Файл: Анализ работы учителя дефектолога Решотинская средняя школа 1 имени Героя Советского Союза В. П. Лаптева за 20202021 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ работы учителя - дефектолога

«Решотинская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза В. П. Лаптева»

за 2020-2021 учебный год

Работа учителя-дефектолога в 2020-2021 учебном году была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.

Целью работы было выявление детей нуждающихся в специализированной помощи дефектолога и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств - коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

В процессе работы решались следующие задачи:

- Проведение первичного, промежуточного и итогового дефектологического обследования учащихся, выявление имеющихся у них нарушений;

- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Для достижения поставленной цели и решения задач работа велась по следующим направлениям:

1. Диагностическое;

2. Коррекционно-развивающее;

3. Аналитическое;

4. Консультативно - просветительское;

5. Организационно-методическое.

Диагностическое направление работы.

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора школьников, развитие речи. Диагностика проводилась в начале года (первичная) с 03.09 по 25.09 2020 г. и в конце учебного года (итоговая) с 10.05. по 28.05.2021г. Первичную диагностику прошло 19 человек.

Из них 8 учащихся были зачислены на занятия к учителю-дефектологу. Учащиеся 1-х классов зачислены на индивидуальную коррекционную работу. Учащиеся 3-4 классов, в зависимости от необходимой коррекционной работы, зачислены как на подгрупповые так и на индивидуальные занятия.



В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащегося:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Класс

(учащиеся)

Первичная

(индивидуальная)


Определить особенности познавательной и учебной деятельности, уровень умственного развития.


сентябрь

1 кл - 5 уч-ся

2 кл - 6 уч-ся

3 кл - 1 уч-ся

4 кл - 1 уч-ся

7 кл - 3 уч-ся

9 кл - 3 уч-ся

Текущая диагностика

Выявить особенности динамики развития каждого ребенка. Оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком.

декабрь-

январь

Учащиеся, посещающие занятия.

По запросу классных руководителей и администрации школы.

Итоговая

(индивидуальная)

Определить характер динамики. Оценить результативность коррекционной работы. Составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося.

май

Учащиеся, посещающие занятия

По запросу классных руководителей и администрации школы.


При проведении диагностики использовались:


Автор

Название методики




Забрамная С.Д.

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2015 г.

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования особенностей

познавательной деятельности», 2016 г.

Забрамная С.Д.,Боровик О.В.

«От диагностики к развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей», 2016 г.

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», 2016 г.





По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения: нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, низкое речевое развитие, нарушение пространственно-временных отношений.

По данным дефектологического обследования, был составлен план коррекционно­развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с обучающимися (8 уч-ся).
Коррекционно-развивающее направление работы

В рамках коррекционно-развивающего направления предоставлены коррекционно­развивающие занятия с 8 учащимся, с такими диагнозами как ЗПР (вариант 7.1), умственной отсталостью (и интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Один ученик 1 кл. (Капитанов) во второй четверти выбыл.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-4 классов включала следующие направления:

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия;

- Развитие пространственных представлений;

- Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.

- Развитие мелкой и крупной моторики;

- Развитие координации движений;

- Коррекция аномалий поведения.

Занятия были направлены на:

- Исправление нарушений в устной и письменной речи детей.

- Коррекцию развития зрительно-двигательных представлений (мелкая моторика, графомоторный навык).

- Коррекцию развития пространственных представлений (величина, форма, пространственная ориентация).

- Коррекцию развития временных представлений.

- Коррекцию развития произвольного слухового, зрительного внимания.

- Коррекцию развития вербально логической, образной, двигательной памяти.

- Коррекцию формирования понятий (умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов, явлений).

- Коррекцию овладения системой понятий (умение устанавливать отношения и связи между предметами, явлениями).

- Коррекцию развития умственных операций (умение сравнивать, анализировать и синтезировать, конкретизировать и обобщать, делать выводы и заключения).

Коррекционно-развивающие занятия

Виды заня­тий

1 класс

3 класс

4 класс класс класс класскласс




Надя Г.

Виолетта С.

Спартак Р.

Руслан М.


Владислав М. .

Максим М.

Саша Ч.

Лев Д.

