Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4-а) по конституционным жалобам, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что публичная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, содержащихся в статьях 20 (абзац 4), 33, 38, 101, 103 и 104;

4-b) по конституционным жалобам общин и объединений общин по поводу нарушения законом права на самоуправление, предусмотренное статьей 28, а в отношении законов земель при условии, что жалоба не может быть подана в Конституционный суд земли;

Федеральный конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов. Члены Федерального конституционного суда избираются в равном числе Бундестагом и Бундесратом. Они не могут входить в состав ни Бундестага, ни Бундесрата, ни Федерального правительства, ни соответствующих органов земель.

(2) Федеральный закон регулирует устройство Конституционного суда и порядок производства в нем и определяет, в каких случаях его решения имеют силу закона. Закон может установить в качестве условия для подачи конституционной жалобы исчерпание возможностей обычного судебного порядка и особую процедуру ее принятия.

Статья 95. (1) Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции Федерация учреждает в качестве верховных судебных палат Федеральную судебную палату, Федеральный административный суд, Федеральную финансовую палату, Федеральный трудовой суд и Федеральный социальный суд.

О назначении судей этих судов решает компетентный для соответствующей области министр совместно с комитетом по выборам судей, который состоит из компетентных для соответствующих областей министров земель и равного числа членов, избираемых Бундестагом.

(Для обеспечения единства судебной практики должен быть образован совместный сенат судов, указанных ранее

Федерация может учредить федеральный суд по делам правовой охраны промышленной собственности, а также учредить для Вооруженных сил военно-уголовные суды в качестве федеральных судов. Эти суды могут осуществлять уголовную юрисдикцию лишь в случае состояния обороны, а также в отношении лиц, принадлежащих к составу вооруженных сил, которые направлены за границу или находятся на военных кораблях. Подробности регулируются федеральным законом. Эти суды подлежат ведению федерального министра юстиции. Профессиональные судьи этих судов должны обладать судейской квалификацией.

Верховной судебной палатой для судов, указанных в первом и втором абзацах, является Федеральная судебная палата.


Федерация может учреждать для лиц, состоящих с ней в публично-правовом служебном отношении, федеральные суды по разрешению дел в дисциплинарном производстве и производстве по жалобам.

Для уголовного судопроизводства в областях, указанных абзацем 1 статьи 26, или в области защиты государства федеральный закон с одобрения Бундесрата может предусмотреть случаи, когда суды земель осуществляют федеральную юрисдикцию.

Судьи независимы и подчиняются только закону.

Судьи, назначаемые планомерно и постоянно на штатную должность, могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или переведены на другое место или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренных законом.

Законодательством может быть установлен возрастной предел, по достижении которого судьи выходят в отставку. При изменении судебной организации или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.

Если федеральный судья на службе или вне ее нарушит принципы Основного закона или конституционного строя какой-либо земли, то Федеральный конституционный суд может по предложению Бундестага и большинством двух третей своих членов распорядиться о переводе такого судьи на другую должность или об увольнении его в отставку. В случае умышленного нарушения может быть постановлено о смещении с должности.

Правовое положение судей в землях должно регулироваться особыми законами земель. Федерация может установить рамочные предписания, поскольку абзац 4 статьи 72-а не предусматривает иного.

Земли могут постановить, что о назначении судей в землях решает министр юстиции земли совместно с комитетом по выборам судей.

Земли могут установить для судей земель регулирование, соответствующее абзацу 2. Действующее конституционное право земель остается незатронутым. Вынесение решения по обвинению судьи принадлежит Федеральному конституционному суду.

Законом земли на Федеральный конституционный суд может быть возложено разрешение конституционных споров в пределах одной земли, а на названные в абзаце 1 статьи 95 верховные судебные палаты – разрешение по последней инстанции по таким делам, в которых речь идет о применении права земли.

Если какой-либо суд признает антиконституционным закон, о действительности которого возник вопрос при разрешении дела этим судом, то разбирательство дела должно быть приостановлено и, если речь идет о нарушении конституции земли, должно быть получено решение суда земли, компетентного для разрешения конституционных споров, а если речь идет о нарушении настоящего Основного закона, решение Федерального конституционного суда. Это правило действует также в случае, когда речь идет о нарушении настоящего Основного закона правом земли или о несовместимости закона земли с федеральным законом.Если в юридическом споре возникает сомнение, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для индивида (статья 25), суд должен получить решение Федерального конституционного суда. Если при толковании Основного закона конституционный суд земли намеревается отступить от решения Федерального конституционного суда или конституционного суда другой земли, этот конституционный суд должен получить решение Федерального конституционного суда.



Чрезвычайные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи.

Суды с особой юрисдикцией могут быть учреждены только законом.

В суде каждый имеет право быть выслушан в соответствии с законом.

Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние на основании общих уголовных законов.

Только судья может решить вопрос допустимости и продолжительности лишения свободы. При любом лишении свободы, не основанном на приказе судьи, безотлагательно должно последовать судейское решение. Полиция в силу собственных властных полномочий никого не может содержать у себя под арестом дольше чем до конца дня, следующего за задержанием.

КОНСТИТУЦИЯ ФРГ

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Поэтому после объединения страны положение о временном характере Основного закона было удалено из Преамбулы. Тем не менее вопрос о разработке новой конституции окончательно не снят с повестки дня, он лишь отложен на неопределенное время.

Основной закон -- это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.


Раздел первый Основного закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III--VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.


По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", -- гласит конституция (ч. 2 ст. 20).

Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 2006 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:

* обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права являются непосредственно действующим правом (ч. 3 ст. 1);

* верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

* учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);