Файл: Несостоятельность рынка и государственное регулирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимость иметь чистые общественные блага обрекает общество на совместные решения, на общественную собственность и совместное финансирование, тогда как просто общественные блага допускают самые разные финансовые и организационные решения.

Источники финансирования чистых общественных благ. Для финансирования чистых общественных благ не возникает вопроса о налогах, взимаемых только с тех, кто получает выгоду, и о компенсациях тем, кто несет ущерб. Чисто рыночные механизмы предоставления общественных благ не работают. Каждый получает выгоды от национальной обороны, уменьшения шума и задымленности, профилактики инфекционных заболеваний и тому подобных услуг независимо от того, кто за них платит. Поэтому, если представить себе на минуту, что вам предложат заплатить за прогноз погоды, вы удивитесь и даже возможно заплатите. Но поскольку многие не заплатят за эту открытую информацию, то и вы прекратите это делать. В результате частные инвестиции в общественные блага кажутся невозможными. Это действительно так, но только для коммерческих частных инвестиций, а благотворительным источникам путь открыт.
Проблема «безбилетника». Допустим, что некто не заплатил налоги. Тем не менее, он пользуется чистыми общественными благами в силу свойства неисключаемости.

"Безбилетник" - это тот кто, пользуется общественными благами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с получением этих выгод.

При наличии "безбилетников" логика "все вдруг", очень популярная у различных утопистов прошлого и настоящего, не проходит: "Если бы все убирали мусор за собой, наши улицы были бы такими же, как в Германии..."; "Если бы мы рационально использовали воду, то и без всяких водомеров..."

Именно из-за "безбилетников", которых нельзя или, точнее слишком дорого, заставить платить, люди упорно не хотят делать то, что, по общему признанию, улучшило благосостояние каждого из них. Каждый не будет ничего делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом. Этот эффект лучше, чем кому-либо известен советским людям: мы пытались на этой благородной, но бесплодной основе строить общественную мораль, правила поведения, в том числе в экономической сфере. Люди не являются законченными эгоистами, они сотрудничают практически всегда, но строить на их сознательности общество невозможно. Задача экономистов - теоретиков и практиков - находить и на макроуровне, и в каждом конкретном случае такие решения, чтобы частный интерес совпадал, хотя бы частично, с общественным. Единых решений для всех времен и народов нет, да и не должно быть.


Эффективность общественных благ. Финансируя производство общественных благ государство, да и благотворительные фонды, преследуют политические цели. В этом смысле общественные блага могут быть названы политическими благами. В этой связи весьма актуальна проблема эффективности производства общественных благ. Опыт национализации многих предприятий в Западной Европе после Второй мировой войны показал, что нужно очень осторожно определять круг частных благ, производство которых следует доверить государству. Эта часть проблемы решается рынком, который показывает во многих случаях более высокую эффективность производства в условиях частной собственности.

Другая часть проблемы: все ли чистые общественные блага следует доверить государству? Кажется, что ответ очевиден: конечно же, да. Но посмотрите, общество считает, что наличие конкуренции между частными телеканалами при контроле государства, более эффективным, чем государственный монополизм в этой сфере. Знаменитый австрийский экономист Фридрих фон Хайек пошел гораздо дальше в этом вопросе. Он спрашивал: почему армия должна быть одна? Пусть их будет несколько. Кто лучше выполняет свои функции, тому правительство и будет платить. Пусть метеослужб будет несколько, несколько может быть и национальных банков: чья валюта надежнее тот и выиграет. Парадоксально, но общество уже двинулось в этом направлении: в США появились частные тюрьмы, частная почта. Если нет конкуренции в производстве общественных благ, то мы можем измерять только затраты, а результаты оценивать неполно, неэкономически. Если есть конкуренция, то есть выбор, соревнование и эффективность повышается. В этом заключается суть российской реформы социальной сферы, начавшейся в 1997 году.
Оптимальный объем чистых общественных благ. Сколько нужно обществу общественных благ? Казалось бы, ответ прост: чем больше, тем лучше. Но не надо забывать, что их производство кое-чего стоит. Любое количество блага может быть потреблено при данном уровне предельных издержек, то есть стоимости производства дополнительной его единицы. Обратите внимание, что понятие единицы чистого общественного блага не одно и то же со стороны спроса и со стороны предложения. Например, радиопередача одна, а слушать ее могут и тысяча человек, и миллион слушателей. Поэтому предложение представлено горизонтальной прямой, так как при данной величине маржинальных затрат на производство общественного блага его потребление неограниченно.



