Файл: Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе методических рекомендаций Министерства, а также на основе дидактического пособия Информатика и икт 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Адаптированная общеобразовательная программа

по предмету

«Информатика, ИКТ»

(9 класс)


Рупаков Дмитрий

Игнатенко Дмитрий

Разработала:

Учитель информатики: Смирнова Е. А.


2016 – 2017учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 9 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе.

Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

Цели изучения курса:

  • общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;

  • технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;

  • коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.


Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.

Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса

«Информатика и ИКТ»
Учащиеся должны:
знать \ понимать

  • предмет изучения информатики;

  • ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение;

  • элементы диалогового окна;

  • объекты Рабочего стола;

  • элементы окна программы;

  • назначение текстовых редакторов;

  • основные объекты текстового редактора;

  • основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);

  • назначение графического редактора;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;

  • назначение и роль Интернета в развитии общества;

  • технологию поиска информации в Интернете;

  • иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;

  • историю и перспективы развития компьютерных техники;

  • иметь представление о социальных сетях;

  • правила общения в социальных сетях.


уметь

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • приводить примеры информации;

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой, мышью;

  • запускать программы с помощью Главного меню;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;

  • пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;

  • выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;

  • перемещаться по тексту;

  • сохранять текст;

  • пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;

  • создавать изображение в среде графического редактора;

  • сохранять графические изображения;

  • искать информацию с помощью поисковых систем;

  • пользоваться электронной почтой;

  • пользоваться социальными сетями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение – 9 ч.

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и файлами. Стандартные программы Windows.
Практикум

  1. Устройство персонального компьютера.

  2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.

  3. Создание папки.

  4. Стандартные программы Windows.

Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.

Текстовый редактор MICROSOFT WORD. Создание документов в MS Word. Маркированные и нумерованные списки. Построение таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.
Практикум

  1. Ввод и редактирование документа.

  2. Работа с фрагментом текста.

  3. Форматирование текста.

  4. Создание списков.

  5. Создание и редактирование таблицы.

  6. Форматирование таблицы.

  7. Занесение данных в таблицу.

  8. Работа с рисунком.

  9. Вид документа.

  10. Печать документа.

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.


История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.
Практикум

  1. Поиск информации в Интернете.

  2. Создание электронного ящика.

  3. Общение в социальных сетях.


Учебно-тематический план


Сроки

Всего часов

Практических

Отметки о выполнении

КР

ПР

Всего часов

КР

I

четверть


9


1


4







II

четверть


7


-


4







III

четверть


10


-


6







IV

четверть


8


1


3







Год

34

2

17








ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Дата контроля



Входная контрольная работа






Итоговая контрольная работа





ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


п/п

Тема

Дата



Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера






Практическая работа №2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола






Практическая работа №3. Создание папки






Практическая работа №4. Стандартные программы Windows






Практическая работа №5. Ввод и редактирование документа






Практическая работа №6. Работа с фрагментом текста






Практическая работа №7. Форматирование текста






Практическая работа №8. Создание списков






Практическая работа №9. Создание и редактирование таблицы






Практическая работа №10. Форматирование таблицы






Практическая работа №11. Занесение данных в таблицу






Практическая работа №12. Работа с рисунком






Практическая работа №13. Вид документа






Практическая работа №14. Печать документа






Практическая работа №15. Поиск информации в Интернете






Практическая работа №16. Создание электронного ящика






Практическая работа №17. Общение в социальных сетях






ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства:


  • компьютер;

  • проектор;

  • принтер;

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:


  • операционная система Windows;

  • текстовый редактор MS Word;

  • приложение Калькулятор;

  • графический редактор Paint;

  • Webбраузер;

  • текстовый редактор WordPad.





Тема урока

КЧ

Элементы содержания

Образовательные задачи

Коррекционо – развивающие задачи

Дата

Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК

1

ТБ. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки. Модем. Веб – камера.

Повторить с учащимися с правилами поведения в кабинете информатики; архитектуру ПК

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




2

Практическая работа №1

Устройство персонального компьютера. ТБ

1

Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь.

Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




3

Операционная система Windows

1

Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск

Знать элементы управления Рабочего стола, специальные объекты Windows

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




4

Практическая работа №2 Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола. ТБ

1

Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера

Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола; выключать компьютер

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




5

Основные действия с папками и файлами

1

Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов. Операции с файлами. Папка. Вложенная папка.

Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




6

Практическая работа №3 Создание папки. ТБ

1

Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




7

Стандартные программы Windows

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint

Знать стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




8

Практическая работа №4 Стандартные программы Windows. ТБ

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint

Уметь пользоваться стандартными программами операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint

Развитие устойчивого внимания, памяти. Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




9

Входная контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.




Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч

10

Текстовый редактор MICROSOFT WORD

1

Текстовый редактор: возможности, назначение, основные элементы. Основные действия с текстом.

Расширить представления о текстовом редакторе и его возможностях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




11


Создание документов в

MS Word

1

Основные элементы среды Microsoft Word. Создание текста. Ввод текста в документ. Абзац. Редактирование текста. Удаление текста. Форматирование текста. Атрибуты форматирования. Выравнивание текста.

Знать основные элементы среды Microsoft Word; приёмы работы с текстом в Microsoft Word

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




12

Практическая работа №5 Ввод и редактирование документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Проверка правописания. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков ввода текста и его редактирования; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




13

Практическая работа №6 Работа с фрагментом текста. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее сохранённого документа. Редактирование ранее созданного документа. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков редактирования ранее созданного текста; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




14

Практическая работа №7 Форматирование текста. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Форматирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования текста по образцу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




15

Маркированные и нумерованные списки

1

Приёмы создания текстового документа. Нумерованный список. Маркированный список. Примеры. Создание списков

Иметь представление о списках. Знать отличия маркированного списка от нумерованного; правила создания списка

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




16

Практическая работа №8 Создание списков. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Оформление текста в виде списка. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь оформлять текст в виде списка; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




17

Построение таблиц

1

Приёмы создания текстового документа. Таблица. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Построение таблица. Операции с таблицей. Внесение данных в таблицу.

Иметь представление о таблице как о форме представления текстовой информации. Знать правила построения таблицы, операции с ней; правила внесения данных в таблицу

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




18

Практическая работа №9 Создание и редактирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Вставка строки \ столбца в имеющуюся таблицу. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь строить таблицу в текстовом документе; вносить в таблицу данные; добавлять \ удалять строки \ столбцы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




19

Практическая работа №10 Форматирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Создание бланка документа по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования таблицы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




20



Практическая работа №11 Занесение данных в таблицу. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Заполнение бланка документа данными Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков внесения данных в таблицу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




21

Работа с рисунком

1

Приёмы создания текстового документа. Коллекция клипов Microsoft Office. Надписи и объекты WordArt. Панель инструментов Рисование. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Изменение цвета рисунка. Выбор стиля рисунка. Удаление рисунка

Знать правила создания и работы с рисунком в текстовом документе

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




22

Практическая работа №12 Работа с рисунком. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Создание рисунка по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь создавать рисунок в текстовом документе; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




23

Вид документа

1

Приёмы создания рисунка в текстовом документе. Режим просмотра документа. Режим чтения. Параметры просмотра. Дополнительные элементы

Иметь представление о виде документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




24

Практическая работа №13 Вид документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Изменение вида текстового документа в соответствии с требованиями. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




25

Печать документа

1

Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Раздел печати документа. Окно печати документа. Печать документа.

Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




26

Практическая работа №14 Печать документа. ТБ

1

Открытие ранее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа

Продолжить работу над формированием навыков печати документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч

27

История развития компьютерных сетей



1

История развития компьютерных сетей. Этапы развития. Компьютерная сеть. Назначение. Интернет как средство для обмена информацией.

Познакомить с историей развития компьютерных сетей

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




28

Поисковая служба Интернета

1

Поисковая служба Интернета. Яндекс. Google. Рамблер. Mail. Назначение поисковых систем.

Знать поисковые службы Интернета: Яндекс. Google. Рамблер. Mail; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




29

Практическая работа №15 Поиск информации в Интернете. ТБ

1

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб

Уметь выполнять поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




30

Электронная почта

1

Назначение поисковых систем. Электронная почта: возможности, назначение. Схема доставки сообщения. Преимущества и недостатки e-mail. Почтовый адрес

Иметь представление об электронной почте, её возможности, назначение, схеме доставки сообщений, достоинства и недостатки

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




31

Практическая работа №16 Создание электронного ящика. ТБ

1

Создание электронной почты на www.yandex.ru, www.mail.ru

Уметь создавать электронную почту на www.yandex.ru, www.mail.ru

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




32

Социальные сети

1

Назначение поисковых систем. Социальная сеть. Основные функции социальных сетей.

Иметь представление о социальных сетях, их возможностях и назначении

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




33

Практическая работа №17 Общение в социальных сетях. ТБ

1

Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир и др.правила общения в социальных сетях

Знать .правила общения в социальных сетях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям




34

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.