Файл: Социальные технологии адаптации в социум молодежи с ограниченными возможностями здоровья.rtf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
">http://www.allbest.ru
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
кафедра социологии молодёжи
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Социальные технологии адаптации в социум молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Марьенко Анастасия Денисовна
Саратов - 2021 г.
Введение
В настоящее время ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) воспринимаются не только как проблема в области медицины, обусловленная нарушением функционирования организма, вызванная внешними и внутренними факторами, результатом воздействия которых может стать социальная дезадаптация, но и как отрасль защиты прав данной категории населения и реализации государственной молодежной политики (ГМП). Из большинства проблем, являющихся препятствием на пути полноценного включения молодежи с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социальной адаптации является самой острой.
Государство, обеспечивая социальную защищённость людей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для достижения приемлемого по сравнению со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной адаптации как самостоятельная область научной и практической деятельности. И особое значение данная проблема приобретает, когда речь идет о молодежи. Молодые люди с ОВЗ, находясь в начале жизненного пути и имея неравные стартовые условия, остро нуждаются в поддержке, чтобы занять достойное место в обществе.
Проанализировав, состояние разработанности проблемы интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в социум, следует отметить, что над ней работает значительное количество ученых. Научные труды Т.А. Добровольской и Н.Б.Шабалиной посвящены процессу интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также их взаимоотношениям со здоровыми сверстниками. Изучением доступных сфер жизнедеятельности молодых людей с особенностями развития занимались Е.И. Холостова и Н.Ф. Дементьева. Рассмотрением вопросов в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья пристального внимания заслуживают исследования ученых, таких как С.Н. Пузин и Д.В. Шамсутдинова. В работах данных авторов затрагиваются проблемы людей с нарушениями развития в сфере профессионального обучения и трудоустройства. Процессы социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья были рассмотрены в работах исследователей саратовской школы Е.Р. Ярская-Смирнова и Э.К. Наберушкина.
В ряде работ современных отечественных (Д. Зайцев) и зарубежных (М. Мид) авторов, поднимается вопрос о необходимости реализации социальной и молодежной политики, распространения практики социальной помощи и содействия лицам с ограниченными возможностями, оказания им поддержки в ходе интеграции в общество. Вдобавок, многие авторы по данной проблеме обращают внимание на низкий уровень социальной защиты подростков и молодежи, в особенности, имеющих отклонения в развитии.
Объект курсовой работы: социальная адаптация молодых людей с ОВЗ в обществе.
Предмет: технологии и условия, способствующие эффективному протеканию процесса социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в обществе.
Цель: выявить социальные технологии адаптации молодых людей с ОВЗ в социум.
Задачи:
1) уточнить понятие "социальная адаптация молодых людей с ОВЗ" посредством анализа содержания категорий: социальная адаптация, лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
2)определить специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе;
3) Выявить инновационные технологии и условия эффективного протекания процесса социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (в социуме).
Данная курсовая работа состоит: из введения, основной части, состоящей из 3 разделов, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы социальной адаптации в социуме молодых людей с ОВЗ
Для полной и правильной формулировки теоретических основ социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в социуме важно рассмотреть понятийный аппарат, касающийся данной темы.
Молодёжь — это особая социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
ОВЗ– ограниченные возможности здоровья.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие ограничения в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
Так, например, в "Российской энциклопедии социальной работы" человек с ограниченными возможностями определяется как тот, кто "не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным".
Социальная адаптация - процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. Социальная адаптация предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами.
Мировые установки по отношению к понятию «человек с ограниченными возможностями» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации, «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
- недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
- ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
- недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов)".
Согласно ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид характеризуется как лицо, которое "…имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".
Согласно определению, данному в Федеральном законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Молодые люди с ОВЗ — это люди с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке".
Однако, нарушение одной из функций приводит молодого человека к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают молодых людей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом. Молодой человек же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.
В ст. 1 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" называются три обязательных условия для признания лица инвалидом:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
- необходимость осуществления мер социальной защиты этого лица.
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации) определяется степень нарушения здоровья. Их четыре:
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).
Имеющиеся у человека нарушения физического или умственного развития вносят в процесс становления личности значительное своеобразие. Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине молодые люди с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств. Часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугубляет чувство его неполноценности.
На качественные характеристики развития людей с ОВЗ сказывается степень, время возникновения первичного дефекта и возраст, в котором он был приобретен. Общая закономерность здесь состоит в том, что, чем раньше наступило повреждение, тем значительнее может быть проявление аномалий в развитии. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать необходимую помощь.
Теоретической основой проблемы эффективности адаптации молодых людей с ОВЗ являются:
- во-первых, их личностные особенности,
- во-вторых, основные субъекты, обеспечивающие социальную адаптацию молодых людей с ОВЗ,
- в-третьих, важность принципа субъект-субъектного подхода в применении технологий социально-педагогической поддержки.
Проанализировав личностные особенности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет переживают важнейший период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптацию к нему, как и большинство их сверстников, относящихся к группе "норма". Однако, они в большинстве своем оказываются без надежных социальных ориентиров.
2. Социальная адаптация молодежи с ОВЗ как социальная проблема
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает проблема социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги,