Файл: 14. Арий, его учение. I вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Став христианами, императоры прини­мали непосредственное участие в церковных делах. Однако впервые ясное и законодательно оформленное учение о месте императора в Церкви впервые дал святой Юстиниан Великий, который соз­дал теорию симфонии (это всего лишь первый вариант теории симфонии, т. е. согласия Царства и Свя­щенства, и впоследствии она пересматри­валась).

Теорию симфонии Юстиниан излагает в предисловии к Шестой новелле. По вопросу соотношения Царства и Священства высказывались уже и до Юстиниана, и нередко в том смысле, что Священство намного превосходит Царство. Говорили, например, что Священство заботится о душе, в то время как Царство – о теле. Юстиниан использует другую терминологию. Он говорит, что Свя­щенство управляет делами божественными, а Царство – делами человеческими. Здесь используется христологическая терминология, и догмат Церкви истолковывается в рамках халкидонской христологии. При этом Юстиниан вовсе не отождествляет Священство с Церковью. Понятие Церкви выражается у него словом «человечество», через понятие человеческого общества. В Цер­ковь должно войти все человечество, и если до сих пор кто-то остается вне ее ограды, то это такая же историческая случайность, как и то, что некоторые народы живут вне власти рим­ского императора. Царство, по Юстиниану, должно иметь надзор над священством и попечение об истинных Божиих догматах и чести священников, тогда Бог пошлёт благоденствие. Призвание христианского царя, особый его дар, независимый от священства, чтобы весь мир стал христианским. Теория укоренена в теократическом сознании языческой империи, для которой государство есть священная и абсолютная форма мира, его смысл и оправдание. Недостаток симфонии в том, что она оставляет вопрос о соотношении Церкви и Государства, а рассматривает их как соотношение властей: «светской» и «духовной». Однако А.В. Карташев признает эту доктрину «теоретически наилучшей из всех существующих».

На практике стремление Юстиниана к единству выражалось в беспощадном подавлении всех религиозных «инакомыслящих». Все остатки язычества были выкорчеваны, а язычникам приказано крестится под угрозой конфискации имущества. Всякая религиозная деятельность монтанистов и манихеев была запрещена. Но проблему монофизитства, к которому принадлежало большинство населения в Египте и на Востоке, нельзя было решить силовыми методами. Его главным помощником в этой проблеме была его жена Феодора. С согласия и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с монофизитскими лидерами, предоставляла им убе­жище в нужные времена и активно участвовала в политических интригах, направленных на их примирение с официальной Православной Церко­вью. Тут налицо была продуманная политика кну­та и пряника. Православные считали ее монофизиткой, а монофизиты его – ти­раном. В результате они могли оказывать влияние на обе стороны. Значительная часть жизни и царствования Юстиниана прошла без неё – через пять лет после ее смерти был проведён V Вселенский Собор. Вообще мы не должны ви­деть в Юстиниане только политика, который смотрит на церковные дела под углом узкогосударственных интересов.


15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.

Гай Флавий Валерий Константин (274-337) родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Нише). Происхождение его было, скорее всего, иллирийское. Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм – культ Непобедимого Солнца.

В 305 г. августы Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку. На Востоке стал августом Галерий, на Западе – Констанций (отец будущего императора Константина). После смерти Констанция в Британии 25 июля 306 г. солдаты провозгласили императором Константина. В это же время в Риме вспыхнул бунт. Сын Максимиана Максентий провозгласил себя августом – правителем Италии и Африки.

Как мы знаем из жития св. Константина, он пережил обращение в христианскую веру накануне очень трудной битвы с противником в 312 г., который его многократно превосходил по численности воинов. Ему было видение, после чего он повелел на полковых знамёнах водрузить христианские символы, т. е. открыто заявил, что он становится со всеми своими воинами под защиту Бога христианского.

В результате всех этих событий Константин вошёл в Рим и был провозглашён императором империи, где христиане составляли лишь незначительное меньшинство.

Обращение Константина – поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Император – суверенный самодержец – немедленно и неизбежно оказался вовлечённым в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных политических решений.

В 313 г. был издан Миланский эдикт о веротерпимости ко всем религиям – христианам и язычникам. Это плод договора св. Константина с Ликинием – императором-язычником, который в то время правил восточной частью империи. Константин дозволил принимать христианство всем желающим, приказал вернуть Церкви конфискованное имущество, запретил привлекать христиан к участию в языческих жертвоприношениях. Со временем привилегиями, дарованными духовенству Кафолической Церкви (еретики и раскольники не получают), Константин освободил клириков от налогов и государственных повинностей. Миланский эдикт вовсе не означал, что христианство стало государственной религией. Из многих религий своих

подчинённых он отдавал явное предпочтение христианству. Однако он не сделал ее официальной религией Империи. Этот шаг еще предстояло совершить его преемникам.

Константин не закрывал языческих храмов, не отнимал жалования у языческих жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца который носили Римские императоры.

Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых римских язычников своим заботам об упрочении христианства во всей империи, Константин решился оставить языческий Рим и (в 330 г.) перенёс свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Константинополем; здесь он основал столицу вполне христианскую, уничтожив идолов и украсив город христианскими храмами.

Важной заслугой Константина является созыв I Вселенского Собора.

Константин остро осознавал несовместимость императорской должности с христианской жизнью и не крестился до смерти. Нужно сказать, что приблизительно до 400 г. эта практика была весьма распространена среди лиц, занимавших официальные должности, хотя бы потому, что в их обязанности входило применение пыток и казни к преступникам. Например, Константин приказал казнить собственного сына Криспа и жену Фаусту (326 г.). Эти казни прошли почти в то же самое время, когда Константин председательствовал на Никейском Соборе (325 г.). Константин был крещён на смертном одре арианином-епископом Евсевием Никомидийским.

Возможно, не стоит называть Константина первым христианским императором, т. к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его святым «равноапостольным». Воистину, ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианство. Время Константина – это время массовой христианизации.

Таким образом, поступательное движение, начатое Константином, привело к рождению нового феномена, известного под названием «христианская Империя», – империя, официальным титулом правителя которой было «правоверный царь во Христе Боге» и система правления которой все более вбирала в себя христианские взгляды и христианское вероучение.



16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.

В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора составили Символ Веры в семи членах, куда были внесены слова «Единосущного Отцу». Однако они не дали точного разъяснения этого термина. По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряжённый богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет.

Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам:

1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единственным небиблейским словом в «Символе Веры»;

2) слово «единосущный» в своё время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли модалисты-савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы, отрицавшие их самостоятельность.

Главная роль в борьбе за определение Собора «Сын единосущен Отцу» принадлежит свт. Афанасию Александрийскому. Родился св. Афанасий в Александрии в хрис¬тианской семье. Он получил хорошее образование, хотя и не изучал фило¬софии. В молодых летах предавался самому строгому аскетизму. В 319 г. он был посвящен в диаконы епископом Александром Александрийским. В диаконском сане он участвовал в Никейском Соборе. После смерти Алексан¬дра (328 г.) был избран его преемником и занимал епископскую кафедру 47 лет, из которых 15 провел в изгнании.