Файл: Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начавшаяся с 1990-х годов демографическая катастрофа в России с каждым годом всѐ явственнее показывает насущную необходимость проведения государством политики, направленной на защиту семьи, семейных ценностей, материнства и отцовства, детей и детства, как на основы жизнеспособности и здоровья общества.
Объективная необходимость защиты государством социально незащищенных граждан, среди которых весомую часть составляют именно дети признается в последнее время, как учѐными-правоведами, так и обществом в целом. Особенно, после принятия в 2020 году конституционных поправок, когда Конституция Российской Федерации была дополнена статьей
67.1, пунктом 4 которой было установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. А государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а также, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берѐт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Согласно сведениям Росстата по итогам 2022 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской
Федерации составила 390 949 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, эта цифра немного уменьшилась (в 2021 году к данной категории всего относилось 406 138 чел.)
1
. При этом большая часть из них, а именно - 351 203 человека находятся на воспитании в семьях, ещѐ
35 291 человек – под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и всего лишь в отношении 4 455 человек исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства.
Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то
1
Раздел «Семья, материнство и детство» на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата) // - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807
получается, что устроено в семьи в 2022 году на 5 % детей больше, чем выявлено. Положительная динамика связана, прежде всего, с изменениями в политике государства, проводимой в отношении улучшения качества жизни несовершеннолетних. Запущены и действуют целевые программы, касающиеся здравоохранения, образования, воспитания, и организации доступного детского отдыха. Данные факторы по совокупности создают предпосылки для улучшения ситуации в области охраны прав и законных интересов детей. Однако, всѐ ещѐ порядка четырехсот тысяч детей находятся в трудных жизненных условиях и совершенно недостаточно защищены социально
2
При этом отсутствует единый нормативно-правовой документ, регулирующий весь комплекс вопросов, касающихся правового статуса детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в настоящее время эта тематика регламентируется как нормами международного, так национального права Российской Федерации, причѐм нормами совершенно различной отраслевой принадлежности и юридической силы, объединенных лишь общим субъектом — ребѐнком-сиротой, его правами, обязанностями и государственными гарантиями для данной категории граждан, совместно образующих своеобразный межотраслевой квази-институт.
Как верно замечает О. М. Никулина, на сегодняшний день нормы, регламентирующие правовой статус ребенка, «разбросаны» по различным отраслям права – семейного, гражданского, финансового, права социального обеспечения, трудового, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно- процессуального, налогового и др.
3
Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается следующим: это, в первую очередь, совокупность правовых статусов самой личности ребенка - как системы его прав и свобод,
2
Кузин С.И., Кучмаева О.В. О реализации государственной семейной политики в современной России //
Вестник Университета (Государственный университет управления). 2022. № 1. С. 192-198.
3
Никулина О. М. "Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации" // Известия
Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, Т. 11, N 2. –2011 – С. 101-
104.

сущность которых определяется Конституцией РФ и международными стандартами в этой сфере, а также правового статуса именно ребѐнка-сироты
(ребѐнка, оставшегося без попечения родителей), который имеет значение и смысл в российской правовой системе и непосредственно определяется законодательством Российской Федерации.
Основным международным охранным документом, устанавливающим основы международного правового статуса ребенка является принятая в 1989 году «Конвенция ООН о правах ребѐнка» (далее по тексту — Конвенция о правах ребѐнка), в соответствии с положениями которой ребѐнком признается каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции о правах ребѐнка)
4
К основным правам ребѐнка, приобретаемым им с момента рождения, с точки зрения Конвенции относятся: неотъемлемое право на жизнь (статья 6 Конвенции о правах ребѐнка, часть 1 статьи 20 Конституции РФ); право на имя и на приобретение гражданства (статья 7 Конвенции о правах ребѐнка, статья 58 Конституции РФ);
Конвенцией также закрепляется приобретаемое с рождения право ребенка знать своих родителей и право на их заботу, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка и уважение человеческого достоинства (ст.27
Конвенции о правах ребѐнка).
Помимо вышеперечисленных прав, Конвенция о правах ребѐнка указывает право несовершеннолетнего свободно выражать свое мнение, содержание это право заключается в «свободе искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с
4
Кузин С.И., Кучмаева О.В. О реализации государственной семейной политики в современной России //
Вестник Университета (Государственный университет управления). 2022. № 1. С. 192-198.
