Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 662
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОККУПАЦИОННЫЙ СТАТУТ
Оккупационный статут датируется 21 сентября 1949 года. (текст приводится из хрестоматии )
О.с. определяет полномочия, которые сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соед. Королевства.
…специально оговариваются ( за оккупирующими державами ) полномочия в след. Областях, включая право затребования и проверки сведений и статистических данных, необходимых оккупационным властям
а) разоружение и демилитаризация, в том числе связанные с этим области научных исследований, запрещение и ограничения, налагаемые на правительство и гражданскую авиацию;
б) контроль над Руром, реституциями, репарациями, декартелизацией, деконцентрацией, вопросами недискриминации, торговлей, иностранными интересами в Германии и претензиями к Германии;
в) внешние сношения, в том числе международные соглашения, заключенные самой Германией или от ее имени;
г) перемещенные лица и допуск беженцев;
д) защита престижа и безопасности союзных оккупационных войск, лиц, состоящих при них, вольнонаемных служащих и их представителей, их иммунитета, а также покрытие оккупационных расходов и удовлетворение их прочих требований;
е) соблюдение основного закона и конституций земель;
ж) контроль над внешней торговлей и валютными операциями;
з) контроль над внутренними делами - только в той минимальной степени, в какой это необходимо для обеспечения правильного расходования денежных средств, продовольствия и других видов снабжения в целях максимального сокращения потребности Германии в оказании ей помощи извне;
и) контроль над обращением с лицами, находящимися в немецких тюрьмах, ранее обвиненными или приговоренными, или трибуналами оккупационных, или оккупационными властями, над выполнением приговоров, вынесенных им, и над вопросами амнистии, помилования или освобождения этих лиц.
Правительства Трех стран также сохраняют за собой право, действуя по инструкции правительств, взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если сочтут необходимым для обеспечения безопасности и сохранения демокр. Образа правления в Германии или в порядке выполнения международных обязательств. (неточный текст)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ФРГ
Текст дается на основе Конституции 1949г., Бонн.
1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;
2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;
3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - правом и законом;
4. Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).
Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е.
земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные - т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции - принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата - Бундесрат, нижняя - Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ - это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. [Тагунов]
Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.
Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.[9]
В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции - это центры парламентской работы. [Павлов]
Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага - Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.
Бундесрат - это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из "земель" назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная "земля" определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью.
Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии - то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.[пав]
Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.
Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.
Партийных фракций в бундесрате не существует.
Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя - президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.[павлов]
Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением.
Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве, посредником и третейским судьей между политическими течениями. [Маунц]
Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам - Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).
Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишает главу государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны - на канцлера.
Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя. [Павлов]
Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство - «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией». [9]
Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.
Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).
Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы. [Майнц]
Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае "состояния законодательной необходимости" оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).
Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федер. Судами и судами земель. Федеральный конституционный суд разрешает дела: 1) о толковании настоящего Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или других участников, которые настоящим Основным законом или регламентом высшего федерального органа наделяются собственными правами;
2) при наличии разногласий или сомнений относительно формальной и фактической совместимости федерального права и права земли с настоящим Основным законом или совместимости права земли с другим федеральным правом – по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;
2-а) при наличии разногласий относительно соответствия условиям абзаца 2 статьи 72, когда об этом ходатайствует Бундесрат, правительство земли или народное представительство земли;
3) при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;
4) по другим спорам публично-правового характера между Федерацией и землями, между разными землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной судебный порядок;