Файл: Роль семьи в системе воспитания детей дошкольного возраста..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

Реферат по дисциплине
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

на тему:

«Роль семьи в системе воспитания детей дошкольного возраста.»
Выполнил:

студент 3 курса гр. ДО-21 специальности «Дошкольное образование»

Паскалова Анна

Омск - 2023

Содержание.


Введение. 2
Глава 1. Роль семьи в воспитании дошкольника. 4


    1. Задачи семьи в воспитании дошкольника. 4


1.2 Типы семейных взаимоотношений. 5
Глава 2. Ошибки семейного воспитания дошкольника. 7
2.1 Конфликты между родителями в воспитании детей. 9
Глава 3.Советы для родителей в воспитании дошкольника. 11
Заключение. 13
Список литературы. 14

Введение
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины .Воспитание имеет огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают

Все прекрасно знают, что главный институт воспитания ребенка – это семья. То, что ребенком было получено в детские годы в семье, отразится на всей его последующей жизни. Почему семья, как институт воспитания, так важна? Ребенок находится в кругу семьи значительную часть своей жизни, и никакой другой институт воспитания по продолжительности воздействия на личность не может сравниться с той ролью, которая отведена семье. Именно в ней закладываются основы характера, и перед тем, как идти в школу, ребенок как личность уже наполовину сформирован.


Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Но не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом важную роль.

Актуальность обусловлена тем, что семья является очень нужным незаменимым и важным для ребенка. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Основная задача семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании позитивного отношения к себе и окружающему миру.


  1. Глава. Роль семьи в воспитании дошкольника.


Кто воспитывает нас? Разумеется, прежде всего, наши родители. На первых порах эта роль принадлежит им всецело, позже они делят ее с разнообразными общественными институтами, однако пока мы не повзрослеем, их роль остается главной и решающей. Какими людьми станем, какими будут наши разум и воля в будущем, зависит от того, какое воспитание и какое педагогическое влияние они на нас окажут.



Несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (яслей, детских садов, школ, развивающих центров), которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. Ведь именно родители являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения и т.д.

Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Эту истину знают все, но почему–то предпочитают ее забывать.
Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.


    1. Задачи семьи в воспитании дошкольника.

Задачи воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр задач семейного воспитания включает в себя привитие ребенку гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитии; культивирование отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности- - всё это зависит от семьи, от родителей.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками - отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Семья - это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших,
заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей

Основная задача работы с родителями, с точки зрения уче6но-теоретической модели,- научить их оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и свое собственное. Рассматривая его как набор реакций на набор стимулов внешней среды, что должно привести к формированию социальных навыков поведения, т. е. сформированного и закрепленного поведения, с помощью которого человек может осуществлять целенаправленные действия, разрешать проблемы, возникающие во взаимодействии между людьми.


    1. Типы семейных взаимоотношений.


В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое
лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.
Невмешательства Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.


  1. .Глава. Ошибки семейного воспитания дошкольника.


В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка.
Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок дошкольного возраста повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Однако, если со стороны родителей, членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней- все ребенку и ничего от него или очень непоследовательной- то безмерно балуют, то требуют непосильного, у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически сказывается на их духовном и нервно-психическом развитии. Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает семейные отношения.