Файл: Несостоятельность рынка и государственное регулирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Мы не можем больше просить "невидимую руку" делать за нас нашу грязную работу".

(Е.Х. Карр, 1951 г.)

Изучаемые вопросы
Общественные товары и услуги, их свойства. Частные блага. Чистые общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость чистых общественных благ. Классификация благ по характеру получения и по характеру потребления. Смешанные и клубные блага. Спрос на общественные блага и предложение общественных благ. Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективный объем чистых общественных благ.

====================================================================
Общественные товары и услуги (блага). Как ни странно, россияне даже на интуитивном уровне почти не знают, что такое общественные товары и услуги, хотя и прожили большую часть жизни в обществе, где столь многое было общим, государственным. Скорее всего, именно поэтому и не знают. Нам кажется, что все, что предоставляется государством и есть общественные блага. Это не так. Среди услуг, предоставляемых государством бесплатно, многие не относятся экономистами к услугам, имеющим свойства общественных благ. Многие товары и услуги, предоставляемые на льготной основе или которые могут предоставляться за деньги, классифицируются современной экономической теорией как частные.

В рыночной экономике общественными считаются товары не потому, что они принадлежат государству или производятся на государственных предприятиях, а потому, что им свойственен общественный характер потребления.

"Общественное благо - это такое благо, которое даже в случае, если оно потреблено одним человеком, остается доступным для потребления другими" [10].

Такими, например, являются свет светофора, радиопрограмма, национальный парк или поездка в автобусе. Заметьте, что не обязательно общественное благо находится в государственной или другой общественной собственности. Например, в последние годы в России появилось много частных радиостанций. Тем не менее, их радиопрограммы являются общественными услугами.

Такого рода общественный характер потребления получил названиенеконкурентности. Если я потребляю общественное благо, то это не значит, что вы не можете сделать то же самое. В этом случае действительно между нами не возникает конкуренции за обладание общественным благом. Особая природа общественных благ заключается в том, что их потребление может быть только совместным и равным: чем больше достается одному потребителю, тем больше, а не меньше достается любому другому. Впервые на это указывал еще в 1890 г. Уго Маццола, итальянский исследователь проблем государственных финансов.


Еще одной чертой общественного блага является его неделимость. Нельзя продать или потребить часть услуг светофора. Если уж армия создана, то вам предстоит потребление ее услуг в полном объеме.
Чистые общественные блага. Среди всех общественных благ выделяют чистые общественные блага, за которые невозможно требовать плату от того, кто ими пользовался в отличие от тех, кто ими не пользовался. Например, свет светофора является чистым общественным благом, так как бессмысленно заставлять платить именно того, кто воспользовался услугами конкретного светофора вчера. Кроме этого, невозможно исключить потребителей из числа пользующихся чистым общественным благом, например, чистым воздухом или обороной. Даже если пацифист утверждает, что ему лично армия не нужна, то все равно он пользуется ее защитой.

Таким образом, имеет место общественный характер оплаты блага. В экономической теории это называется неисключаемостью. Если вы не заплатили налоги, то все равно пользуетесь услугами армии. Поэтому никого в отдельности нельзя заставить оплачивать армию. Только все вместе мы можем оплатить армию. В этом случае требование оплаты, аналогичной по своему механизму покупке товара в магазине, бывает абсурдным. Например, как бы вы реагировали на сбор платы у каждого светофора? Обычные, так называемые частные блага, получает лишь тот, кто за них заплатил. Получение же чистых общественных благ этим не может быть ограничено. Если уж светофор работает, то его услуги открыты для потребления. Логически это является следствием неисключаемости.
Таблица 16-1. Свойства общественных и чистых общественных благ.




Общественные блага

Чистые общественные блага

Свойства


Неделимость, неконкурентность

неделимость, неконкурентность, неисключаемость


Понятие чистых общественных благ гораздо более ограничено, чем может показаться с первого взгляда. Например, общественное, бесплатное образование не обладает всеми свойствами чистых общественных благ. Чистых общественных благ не так много, но они имеют большое значение в современном обществе и со временем это значение, по крайней мере, не уменьшается.

Смешанные и клубные блага. Смешанные блага

могут быть и частными, и общественными в зависимости от способа использования. Например, тот же прогноз погоды может в более подробном и локализованном варианте распространяться по закрытым линиям связи. В частности, рыбаки за плату получают такой прогноз. Таким образом, прогноз погоды может быть и частным, и общественным благом.

Частные фирмы имеют большие трудности с получением прибыли при продаже продуктов, которые, будучи единожды проданными одному клиенту, становятся доступными для многих без существенных затрат. Таковы, например, программные продукты для персонального компьютера. Несмотря на защиту, пока можно быть уверенным, что, попав на российский рынок большинство из них лишится своей защиты и они будут доступны "пиратам". Есть примеры того, что фирмы - производители программных продуктов, делают свои программы открытыми для использования. Таковы, например, первые версии текстовых редакторов WORD фирмы MicroSoft и отечественного редактора Lexicon. Это делается не только из опасения пиратства, но и в целях рекламы или захвата рынка.

