Файл: 14. Арий, его учение. I вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущие Сына Отцу.

Арий был важным александрийским пресвитером. Современники описывают его как красноречивого проповедника. В личной жизни он придерживался строго аскетизма. В буддизме, христианстве и других религиях под аскетизмом, как правило, понимается комплекс самоограничений, который человек предпринимает для укрощения «мирского» в себе и духовного очищения. 

Арий учил о тварности Сына Божия, о том, что Сын Божий сотворён Богом-Отцом прежде всех век, то есть совершенно ниспровергал учение Церкви о Святой Троице.

а) Сын сотворён Отцом из ничего и, следовательно,

б) Сын есть тварь и имеет начало Своего бытия. Таким образом,

в) природы Отца и Сына принципиально различны, причём

г) Сын занимает подчинённое по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира, а

д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы «внуком».

Епископ Александрийский Александр приказал Арию прекратить распространение своего лжеучения. Лжеучитель, найдя единомышленников среди некоторых епископов, пресвитеров и дьяконов, начал собирать сборища, излагая на них своё еретическое учение. Тогда еп. Александр, с согласия своих сослужителей, около 100 человек, отлучил в 323 г. Ария. Арий уже был зол на Александра, так как тот был избран епископом вместо него.


Арий, считая себя осуждённым несправедливо, обратился знакомым ему епископам, прося помощи. Особенно надеялся он на защиту епископа Евсевия Никомидийского и тот действительно его поддержал, как и некоторые другие епископы.

На волнения в Церкви Константин Великий пытался помирить епископа Александра с Арием, отправив им послание которое оказалось безуспешным.

Константин является на Собор в Никею в 325 и председательствует на нем, хотя в этот момент он не только еще не крещён, но даже не вошёл в число оглашенных (готовящиеся к принятию Крещения).

Когда обсуждается главный спорный вопрос об учении Ария, и долгий спор ни к чему не приводит, предлагают выступить еп. Евсевию Кесарийскому. Он читает крещальный символ веры своей Церкви. И он понравился очень многим, но не потому, что он вносил ясность в спорный вопрос, а как раз потому, что он не содержал в себе ясного разрешения спорного вопроса и, таким образом, мог явиться почвой для компромисса, т. е. мог удовлетворить обе стороны.

Тогда слово взял св. Константин и предложил

в этот символ сделать одно добавление: нужно отметить, что Сын единосущен Отцу. Вот это слово «единосущный» и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария, и вместе с тем – важнейший результат Первого Вселенского Собора.

Еще Никейский Собор привёл к единообразию вычисление даты празднования Пасхи. Была проведена календарная реформа и было постановлено, что Благовещение всегда должно праздноваться в весеннее равноденствие – 25 марта

Однако же, подчиняясь давлению св. Константина, епископы, собравшиеся на I Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была предложена императором. Так св. Константин довёл Вселенский Собор до успешного конца, т. е. до осуждения Ария.

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело.

Возможно, не стоит называть Константина первым христианским императором, т. к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его святым «равноапостольным».

  1. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.


К власти в Константинопо­ле пришёл
начальник дворцовой стражи Юстин 1 (517г.). Несмотря на всю свою простоту и малограмотность, это был вполне пра­вославный император, который к тому же имел замечательного помощника – племянника Юстиниана, получившего великолепное образование. Юстиниана можно на­звать выдающимся богословом. Сразу после того как Юстин стал императором, Юстиниан принимал самое деятельное участие в делах правления, а когда дядя скончался, усы­новленный им племянник стал его преемни­ком.

Правление императора Юстиниана 1 (527-565) протекала в очень трудных условиях, ведь кроме моно­физитской ереси (Божественная природа Христа поглотила человеческую. Эта ересь была осуждена на Четвёртом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году.)были всякие другие проблемы – военные, социальные, этические. В самом начале своего царствования Юстиниан подавил большое народное восстание в Константинопо­ле сгруппированное вокруг цирковых партий (спортивных команд). Эти партии принимали очень большое участие в политике. Юстиниан подавил восстание и тем самым подтвердил свою власть.

Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Юстиниан мечтал о восстановлении Римской империи в ее прежнем объёме. Империя эта понесла очень большие потери в результате великого переселения народов. Восточная и часть со столицей в Константинополе уцелела, в то время как вся западная была еще в V веке захвачена варварами, и на ее развалинах образовалось несколько германских королевств. Катастрофа усугублялась тем, что некоторые из этих варваров исповедовали арианство. Юстиниану ценой огромных усилий всего государства удалось в какой-то степени вернуть часть некогда утраченных владений Римской империи.
Он отвоевал Италию (война продолжалась целых 20 лет) отвоевал острова Средиземного моря, некоторую часть Испании, и отнял у варваров латинскую Африку (область, глав­ным городом которой считался Карфаген).

Знаменитое рим­ское право, которое в некоторых государствах формально продолжало действовать до начала XX века, квалифицировано, т. е. собрано, классифицировано именно Юстинианом. Для церковной истории имеет значение - «Кодекс» Юстиниана, и прежде всего – его, так назы­ваемая, «Новая булла». Кодекс – сборник императорских законов, среди этих законов немало относящихся к церковной жизни. Еще больше таких законов в сборнике «Новеллы». Новеллами назывались новые за­коны Юстиниана, изданные после того, как он кодифицировал право в трёх сборниках. «Новеллы» составляют 4-ю часть юстинианова законодательства.

Законы Юстиниана очень часто касаются церковной жизни. Император считал себя ком­петентным во всех сферах жизни Церкви – например,

в одном из законов он осуждает тех духовных лиц, которые молитвы литургии чи­тают про себя.

В соответствии с древней прак­тикой, он требует чтения молитв и на литур­гии и во время крещения вслух.

 Четырем пер­вым Вселенским Соборам принадлежит боль­шой корпус церковных правил. При Юстиниане, в прямой связи с законода­тельной деятельностью императора, зако­нодательная деятельность соборов прекращается. Ни V Вселен­ский Собор, который произошел в царствова­ние Юстиниана, ни VI Вселенский Собор, ко­торый состоялся более чем через сто лет спустя после смерти этого императора, не издали ни­каких церковных узаконений. Если до Юстиниана церковные каноны мысли­лись как нечто совершенно самостоятельное, не имеющее соприкосновения с областью госу­дарственного законодательства, то после Юс­тиниана (и даже в последние годы его царство­вания) возникают законодательные сборники под названием «Номоканон»– по-гречески значит «закон» (подразумевается государственный закон), и «канон» – церковное правило. В этих номоканонах соборные каноны соседствуют с императорскими указами. Такого типа церковно-законодательные сборники имели распространение впоследствии и в славянском мире. В России такой сборник получил название «Кормчей Книги».