Кривая спроса имеет традиционный вид. В данном случае она показывает суммарную предельную выгоду, полученную всеми вместе потребителями для каждого объема выпуска. Чем больше объем предоставления общественного блага, тем меньше предельная выгода, так как общественное благо получает и тот, кто в нем заинтересован меньше предыдущего получателя.

Р - выгоды потребителей и

издержки производителей



S

D

Q0

Q - количество общественного блага

Рис.16-3. Эффективный объем производства общественного блага.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ.
Несостоятельность рынка.

Несостоятельность государства.

Частные блага.

Общественные блага.

Чистые общественные блага.

Чистые частные блага.

Неконкурентность.

Неисключаемость.

Смешанные блага.

Клубные блага

Вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса на чистые общественные блага.

Эффективный объем чистых общественных благ.

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ
(16-1) Несостоятельность рынка означает, что рынок не обеспечивает эффективное

использование ресурсов.

(16-2) Несостоятельность государства означает, что оно не обеспечивает эффективное

использование ресурсов.

(16-3) С несостоятельностью рынка борются с помощью вмешательства государства, то есть с помощью несостоятельности государства.

(16-4) Общественные блага определяются не бесплатностью предоставления, а

внутренними свойствами этих товаров и услуг.

(16-5) Неконкурентность благ означает свободное получение этих благ. Такие блага называются общественными.

(16-6) Неисключаемость в потреблении благ означает, что невозможно требовать плату от того, кто ими пользовался в отличие от тех, кто ими не пользовался.

(16-7) Общественные блага являются неделимыми.

(16-8) Общественные блага не являются свободными, так как производятся с общественными затратами.

(16-9) Частные блага не обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости.

(16-10) Смешанные блага могут быть и частными, и общественными в зависимости от способа использования.

(16-11) Клубные блага обладают свойством неконкурентности для ограниченного числа потребителей.


(16-12) Источником финансирования чистых общественных благ, как правило, являются налоги.


Вопросы для самопроверки



16.1. В чем разница между чистыми общественными благами и свободными благами?
16.2. Может ли чистое общественное благо быть делимым? Иными словами, может ли общество потребить только половину общественного блага?
16.3. В некоторых небольших российских городах общественный транспорт бесплатен. Почему? Является ли бесплатный проезд в автобусе общественной услугой? А чистой общественной услугой?
16.4. Приведите примеры общественных благ, не являющихся чистыми общественными благами.
16.5. Объясните, какие услуги имеют возможность быть и частными, и общественными, а какие только частными или только общественными?

* Телепрограмма. * Услуги российской армии.

* Услуги заповедника. * Услуги кабельного телевидения.

* Услуги метро. * Услуги охранника.

* Услуги метеорологической службы. * Услуги Санкт-Петербургской дамбы.

Какие из этих благ являются чистыми общественными благами, а какие - свободными?
16.6. Может ли чистое общественное благо предоставляться частной фирмой?
16.7. Верно ли, что предельные издержки предоставления чистого общественного блага еще одному потребителю равны нулю? Так ли это для общественных благ и для свободных благ? Равна ли нулю эластичность предложения чистого общественного блага?


Вопросы для обсуждения



16.8. Почему образование и здравоохранение не являются чистыми общественными благами? Приведите доводы "за" и "против" общественного характера пользования услугами образовательных и лечебных учреждений.
16.9. Являются ли общественные дороги (в России почти все дороги общественные) чистым общественным благом? Общественным благом? Могут ли быть дороги частными? Почему же не все дороги стали частными?




Основы экономической теории 16 - Мицкевич А.А. Дата печати