Часто свойство неконкурентности ограничивается емкостью источника благ. Например, в автобусе ограниченное число мест. И тот, кто не смог сесть в переполненный автобус конкурирует с теми, кто смог поехать на автобусе. Тогда как между пассажирами автобуса конкуренции нет. Подобные блага получили название клубных, по аналогии с тем, что в клубы не может быть принято большее число членов, чем имеется мест.

Блага = Товары + Услуги





Экономические Свободные





Чистые частные Частные Общественные Чистые общественные





Общественный характер потребления


Частный характер потребления


Рис. 16-1. Классификация благ по характеру получения (экономические - свободные) и по характеру потребления (чистые частные - …- чистые общественные).
Таблица 16-2. Примеры благ.

Чистые частные

Частные

Общественные

Чистые общественные

Товары разового использования, индивидуальные услуги

Товары длительного пользования

Блага коллективного пользования

Обладают свойствами неисключаемости и неконкурентности

стрижка

велосипед

автобус (услуги по перевозке)

услуги ракетных войск стратегического назначения



Три главных проблемы экономики - Что? Как? Кто? - в отношении чистых общественных благ имеют иные ответы, чем для благ частных.

Кто? Предопределено кто будет потреблять эти блага - все, и чем больше, тем лучше, ибо тем полнее окупаются общественные затраты. Конечно, речь идет о нормальных общественных товарах и услугах, а не о неудачных телепередачах, неверных прогнозах погоды и так далее.

Что будет производиться из общественных благ решается отнюдь не только рыночным механизмом. Скорее соответствующие решения могут быть названы политическими или социальными. Какой быть армии - это чисто политическое решение. Сколько и где именно нужно светофоров определяется скорее простой целесообразностью, чем политическими или экономическими причинами.

Как производить решает, как правило, один из рынков несовершенной конкуренции - монопсония. Государственный чиновник выступает арбитром между конкурирующими фирмами - производителями общественных благ.

Есть общественные блага, которые и заказываются, и распространяются частными компаниями. Таковы теле- и радиопрограммы, например.

Спрос на чистые общественные блага. Рыночный механизм не способен побудить потребителей обнаружить свои предпочтения в отношении таких благ. Ведь ни один человек не в состоянии оказать существенное влияние посредством рыночного механизма на спрос на общественные блага. Для этого его средств будет недостаточно, даже если он очень богат. Каждый получает чистые общественные блага независимо от того платит ли он за них или нет.

Рыночный спрос на чистые общественные блага получается вертикальным суммированием индивидуальных кривых спроса. Предположим, что потенциальных потребителей некоего общественного блага всего два. Индивидуальной кривой спроса каждого из них считают зависимость Q(Р), где Р – цена, которую согласен заплатить потребитель за количество Q общественного блага. Так как это благо доступно и для другого потребителя, который тоже согласен заплатить за это свою цену, то общая плата за Q будет Р1 + Р2 (см. рис. 16-2).

Допустим, что на общественное благо А несколько групп потребителей предъявляют различный спрос: Qii) – объем потребления блага каждым индивидом i-ой группы, а Pi – предельная цена, которую согласна платить вся i-ая группа в целом.


Тогда действует правило вертикального суммирования спроса:

1. Q1 = Q2 = Q3 = Q – это означает, что потребление блага А неконкурентно и каждый представитель любой группы населения потребляет одно и то же количество общественного блага.

2. Р1 + Р2 + Р3 = Р – это означает, Р – общественная (суммарная) цена, складывающаяся из цен (чаще всего сумм налогов), которые согласны уплатить разные группы потребителей.



Р1
Q






Р2
Q



Р1 + Р2

Рис. 16-2. Вертикальное суммирование

кривых индивидуального спроса на

общественное благо.



Q

К сожалению, механизм вертикального суммирования не позволяет практически решить вопрос об уровне оплаты общественных благ через налоги. Причиной этого является практическая невозможность выявления индивидуальных кривых спроса на общественные блага.
На предложение общественных благ влияние отдельных людей может быть весьма значительным. Недаром общественность западных стран давно бьет тревогу по поводу контроля над телеэфиром таких магнатов как Тернер или Мэрдок. В нашей стране контроль финансовых групп над различными телеканалами вызывает подобные опасения. В разных учебных заведениях ученики могут получать знания разного качества по независящим от них причинам. При одних и тех же затратах они имеют разный результат. Это фактически равносильно цене. Поэтому даже бесплатное общественное образование не являются общественным благом. Несмотря на частично общественный характер таких товаров и услуг, как дороги, охрана общественного порядка, школы, больницы, парки и спортивные площадки, обществу предстоит решать как лучше организовать их использование: с привлечением ценового механизма или без.

Производятся общественные блага, как правило, в условиях монопсонии. Государственный чиновник выступает арбитром между конкурирующими фирмами - производителями общественных благ. Сия конкуренция не всегда ведется честно, да и честность чиновника не гарантирована. Даже при условии честной игры рынки государственных заказов довольно выгодны в силу большой емкости этого рынка.