помощью других средств по выбору ребенка» (ст. 13 Конвенции о правах ребѐнка).
Также на детей распространяются положения «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., статья
26 которой гласит4, что «каждый человек имеет право на образование; при этом начальное образование должно быть бесплатным и обязательным»
5
Таким образом, важнейшими правами детей, признаваемыми на международном уровне являются права на биологическую и социальную безопасность, гражданскую идентификацию, интеллектуальную безопасность, право на образование, на медицинское обслуживание, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка и уважение человеческого достоинства. К базовым также относится право на жильѐ (ст.
27 Конвенции о правах ребѐнка).
Относительно детей-сирот в пункте 1 статьи 20 Конвенции о правах ребѐнка указано: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.»
6
На национальном уровне можно отметить следующее. Конституция
РФ определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, Конституцией Российской
5
Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения : учебное пособие. / Г.Г. Пашкова. Томск: Издательский
Дом Томского государственного университета, 2018. 160 с.
6
«Всеобщая декларация прав человека» (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от
10 декабря 1948 года) // - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml


Федерации относится к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ), что подразумевает возложение ответственности за осуществление социальной функции государства, как на органы государственной власти федерального уровня, так и на органы государственной власти субъекта
Российской Федерации.
А на уровне федерального законодательства особый правовой статус ребенка закреплен такими нормативно-правовыми актами, как Семейный кодекс РФ
7
, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
8
, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
9
(далее по тексту также - Федеральный закон N 159), от 24.04.2008 N 48-
ФЗ «Об опеке и попечительстве»
10
, от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
11
и т. д.
Так, статьей 2 Семейного кодекса РФ к семейному законодательству отнесены вопросы определения порядка выявления детей, оставшихся без попечения родителей, форм и порядка их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А в главе 11 Семейного кодекса
Российской Федерации закреплена целая система прав несовершеннолетнего, определяющих его правовой статус. И среди важнейших прав несовершеннолетнего в ней на первом месте стоит право жить и воспитываться в семье.
В правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
7
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // "Российская газета", N 17. 27.01.1996.
8 7.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" (ред. От 28.04.2023) // "Российская газета", N 147, 05.08.1998.
9
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Российская газета", N
248, 27.12.1996.
10
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Российская газета", N 94, 30.04.2008.
11
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственной социальной помощи"
// "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
родителей, как и правовом статусе любых иных субъектов права основными составляющими являются объективные и субъективные права, обязанности и ответственность.
В содержание правоспособности детей-сирот входит их возможность иметь определѐнные права и обязанности, которые не характерны для других категорий граждан, и относятся только к детям-сиротам. Рассмотрев действующее законодательство РФ и соответствующую юридическую литературу, можно прийти к выводу, что единое определение дееспособности несовершеннолетнего ребенка в правовой доктрине не закреплено.
В Семейный кодекс Российской Федерации по аналогии с Конвенцией о правах ребѐнка включено понятие о том, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)»
12
. При этом обращает на себя внимание, то обстоятельство, что Семейный кодекс РФ не определяет правовой статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит указание на то, что дети старше 6 лет обладают ограниченным объемом дееспособности. Дееспособность «возрастает» вместе с ростом ребѐнка, вплоть до достижения им 14 лет. Полную же дееспособность граждане приобретают по достижении ими возраста 18 лет.
Помимо этого, в Гражданском кодексе РФ обозначено такое понятие, как «малолетний», то есть несовершеннолетний, не достигший 14 лет (часть
1 статьи 28 ГК РФ
13
). Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
14
в своих положениях руководствуется совершенно отдельным понятием «не полностью дееспособный гражданин» (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Тем не менее, несмотря на различные трактовки указанных норм
12
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // "Российская газета", N 17. 27.01.1996.
13
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.04.2023) //
Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
14
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Российская газета", N 94, 30.04.2008.

права, основным признаком ребѐнка выступают именно возрастные границы, которые на практике обусловлены его физической и социальной беспомощностью, они же утверждают пределы его правоспособности и дееспособности.
