего министра. Тем самым буржуазия не могла уже опереться на президентскую власть.
Правительство (Совет министров) республики было ответственно только перед нижней палатой. Оно должно было уходить в отставку в случае выраженного ему депутатами недоверия простым большинством голосов.
После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 8 месяцев), правительство вправе было просить президента о роспуске Собрания и назначения новых выборов.
Под давлением французской компартии были приняты законы о национализации крупных банков, угольной промышленности, крупных авиакомпаний, завода «Рено», электросистем и др. Коммунисты были инициаторами создания в условиях капитализма системы социального обеспечения трудящихся, их страхования на случай болезни и инвалидности. Были увеличены пенсии, восстановлена 40-часовая рабочая неделя, ликвидирована дискриминация в оплате труда женщин, увеличен оплачиваемый отпуск.
Социальное законодательство и расширение политических прав трудового народа заставили буржуазию объединиться и применять срочные контрмеры. Прежде всего буржуазия в 1947 г. устранила из правительства коммунистов, чем создала условия для сплочения буржуазных партий. Вслед за этим в 1951 г. пропорциональная система выборов в парламент была заменена мажоритарной. Новый избирательный закон позволял партии или блоку партий, собравших в определенном округе более 50% всех голосов, получать депутатские мандаты от этого округа. Были ликвидированы вслед за этим многие экономические права трудящихся, ужесточены репрессивные меры против профсоюзных активистов. Фактически после принятых буржуазией мер была подготовлена почва для принятия новой конституции.
Конституционная реформа, законопроект о которой был предложен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом в декабре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование правительства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше полномочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повышался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента: вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без дебатов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951–1956 гг.
Национал-социалистическое направление, а именно фашизм зародился в Германии после поражения той в Первой Мировой войне. Программная идея всего германского фашизма была сформулирована Гитлером в 1920 г. программой «25 пунктов».
В 1923 г. вследствие провала «пивного путча» - восстания пролетариата - фашисты с 1925 г. меняют направление деятельности на битву за рейхстаг. Уже в 1928 г. это дает свои результаты, они получают 12 мест, а в 1932 г. получают мест больше, чем какая-либо другая партия. За Гитлера голосовали самые разные слои населения, от крупной буржуазии, которая надеялась поправить свои дела за счет диктатуры, до пролетариата, которому обещались рабочие места. Народ, возмущенный условиями Версаля, желал восстановления справедливости и именно национал-социализм с его шовинистскими идеями и военными планами мог это предложить.
30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга становится рейхсканцлером, он пришел к власти как глава «коалиционного правительства». После смерти Гинденбурга по решению плебисцита должности рейхсканцлера и президента совмещаются.
Можно выделить 3 обстоятельства, позволивших Гитлеру легитимно прийти к власти:
1. Видение буржуазии в национал-социализме защиты от коммунизма и выхода из экономического кризиса конца 20-х начала 30-х гг.;
2. Демагогические лозунги фашизма были восприняты на веру низшими слоями населения;
3. Раскол в рабочем движении между коммунистами и социал-демократами.
Механизм фашистской диктатуры в Германии. Еще в самом начале, феврале 1933 г., когда Гитлер только пришел к власти, он уже начал использовать меры борьбы с врагами. Например, Февральские декреты 1933 г., которые отменяли свободу личности, слова, печати и т.д.; наделяли неограниченными правами полицию.
Благодаря этим декретам и обрушились репрессии на партии. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, благодаря которой Германия должна была добиться новых высот. Ход программы делился на 2 этапа: на первом Германия должна была объединиться в «народную общность», на втором в «общность боевую».
Достижение целей этапов предполагалось с помощью: очищение арийской крови от чуждой, унификация государственного аппарата, преодоление идеологических, конфессиональных и др. противоречий, путем уничтожения всех партий, кроме НСРПГ, завоевание жизненного пространства, вытеснение живущего там населения, в основном населения Восточной Европы.
Первый этап был достигнут примерно в 1935 г., после чего началась массовая подготовка к войне и сама война.
24 марта 1933 г. принимается Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» по которому правительство получило законодательную власть, а также их законы могли нарушать нормы Конституции 1919 г..
В марте была запрещена коммунистическая партия, в апреле были запрещены профсоюзы, в июне социал-демократическая партия распустилась (остальные самораспустились), а в июле НСРПГ была признана единственной партией Германии. Поддержка других партий наказывалась лишением свободы сроком на 3 года.
В декабре 1933 г. принимается Закон «Об обеспечении единства партии и государства», в соответствии с которым был сформирован фашистский рейхстаг.
Рейхсрат ликвидирован Законом от 14 февраля 1934 г. «О ликвидации рейхсрата», а местное самоуправление уничтожено.
Громоздкий государственный аппарат был весь подконтролен Гитлеру, который в своем лице объединял рейхсканцлера, фюрера, главнокомандующего, президента и президента.
Наряду с существующим имперским правительством также были и новые органы: Тайный комитет; Совет министров; Коллегия трех уполномоченных – начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил.
В марте 1933 г. было создано Министерство общественной пропаганды и просвещения, возглавляемое Геббельсом. Оно проводило активную идеологическую политику в области литературы, музыки. Вообще искусство использовалось как оружие фашизма. Из академии литературы были изгнаны все «недочеловеки»
Особое внимание отдавалось обработке молодежи, с этой целью были введены фашистские организации. Участие в таких организациях было обязательно
Вообще нацисты свой террористический аппарат создали задолго до прихода к власти. В 1920 г. была образована «служба порядка», которая официально занималась охраной фашистский сборищ, но на самом же деле устраивала различного рода беспорядки. В 1921 г. они были переименованы в «штурмовые отряды» (СА), состояли которые большей частью из деклассированных элементов, уволенных военных, разорившихся рабочих и мелкой буржуазии. Также была создана «служба безопасности» (СС), в которую входило руководство фашистской армии, партии, верхушка интеллигенции, крупные капиталисты, а также «специальные отряды». При Гитлере лично находился особый отряд «мертвая голова», призванный для борьбы с мятежниками.
В апреле 1933 г. была создана в Пруссии тайная полиция (гестапо), которая после в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). ЗИПО и полиция порядка (ОРПО), а также особая служба порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера Гиммлера. В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру
34. Образование ФРГ и ГДР. Оккупационный статут. Государственное право ФРГ. Конституция ФРГ 1949 года
После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.
Важнейшие соглашения по “германскому вопросу” были приняты на трехсторонней конференций СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле—августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии, закрепленных в документе: “Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода”. Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения “в практически кратчайший срок” фашизма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности демократических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого государства.