ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. ПОЖАР В ШКОЛЕ
Выполнила:
магистрант 1 курса
группы 22/01/МПСВд-2,4-1
Канканян Мария Сергеевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ПРИ ЧС
Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают в происходящем, и таким образом, не испытывают эмоционального стресса от чрезвычайных ситуаций. На самом деле из-за непонимания, невозможности рационализации происходящего ребенок может испытывать даже более сильные чувства, эмоции, чем взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность).
Никто не застрахован от попадания в аварийные, чрезвычайные ситуации. Помимо физического осмотра пострадавшего крайне важно определить психологическое состояние человека, опираясь на проявляемые симптомы. Не оставлять их без внимания.
Попав в чрезвычайную ситуацию, люди испытывают сильный стресс, психическое напряжение. Существует множество методов психологической помощи пострадавшим. Однако такие методы в основном предназначены для взрослых. Психика ребенка устроена иначе, следовательно и подходы в оказании помощи ребенку должны быть разработаны с учетом его возраста.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРИ ЧС
Психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ребенок имеет очень сильную связь со своей семьей, особенно с матерью. При чрезвычайной ситуации ребенок ориентируется на близкого или авторитетного для него взрослого, «считывает» его состояние и тем самым влияет на состояние собственное.
Исходя из этого можно выделить два аспекта поведения:
Ребенка нельзя оставлять одного. Важно взрослому человеку находиться рядом с ним.
Изолировать от взрослых, также пребывающих в стрессе.
Увести ребенка в спокойное место, где с ним можно поговорить.
РЕАКЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть различные симптомы, которые демонстрируют, что он испытывает сильный стресс и перенапряжение. Психологу в таких ситуациях необходимо создать условия для нервной «разрядки».
Плач, Страх
- Использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове)
- Выслушать, выразить понимание его переживаний
- Плач = эмоциональная разрядка. При явном сдерживании слёз постараться разговорить ребенка, объяснить, что плакать можно
- Объяснить, что происходит: помощь скоро будет, пожарные уже едут
Истерика
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку
- Совершить неожиданное резкое действие: облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего
- Говорить ровным уверенным голосом: встань, дай руку, умойся
РЕАКЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Ступор
Агрессия, Двигательное возбуждение
- Свести к минимуму количество окружающих
- По возможности убрать все опасные предметы
- Дать возможность выпустить пар, покричать, побить подушку
- В случае длительного двигательного возбуждения попытаться аккуратно прижать ребенка к себе, гладить по голове
- Говорить спокойным голосом, не спроить
Нервная дрожь
- Дрожь = телесный сброс напряжения
- Нужно усилить эту дрожь: предложите ребенку напрячь мышцы и дрожать, затем с выдохом резко расслабиться. Повторите так несколько раз.
- Говорите, объясните, что происходит: ты испугался и это нормально, я рядом
- Неверно обнимать или прижимать ребенка к себе, позвольте дрожи быть
Человек неподвижен, ни на что не реагирует - одна из самых сильных защитных реакций организма
- Согнуть пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массировать пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно по середине между линией роста волос и бровями
- Говорить ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Далее следовать исходя из той реакции, которую выдаст ребенок.
- Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения
ПРОФИЛАКТИКА ПТСР
Обращение за дополнительной психологической помощью в кратчайшие сроки после происшествия
Оказание экстренной психологической помощи непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации
Чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической и окажет влияние на дальнейшую жизнь ребенка
1 шаг
2 шаг
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малинина, И. Н. Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях / И. Н. Малинина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6041/ (дата обращения: 30.03.2023).
2. Григорович Л.А. Презентация к лекции по предмету Психологическая безопасность образовательной среды
3. Петко Л.Ю. Выборка из курса МЧС «Экстренная психологическая помощь», 2015
https://www.b17.ru/article/httpswwwb17rumy_articlephu/
Дата доступа 30.03.2023