Файл: Социальные технологии адаптации в социум молодежи с ограниченными возможностями здоровья.rtf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем подростков-инвалидов, каковыми являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам молодежи-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Под социальной адаптацией молодежи с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания человека к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа молодых людей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории молодежи. Основными причинами трудной адаптации в социуме молодых людей с ОВЗ являются:
Недостаток психического и физического здоровья;
Ограниченность социального опыта;
Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.
Число молодых людей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых, следует признать экологический, так же социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Злободневность проблемы молодежи с ограниченными возможностями в обществе
, только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.
Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повышает личную ответственность молодых людей за свою судьбу, ставит их перед необходимостью выбора, с другой - обнаруживает неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути в данном случае определяется не только и не столько способностями и интересами молодого человека, а чаще конкретными обстоятельствами жизни, приведшими к ограничению возможностей здоровья. Поэтому на данном этапе особенно важно проведение социальной работы с молодыми людьми по формированию у них умений анализа социального развития собственной личности, проектирования траектории развития своих ценностных смыслов.
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВ.
Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.
Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:
- специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
- помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
- разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.
Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.
Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:
- возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
- включиться в творческую деятельность;
- обнаружить в себе скрытые таланты.
Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.
"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий".
Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.
Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно прийти к выводу, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности.
Для современной молодежи важным фактором и критерием оценки является образование. Поэтому для молодых людей с ограниченными возможностями, для их дальнейшей социализации и устройства в жизни образование играет очень главную роль.
И поэтому в данной работе необходимо рассмотреть технологию инклюзивного образования молодёжи с ОВЗ.
3. Технологии инклюзивного образования как одна из форм адаптации молодежи с ОВЗ
Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif - включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Практика инклюзии стала возможной благодаря распространению в обществе идей и принципов нормализации. Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно ее идеям, каждый человек ценен, независимо от того, какой он и каких успехов может достигнуть; все люди имеют право на достойное человеческое существование; общество должно создать такие возможности для всех. Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации.
Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.
Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения.
Современная ситуация в системе образования характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды и др. Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования, предусматривающих учет разнообразия образовательных потребностей детей, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.
Цель работы – анализ коррекционно-развивающих технологий в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.
Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса образования.
Под социальной адаптацией молодежи с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания человека к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа молодых людей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории молодежи. Основными причинами трудной адаптации в социуме молодых людей с ОВЗ являются:
Недостаток психического и физического здоровья;
Ограниченность социального опыта;
Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.
Число молодых людей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых, следует признать экологический, так же социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Злободневность проблемы молодежи с ограниченными возможностями в обществе
, только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.
Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повышает личную ответственность молодых людей за свою судьбу, ставит их перед необходимостью выбора, с другой - обнаруживает неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути в данном случае определяется не только и не столько способностями и интересами молодого человека, а чаще конкретными обстоятельствами жизни, приведшими к ограничению возможностей здоровья. Поэтому на данном этапе особенно важно проведение социальной работы с молодыми людьми по формированию у них умений анализа социального развития собственной личности, проектирования траектории развития своих ценностных смыслов.
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВ.
Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.
Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:
- специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
- помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
- разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.
Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.
Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:
- возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
- включиться в творческую деятельность;
- обнаружить в себе скрытые таланты.
Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.
"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий".
Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.
Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно прийти к выводу, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности.
Для современной молодежи важным фактором и критерием оценки является образование. Поэтому для молодых людей с ограниченными возможностями, для их дальнейшей социализации и устройства в жизни образование играет очень главную роль.
И поэтому в данной работе необходимо рассмотреть технологию инклюзивного образования молодёжи с ОВЗ.
3. Технологии инклюзивного образования как одна из форм адаптации молодежи с ОВЗ
Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif - включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Практика инклюзии стала возможной благодаря распространению в обществе идей и принципов нормализации. Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно ее идеям, каждый человек ценен, независимо от того, какой он и каких успехов может достигнуть; все люди имеют право на достойное человеческое существование; общество должно создать такие возможности для всех. Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации.
Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.
Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения.
Современная ситуация в системе образования характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды и др. Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования, предусматривающих учет разнообразия образовательных потребностей детей, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.
Цель работы – анализ коррекционно-развивающих технологий в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.
Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса образования.