Развитие внимания

12

14

4

10

5

14

10

10




























Развитие памяти

12

12

5

12

5

14

12

16

Развитие мышления

12

10

5

12

5

16

10

16

Развитие восприятия

6

7

2

4

4

4

8

8

Формирование пространно - временных отношений

8

8

2

8

4

6

9

8

Развитие познавательной сферы и речевой практики

5

7

2

9

4

4

10

6

Развитие мелкой и крупной моторики

9

6

5

5

4

6

5

8



Выводы: На коррекционно-развивающих занятиях учитывались индивидуальные потребности обучающихся, которые занимаются в групповой или индивидуальной форме. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по различию интеллектуальных, психических сфер обучающихся.
Результаты коррекционно-развивающей работы:


Критерии (уровень)

Развитие внимания




низкий

3 чел. (Горбачева Н.-1б кл., Макарюк М.-3б кл., Решетов С.-1б кл.)

ниже среднего

3 чел. (Саушина В.-1б кл., Майоров В.-1а кл., Дмитриенко Л.-4 кл.)

средний

2 чел. (Чернышова А., Муратов Р.)

выше среднего

-










Развитие памяти

низкий

4 чел. (Дмитриенко Л. - 4 кл., Горбачева Н.-1б кл., Решетов С.-1б кл., Макарюк М.-3б кл.)

ниже среднего

1 чел. (Майоров В.-1а кл.)

средний

3 чел. (Саушина В.-1б кл., Муратов Р.-1а кл., Чернышова А.-3а кл )

выше среднего

-










Развитие мышления

низкий

4 чел. (Макарюк М.-3б кл., Решетов С.-1б кл., Горбачева Н.-1б кл., Дмитриенко Л.)

ниже среднего

1 чел. (Майоров В.-1а кл.)

средний

3 чел. (Чернышова А.-3б кл., Муратов М.-1а кл., Саушина В.-1б кл.)

выше среднего

-










Развитие восприятия

низкий

3 чел. (Саушина В.-1б кл., Горбачева Н.-1б кл., Решетов С.-1б кл.)

ниже среднего

2 чел. (Дмитриенко Л.-4 кл., Макарюк М.-3б кл.)

средний

3 чел. (Чернышова А.-3б кл., Муратов Р.-1а кл., Майоров В.-1а кл. )

выше среднего

-










Формирование пространственно- временных отношений

низкий

2 чел. (Горбачева Н.-1б кл., Решетов С.-1б кл.)

ниже среднего

3 чел. (Макарюк М.-3б кл., Дмитриенко Л.-4 кл., Майоров В.-1а кл.)

средний

2 чел. (Саушина В.-1б кл., Муратов Р.-1а кл.)

выше среднего

1 чел. (Чернышова А.-3б кл.)








Развитие познавательной сферы и речевой практики




низкий

3 чел. (Дмитриенко Л.-4 кл., Горбачева Н.-1б кл., Решетов С.-1б кл.)

ниже среднего

2 чел. (Макарюк М.-3б кл., Майоров В.-1а кл.)

средний

3 чел. (Саушина В.-1б кл., Чернышова А.-3б кл., Муратов Р.-1а кл.)

выше среднего

-




Развитие мелкой и крупной моторики

низкий

3 чел. (Горбачева Н.-1б кл., Дмитриенко Л.-4 кл., Макарюк М.-3б кл.)

ниже среднего

2 чел. (Решетов С-1б кл.., Майоров В.-1а кл.)

средний

2 чел. (Муратов М.-1а кл., Саушина В.-1б кл.)

выше среднего

1 чел. (Чернышова А.-3б кл.)


Результаты коррекционно-развивающей работы:

По результатам итоговой диагностики 2 ученика имеют положительную динамику (Чернышова А. – 3Б кл., Муратов Р. – 1А класс). 1 ученица среднюю динамику (Саушина В. – 1Б кл.), 3 ученика незначительную динамику (Майоров В., Дмитриенко Л., 4 кл, Макарюк М. 3Б кл.) и 2 ученика без динамики (Горбачева Н., - 1Б кл., Решетов С. – 1Б кл.)
Вывод: Часть обучающихся показала прежний результат, что показывает необходимость изменения подхода к планированию для них коррекционно-развивающих занятий. Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.

Аналитическое направление работы.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, проводилась оценка эффективности этих занятий.

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках консультативно-просветительского направления разрабатывались рекомендации учителям и родителям, организовывались дополнительные обследования обучающихся по запросам классных руководителей:

1А кл. - Муратов Р., Майоров В..

1Б кл. – Решетов С., Горбачева Н., Саушина В
2А кл. – Семенов А., Загорулько Л., Решетов Г., Коновалов А.

2Б кл. – Евдокимова А., Вотина К., Валеев И.