Дееспособность ребенок-сирота имеет следующую специфическую особенность: у него нет родителей, которые представляют его интересы в силу закона, в отличие от детей у которых родители имеются. Законным представителем ребенка-сироты становятся в итоге прохождения определенной процедуры оформления соответствующих документов, предусмотренных законодательными актами.
Таким образом, особенность правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является то, что они самостоятельно, своими действиями, не могут удовлетворять собственные потребности, поскольку не имеют полной гражданской дееспособности, которая необходима для осуществления субъективных прав. На эту проблематику указывает и судебная практика. На реализацию прав данной категории граждан, особенно имущественных прав, в значительное влияние оказывают иные субъекты (в том числе, в случаях предусмотренных законодательством, органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), которые прямо или косвенно воздействуют на ребенка.
В этом отношении очень точно выделяют особенность правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В.Н.
Сусликов и Н.Л. Шкилева
15
. Она заключается в том, что для детей данной категории «исчезает такой объект его прав, как родители, при этом сам несовершеннолетний ребенок продолжает сохранять свои субъективные права».
При этом нормативно-правовые акты Российской Федерации достаточно достоверно описывают признаки, по которым ребѐнок де-юре
15
Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. – 2011. – № 4. –С. 19–23 (с. 21).
признаѐтся сиротой. К основополагающим нормативным правовым актам, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится упоминавшийся выше Федеральный закон N159.
Им регламентируются принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он же определяет правовой статус категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 1 Федерального закона N159 к лицам, имеющим право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (далее также –
«сирота») относит: а) детей-сирот - под которыми подразумеваются лица в возрасте до
18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; б) детей, оставшиеся без попечения родителей, - к которым относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.
Вышеуказанный список причины неограничен, он может быть дополнен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в том порядке, который установлен законодательством (ст. 121
Семейного кодекса РФ). В любом случае, установление факта утраты

попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
Помимо установления правового статуса Федеральный закон N159 устанавливает дополнительные гарантии, в отношении образования, медицинского обслуживания лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он регламентирует их права на обеспечение жилыми помещениями, на труд, на социальную защиту от безработицы. Особенностью данного правового акта является и то, что он регламентирует порядок судебной защиты данной категории лиц.
Спецификой Российской Федерации в указанной сфере является отсутствие закрепления на законодательном уровне такого понятия, как "круглая сирота".
К особенностям правового регулирования можно отнести то, что согласно положениям Федеральный закон N 159 под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадают не только граждане
РФ, но иностранные граждане, а также лица без гражданства, что особенно примечательно в условиях увеличения миграционного трафика из стран СНГ.
Деликтоспособность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также отличается от деликтоспособности иных граждан.
Особенностью является то, что субъектом нарушения прав являются исключительно сироты и относящиеся законом к данной категории граждане.
Следующий элемент правового статуса – их обязанности, которых у детей, оставшихся без попечения родителей, как таковых нет. Возможно, к числу нравственных обязанностей ребѐнка можно записать поддержание гигиены и чистоты места проживания, и соблюдение им норм приличия, соблюдения административного и уголовного законодательства, соблюдение правил распорядка сиротских учреждений.
В качестве обязанностей правоохранительного характера дети,
оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты, в возрасте от четырнадцати до и восемнадцати лет, самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Вред возмещается из имущества несовершеннолетних, а при невозможности или отсутствия такого имущества, ответственность переходит к законным представителям, если они не докажут, что вред возник не по их вине в порядке статьи 1074 Гражданского Кодекса РФ
16
Таким образом, можно выделить следующие особенности правового статуса детей-сирот.
Их правовой статус выражен в нормах объективного права, при этом законодательство Российской Федерации, затрагивающее вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и регулирующее на базовом уровне правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты) представлено достаточно широким спектром нормативно-правовых актов, среди которых выделяются
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, а также целый ряд законов и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровней.
Статус ребѐнка специфичен, прежде всего, его физической и социальной беспомощностью; возрастные же границы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего детерменируются психофизическими возрастными особенностями, опосредованными нормами права. Они и обозначают специфику его правоспособности и дееспособности, а также деликтоспособности.
Правовой статус данной категории детей определяется ещѐ и тем, что юридическое содержание правоотношений с таким субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей, а многие права не могут быть реализованы непосредственно самим
16
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022)
// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.